7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
На сегодняшний день правительственными и неправительственными организациями принято значительное количество документов, регламентиру-ющих безопасность продукции для здоровья человека, а также разработаны международные стандарты, критерии оценки риска использования различных товаров и среды обитания. В большом информационном массиве названных документов необходимо, в первую очередь, выделить документы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), имеющие стратегическое значение.
Пятьдесят третья сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в своей резолюции WHA53.15 предложила Генеральному директору внедрить глобальную стратегию эпиднадзора за болезнями пищевого происхождения и приступить к реализации ряда других мер в области безопасности пищевых продуктов и здравоохранения. После этого ВОЗ провела совещание по планированию стратегии в области безопасности пищевых продуктов (Женева, 20-22 февраля 2001 г.). По результатам дополнительной консультации с государствами-членами ВОЗ разработала глобальную стратегию в области безопасности пищевых продуктов.
В данном документе выделены проблемы, связанные с глобальной безопасностью пищевых продуктов. В частности, указаны микробиологические риски и болезни пищевого происхождения, причиной которых они являются, представляют собой важную проблему в области здравоохранения, которая становится все более и более актуальной. В течение последних нескольких десятилетий во многих странах отмечается существенное увеличение распространенности болезней, вызываемых микроорганизмами, передаваемыми через пищу, например микроорганизмами вида Salmonella и Campylobacter. В пищевой цепочке возникли новые серьезные факторы риска, такие как энтерогеморрагическая Escherichia coli и губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота.
Химические факторы риска остаются важным источником болезней пищевого происхождения. Химические контаминанты, содержащиеся в пищевых продуктах, включают естественные токсичные вещества, например микотоксины и морские токсины, загрязняющие вещества, содержащиеся в окружающей среде, такие как ртуть и свинец, и естественные вещества, содержащиеся в растениях.
В пищевой цепочке намеренно используются пищевые добавки, микроэлементы, пестициды и ветеринарные средства; однако здесь необходимо, в первую очередь, убедиться в том, что все эти виды использования являются безопасными.
Хотя традиционные подходы в общем и целом оказались весьма успешными, тем не менее, в работе по оценке рисков сейчас также необходимо учитывать группы населения, подверженные этим рискам, комбинированное воздействие нескольких химических веществ, содержащихся в малых количествах, последствия для эндокринной системы и последствия для развития нервной системы плода. Требуется больше данных об употребляемых пищевых продуктах и о концентрациях содержащихся в них контаминантов, в частности в развивающихся странах, в целях оценки этих рисков и управления ими, включая разработку национальных и международных стандартов.
Новые технологии, такие, как генная инженерия, облучение пищевых продуктов и упаковки с измененным составом содержащегося в них воздуха, могут содействовать повышению безопасности производства пищевых продуктов и безопасности самих этих продуктов. Однако до широкого внедрения этих технологий необходимо подвергнуть объективной и строгой оценке потенциальные риски, связанные с их применением. Основные параметры оценки риска должны эффективно доводиться до сведения широкой общественности, с тем чтобы ее можно было привлечь к работе на самых начальных этапах этого процесса. Оценка должна строиться на согласованных в международном масштабе принципах и проводиться с учетом других факторов, таких как польза для здоровья, социально-экономические факторы, этические вопросы и экологические соображения.
Создание потенциала в области безопасности имеет исключительно важное значение в большинстве стран, особенно развивающихся. В качестве средства совершенствования систем безопасности пищевых продуктов на глобальном уровне необходимо использовать как положительный, так и отрицательный опыт стран с хорошо развитыми системами такой безопасности. Болезни пищевого происхождения оказывают существенное воздействие не только на здоровье, но и на развитие. Кроме того, глобализация торговли пищевыми продуктами и разработка международных стандартов на эти продукты способствуют повышению информированности о взаимосвязях, существующих между безопасностью пищевых продуктов и экспортным потенциалом развивающихся стран.
Включение проблемы безопасности пищевых продуктов в политическую повестку дня является первым шагом на пути сокращения распространенности болезней пищевого происхождения; однако даже после того, как сделан этот первый шаг, у многих развивающихся стран будет не хватать технического опыта и финансовых ресурсов для реализации политики в области безопасности пищевых продуктов. Формированию соответствующей базы устойчивого развития могла бы содействовать поддержка со стороны доноров по созданию потенциала, необходимого для
укрепления здоровья и улучшения условий торговли пищевыми продуктами.
Цель глобальной стратегия в области безопасности пищевых продуктов – снижение медико-санитарного и социального бремени болезней пищевого происхождения.
Эта цель будет достигаться по следующим трем основным направлениям работы:
- пропаганда и поддержка работы по созданию устойчивых, комплексных систем безопасности пищевых продуктов, построенных на основе оценки рисков;
- разработка научно обоснованных мер, которые необходимо принимать на протяжении всей цепи производства пищевых продуктов и которые будут направлены на предупреждение воздействия микробиологических факторов и химических веществ в пищевых продуктах на неприемлемых уровнях;
- оценка и управление рисками пищевого происхождения и обнародование информации в сотрудничестве с другими секторами и партнерами.
Необходимо также обратить внимание на Глобальный стратегический механизм (ГСМ) в области продовольственной безопасности и питания – Вторая редакция (Сороковая сессия Комитета по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ), Рим, Италия, 7-11 октября 2013 года).
Настоящий Глобальный стратегический механизм в области продовольственной безопасности и питания (ГСМ) представляет собой единый и открытый документ, который будет утверждаться на пленарной сессии КВПБ. Его цель состоит в улучшении координации и управления согласованной деятельностью многочисленных партнеров. ГСМ будет гибким, чтобы можно было адаптировать его к изменяющимся приоритетам. Основная ценность ГСМ заключается в том, что он является общим механизмом и единым документом, содержащим практические указания по основным рекомендациям стратегического, политического и оперативного характера в области продовольственной безопасности и питания, обоснованность которых обеспечена широким участием, консультациями и общей ответственностью в рамках КВПБ.
ГСМ не имеет обязательной юридической силы. В этом документе излагаются руководящие положения и рекомендации, которые играют роль катализатора последовательных действий широкого ряда заинтересованных сторон на глобальном, региональном и страновом уровнях, с уделением особого внимания первичной ответственности правительств и ключевому значению ответственности самих стран за ведение борьбы с отсутствием продовольственной безопасности и неполноценным питанием.
ГСМ подчеркивает значение согласованности в политических вопросах. Документ предназначен для тех, кто отвечает за принятие политических решений в областях, прямо или косвенно влияющих на уровень продовольственной безопасности и питания, в том числе в сфере торговли, сельского хозяйства, здравоохранения, экологии, природных ресурсов, экономической и инвестиционной политики. Настоящие руководящие принципы и рекомендации следует толковать и применять в соответствии с национальной политикой, национальными правовыми системами и институтами. Кроме того, ГСМ должен стать важным инструментом, предоставляющим необходимую информацию для действий и решений политиков и руководящих органов партнеров по развитию, учреждений, в чью сферу деятельности входят сотрудничество и вопросы гуманитарного характера, а также международных и региональных организаций, финансовых учреждений, исследовательских организаций, организаций гражданского общества (ОГО), частного сектора, НПО и всех прочих значимых заинтересованных сторон, ведущих деятельность в области продовольственной безопасности и питания на глобальном, региональном и страновом уровнях.
ГСМ вобрал в себя важные рекомендации, принятые пленарными сессиями КВПБ, в нем учтены другие действующие механизмы, руководящие принципы и координационные процессы всех уровней, практическая работа стран и заинтересованных сторон, передовая практика, накопленный опыт и подкрепленные фактами знания. Документ должен, пусть не в полной мере, отражать сложившийся между правительствами консенсус, разделяемый всем спектром заинтересованных сторон, включая партнеров по ресурсам, международные организации, научные круги, банки и фонды развития, ОГО и частный сектор. Динамичный характер ГСМ определяется его ежегодным обновлением, предполагающим, в меру целесообразности, включение в документ решений и рекомендаций, принимаемых пленарными сессиями КВПБ.
ГСМ разработан на основе ранее созданных механизмов и имеет целью дополнить эти механизмы и обеспечить их согласованность. В частности, документ вобрал в себя положения Плана действий Всемирного продовольственного саммита и Римской декларации по вопросам всемирной продовольственной безопасности, Заключительной декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности 2009 года, Добровольных руководящих принципов в поддержку поступательного осуществления права на достаточное питание в контексте национальной продовольственной безопасности (ДРППП) и Добровольных руководящих принципов ответственного государственного регулирования вопросов владения и пользования земельными, рыбными и лесными ресурсами в контексте национальной продовольственной безопасности (ДРПРВ).
Среди других документов, использованных для подготовки ГСМ, следует упомянуть, в частности, Обновленную всеобъемлющую рамочную программу действий Организации Объединенных Наций (ОВРПД), Аквильское совместное заявление «восьмерки» по глобальной продовольственной безопасности, Международную оценку сельскохозяйственных знаний, науки и технологии для целей развития (МОСЗНТР), Основы и план действий по усилению внимания к проблеме питания (САН) и Заключительную декларацию Международной конференции по вопросам аграрной реформы и развития сельских районов (МКАРС).
- Лекция 1
- В качестве принципов правового статуса врача следует назвать основные принципы охраны здоровья граждан, закрепленные в ст. 4 Федерального закона рф № 323-фз:
- Права и обязанности врача определяются на основании ст.Ст. 70-74 Федерального закона рф № 323-фз.
- 1.2. Правовой статус гражданского служащего
- 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
- 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
- Библиографический список
- Лекция 2
- 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
- 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
- Библиографический список
- Лекция 3
- 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
- 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
- 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
- Библиографический список
- Лекция 4
- Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
- 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
- 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
- 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
- Библиографический список
- Лекция 5
- 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
- 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
- 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
- 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
- 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
- Библиографический список
- Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
- 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
- 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
- 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
- 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
- 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
- Библиографический список
- Лекция 7
- 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
- 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
- 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
- 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
- Библиографический список