6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В гл. 5 Федерального закона № 210-ФЗ изложены правовые основы использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Так, в ст. 19 установлены общие требования к использованию информационно-телекоммуника-ционных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, согласно которым предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также требования к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Технические стандарты и требования, включая требования к технологической совместимости информационных систем, требования к стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме при информационно-технологическом взаимодействии информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 210-ФЗ ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.
Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме, содержит сведения, определенные настоящим Федеральным законом. Правила ведения федерального реестра государственных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы, в том числе порядок размещения в ней сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.
При создании региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг, должна быть предусмотрена возможность их интеграции с федеральной государственной информационной системой.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг.
Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:
1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;
2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в настоящем Федеральном законе;
3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги либо услуги;
4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом;
6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг;
7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.
В силу ст. 21.1 Федерального закона № 210-ФЗ обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и требованиями настоящего Федерального закона.
Виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, и порядок их использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ст. 21.2. Федерального закона № 210-ФЗ определено, что правила использования простых электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг, в том числе правила создания и выдачи ключей простых электронных подписей, а также перечень органов и организаций, имеющих право на создание и выдачу ключей простых электронных подписей в целях оказания государственных и муниципальных услуг, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие правила должны предусматривать в том числе:
1) требования, которым должны соответствовать простые электронные подписи и (или) технологии их создания;
2) способы установления личности лица при выдаче ему ключа простой электронной подписи в целях получения государственных и муниципальных услуг.
При оказании государственных и муниципальных услуг с использованием простых электронных подписей должны обеспечиваться:
1) возможность бесплатного получения любыми лицами ключей простых электронных подписей для использования в целях получения государственных и муниципальных услуг;
2) отсутствие необходимости использования физическими и юридическими лицами программных и аппаратных средств, специально предназначенных для получения государственных и муниципальных услуг с использованием простых электронных подписей.
Запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги, подписанные простой электронной подписью и поданные заявителем с соблюдением требований настоящего Федерального закона, признаются равнозначными запросу и иным документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе, за исключением случаев, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами установлен запрет на обращение за получением государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», цель которой – получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий.
Задачами Программы являются:
- обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие технической и технологической основы становления информационного общества;
- предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.
Приоритеты Программы определены Концепцией и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 (далее - Стратегия).
Согласно Концепции одним из вызовов, на который должна ответить Российская Федерация, является переход развитых стран к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области информатики, в том числе в здравоохранении и других сферах. Ответ на этот вызов - инновационный сценарий, направленный на формирование новой экономики, или экономики знаний и высоких технологий, в число ведущих отраслей которой входят отрасли связи и информационных технологий.
В отношении отрасли информационных технологий Концепция определяет такие цели, как повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления.
Концепция определяет 5 приоритетных направлений развития информационных технологий:
- формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий;
- обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти;
- противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.
Согласно Стратегии целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий.
Стратегия определяет следующие направления деятельности в сфере реализации Программы:
- формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий;
- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Для реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ, указанной Программы, а также Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 442-р «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнения государственных функций осуществляется в электронном виде» приказом Роспотребнадзора от 16 мая 2011 года № 490 утвержден план мероприятий по совершенствованию информационного обеспечения и внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора.
Планом предусмотрены следующие мероприятия:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
1.1. Подготовка проекта приказа об утверждении перечня документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в электронном виде.
1.2. Подготовка проекта приказа о порядке обеспечения должностных лиц Роспотребнадзора электронной цифровой подписью.
1.3. Подготовка проекта приказа о порядке внутриведомственного обмена электронными документами, содержащими конфиденциальную информацию.
2. Внедрение электронной цифровой подписи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.1. Подключение удостоверяющего центра Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к системе удостоверяющих центров, формируемых Минкомсвязью России.
2.2. Подключение к ведомственному удостоверяющему центру управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и обеспечение средствами электронной цифровой подписи.
2.3. Подключение к ведомственному удостоверяющему центру всех подведомственных Роспотребнадзору организаций.
2.4. Проведение семинара по вопросам использования информационных технологий в деятельности Роспотребнадзора и подведомственных ему органах и организациях.
3. Создание и внедрение электронного документооборота в деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций.
3.1. Проведение обследования и проектирование системы электронного документооборота Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.2. Создание и внедрение системы электронного документооборота в деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.3. Внедрение системы электронного документооборота в деятельность органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.4. Создание электронного архива Роспотребнадзора.
4. Совершенствование межведомственного электронного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.1. Регистрация информационных систем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в реестре федеральных государственных информационных систем.
4.2. Заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных услуг и исполнении государственных функций в электронном виде.
4.3. Разработка программного обеспечения для организации информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти.
4.4. Разработка электронных сервисов информационных систем Роспотребнадзора в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
4.5. Регистрация в Минкомсвязи России электронных сервисов информационных систем Роспотребнадзора в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
Важным технологическим фактором достижения указанных плановых мероприятий является официальный сайт Роспотребнадзора, на котором представлена вся необходимая информация для обеспечения эффективного электронного взаимодействия.
Одним из важных разделов сайта назван раздел «Вопросы и ответы». Данный раздел позволяет оперативно получать информацию специалистов Роспотребнадзора по любому вопросу, находящемуся в сфере его деятельности. Так, например на вопрос: «Какой информационной системой можно пользоваться с 1-го июля 2010 для предоставления электронной формы документов, подтверждающих безопасность, заверенных электронной цифровой подписи?» дан следующий ответ: «Определение информационной системы для предоставления электронной формы документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров, заверенных электронной цифровой подписью определяется Комиссией таможенного союза, а также таможенными органами».
- Лекция 1
- В качестве принципов правового статуса врача следует назвать основные принципы охраны здоровья граждан, закрепленные в ст. 4 Федерального закона рф № 323-фз:
- Права и обязанности врача определяются на основании ст.Ст. 70-74 Федерального закона рф № 323-фз.
- 1.2. Правовой статус гражданского служащего
- 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
- 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
- Библиографический список
- Лекция 2
- 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
- 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
- Библиографический список
- Лекция 3
- 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
- 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
- 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
- Библиографический список
- Лекция 4
- Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
- 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
- 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
- 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
- Библиографический список
- Лекция 5
- 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
- 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
- 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
- 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
- 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
- Библиографический список
- Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
- 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
- 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
- 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
- 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
- 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
- Библиографический список
- Лекция 7
- 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
- 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
- 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
- 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
- Библиографический список