logo
2014_2015 / 1

3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Приступая к изложению настоящей лекции, следует заметить, что в основе каждого из рассматриваемых вопросов лежит значительный нормативный материал. В учебных целях акцент делается, главным образом, на законодательных актах. Вместе с этим следует иметь ввиду, что в реальной практической деятельности придется анализировать и применять большое количество подзаконных актов, связанных с санитарно-эпидемио-логическим надзором с целью минимизации вредного воздействия на здоровье населения загрязнения среды обитания человека.

Для раскрытия темы настоящей лекции необходимо обратить внимание на главу III Федерального закона № 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека».

В настоящей главе сформулированы санитарно-эпидемиологические требования к:

- планировке и застройке городских и сельских поселений (ст. 12);

- продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства (ст. 13);

- потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции (ст. 14);

- пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства (ст. 15);

- продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации (ст. 16);

- организации питания населения (ст. 17);

- водным объектам (ст. 18);

- питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 19);

- атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (ст. 20);

- почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок (ст. 21);

- сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления (ст. 22);

- жилым помещениям (ст. 23);

- эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24);

- условиям труда (ст. 25);

- условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами (ст. 26);

- условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека (ст. 27);

- к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 28);

Из приведенного перечня видно насколько обширно поле объектов правового регулирования в сфере обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. Для эффективной реализации соответствующего правового регулирования необходима четкая организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.

Система федерального государственного санитарно-эпидемиологиче-ского надзора включает в себя:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

- территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологиче-ский надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты обороны и иного специального назначения);

- федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора.

Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологи-ческого надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти.

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.

Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Структура, полномочия, функции и порядок деятельности федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные учреждения и предприятия.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».