3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ).
В силу ст. 3 Федерального закона № 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В ст. 4 Федерального закона № 29-ФЗ указано, что качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
- применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
- проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);
- применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
На основании ст. 5 Федерального закона № 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Органы государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечивают органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий, оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов, а также о мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
Необходимо обратить внимание на Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по информированию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. № 656.
Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства установлены в ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ, согласно которой пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.
К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, в соответствии с которыми водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Важно заметить, что по рассматриваемому вопросу принято очень большое количество подзаконных актов, которые необходимо иметь ввиду при решении конкретной практической ситуации.
Правовое регулирование вопросов, связанных с подачей населению доброкачественной питьевой воды на территории Российской Федерации обеспечивается следующими нормативно-правовыми актами.
- Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»
- СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (Изменение в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»)
- ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»
- СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
- СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод»
Из законодательных актов необходимо обратить внимание на:
Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»
Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регла-мент на молоко и молочную продукцию».
Для Таможенного союза приняты Технические регламенты:
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 883.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», утвержденны решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 882.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 539 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящих Технических регламентов.
В настоящее время качество питьевой воды (на примере холодной воды) контролируется по около 1500 показателям (органолептическим, санитарно-химическим, радиационным, микробиологическим и паразитологическим).
Территориальный орган Роспотребнадзора обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление о выявленных нарушениях в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Организация, осуществляющая водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом Роспотребнадзора до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
В случае существенного ухудшения качества воды, выявленного по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества воды, орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).
Пример: При проведении плановых мероприятий по надзору в отношении молокоперерабатывающего предприятия выявлены следующие нарушения:
- не представлены в полном объеме протоколы исследования проб питьевой воды, установленные программой производственного контроля предприятия, что является нарушением требований п. 1 ст.20, п.2 ст.21 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
- не осуществляются на компьютерном графике режимы пастеризации и контроль, предусмотренный п.12.13 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов»; что является нарушением требований ч. 2 ст.8 Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008г «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
- результаты лабораторных исследований отобранных образцов проб продукции (кефир жирностью 2,5%, количество дрожжей ниже установленной нормы на дату выпуска; молоко сырое по КМАФАнМ) по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и по кислотности молоко сырое не отвечает заявленному сорту (заявлен высший сорт по результатам лабораторных исследований - первый сорт). Продукция маркирована знаком соответствия.
В соответствии с КоАП РФ на юридическое лицо и должностное лицо, ответственное за соблюдение установленных Федеральным законом № 88-ФЗ (в соответствии с должностной инструкцией) составлены протоколы об административном правонарушении по статьям 14.43. ч. 1; 14.43 ч. 2; 14.46 ч. 1. Материалы дел переданы в суды.
Арбитражным судом вынесено постановление о привлечении юридического лица по статье ч. 1. 14.43. КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.
Мировым судом вынесены постановления о привлечении должностных лиц по статьям ч.2. 14.43 и ч. 1. 14.46 к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей и 10 тыс. рублей соответственно.
пример: В территориальное Управление поступило обращение гражданина «З…» с жалобой на реализацию в магазине ООО «…» просроченных слабоалкогольных напитков.
Проведено внеплановое мероприятие по надзору, в результате которого выявлено, что должностным лицом магазина (заведующей секцией) нарушены требования технических регламентов, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан: при реализации пищевой продукции не соблюдаются сроки годности, установленные ее изготовителем, а именно:
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Ягуар Супер Лайт Перфект» производства ООО «Юнайтед Боттлинг Групп» (Россия, 170039, г. Тверь, ул. Паши Савельевой, 84), объемом 0,33 л, дата изготовления 11.06.12 г., годен до 11.06.13 г., в количестве 7 штук по 55-00 рублей;
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Ред девил Перфект» производства ООО «Браво Премиум» (Россия, 196105, г. С.-Петербург, ул. Кузнецовская, д. 52, корп. 3, лит. А), объемом 0,33 л, дата изготовления 26.09.12 г., годен до 26.09.13 г., в количестве 3 штук, и дата изготовления 16.10.12 г., годен до 16.10.13 г., в количестве 5 штук, по цене 62-00 рублей;
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Ягуар Голд Перфект» производства ООО «Юнайтед Боттлинг Групп» (Россия, 170039, г. Тверь, ул. Паши Савельевой, 84), объемом 0,33 л, дата изготовления 08.06.12 г., годен до 08.06.13 г., в количестве 5 штук, и дата изготовления 31.05.12 г., годен до 31.05.2013 г., в количестве 1 штука, по цене 59-00 рублей.
Указанные пищевые продукты сняты с реализации и уничтожены. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.00 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, срок годности которых истек, признаются недоброкачественными и опасными, административная ответственность, за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На должностное лицо, ответственное за данное правонарушение согласно должностной инструкции составлен протокол по статье 14.43 ч. 2. КоАП РФ, материалы направлены в суд. Судьей вынесено постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа на сумму 30 тысяч рублей.
пример: При проведении плановой проверки в отношении ИП Ч….. в магазине выявлено, что нарушены требования технических регламентов:
- хранение продуктов переработки молока и их реализация осуществлялась без соблюдения условий, установленных изготовителем, а именно: молоко цельное сгущенное с сахаром, м.д.ж. 8,5% хранилось на витрине торгового зала вне холодильного оборудования при комнатной температуре, в нарушение температурного режима установленного изготовителем (от 0°С до +10°С), административная ответственность, за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Также в торговом зале выявлены следующие нарушения:
- реализация продукции без наличии на этикетке информации наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации, в том числе без информации по сроку годности: в реализации сельдь соленая по цене 90 рублей (в соответствии ценника), скумбрия холодного копчения по цене 245 рублей (в соответствии ценника), горбуша холодного копчения по цене 250 рублей (в соответствии ценника) производитель ИП М…
- не соблюдаются меры, предупреждающие порчу продуктов, а именно: нарушаются условия реализации пищевой продукции, установленные изготовителем: пресервы изготовителя ИП С…. хранятся при температуре +4 град.С, вместо заявленных на этикетке производителя 0 (-6) град.С, что является нарушением ст. 11, ч.5 ст.15 Федерального Закона РФ от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.3 Федерального закона №29-ФЗ от 02.01.2000г «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п.8.24, 7.5, 13.1, 13.2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.3.3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», ГОСТ Р 51074 -2003 «Продукты пищевые информация для потребителей», глава 2 раздел1 п.1.6. (63) Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) №299 от 28.05.2010г.
- у продавца П... в личной медицинской книжке отсутствуют сведения о лабораторных исследованиях (клинического анализа крови, клинического анализа мочи, биохимического скрининга), обследования на патогенный стафилококк, а также отсутствуют сведения об участии в медицинском осмотре врача- психиатра и врача-нарколога, что является нарушением Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. №302 н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинских осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 14.43 ч. 1 КоАП РФ, материалы направлены в суд. Судьей вынесено постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей. Выдано предписание со сроками исполнения, предписание выполнено в установленные сроки.
пример: При проведении плановых мероприятий по надзору в отношении ресторана «…» ООО «С….», юридическим лицом нарушены подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции и связанные с требованиями к продукции процессам производства и реализации, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан:
- готовое блюдо роллы «Сяке маки» с сырой рыбой не соответствует установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья, а именно: согласно экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы №28/446 от 12.09.2013г. и протоколу лабораторных испытаний № 28/298 от 09.09.2013г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» отдел гигиены и эпидемиологии в г.Самара образец готового блюда роллы «Сяке маки» с сырой рыбой, отобранный 05.09.2013г.по микробиологическим показателям не соответствует требованиям п.3.3.10. Раздела 3 «Единые санитарно эпидемиологические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза 28.05.2010г.№ 299 (в действующей редакции) по показателям КМАФАнМ, БГКП (колиформы), а именно: КМАФАнМ обнаружено 8,1*106 КОЭ/г, гигиенический норматив не более 1*104 КОЭ/г (превышение в 8 раз), бактерии группы кишечных палочек (колиформы) обнаружены в 1,0 г. гигиенический норматив – не допускается в 1,0г., что являетсянарушением: п.5 «Единых санитарно эпидемиологических и гигиенических требований пищевой ценности и пищевых продуктов», п.3.3.10. Раздела 3 «Единые санитарно эпидемиологические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза 28.05.2010г.№299
- допущено производство ролл с использованием сырья (рыба) без необходимого набора и площадей помещений, нарушена поточность технологического процесса, порционирование готовых блюд (ролл) производится в помещении с температурой воздуха выше + 16 градусов С при отсутствии стола с охлаждаемой поверхностью, что является нарушением ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст 17 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г № 52 – ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; п.п. 5.1, 5.2,9.3 СП 2.3.6.1079 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
На юридическое лицо составлены протоколы по статье 6.6. КоАП РФ в том числе о временном запрете деятельности, на должностное лицо составлен протокол по статье 14.43. ч. 2 КоАП РФ. Материалы направлены в суд с ходатайством об административном приостановление деятельности юридического лица.
По статье 6.6 КоАП РФ судьей вынесено постановление об административном приостановлении деятельности на 60 суток. По статье ч.2. 14.43 КоАП РФ судьей вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на сумму 30тыс. рублей.
По истечении срока приостановления деятельности проведена проверка, нарушения юридическим лицом устранены.
- Лекция 1
- В качестве принципов правового статуса врача следует назвать основные принципы охраны здоровья граждан, закрепленные в ст. 4 Федерального закона рф № 323-фз:
- Права и обязанности врача определяются на основании ст.Ст. 70-74 Федерального закона рф № 323-фз.
- 1.2. Правовой статус гражданского служащего
- 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
- 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
- Библиографический список
- Лекция 2
- 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
- 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
- Библиографический список
- Лекция 3
- 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
- 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
- 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
- Библиографический список
- Лекция 4
- Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
- 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
- 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
- 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
- Библиографический список
- Лекция 5
- 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
- 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
- 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
- 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
- 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
- Библиографический список
- Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
- 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
- 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
- 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
- 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
- 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
- Библиографический список
- Лекция 7
- 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
- 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
- 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
- 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
- Библиографический список