4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
Согласно ст. 30 Федерального закона № 52-ФЗ санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары). Ввоз на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - специализированные пункты пропуска). Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Не допускаются к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также таможенными органами в части проведения проверки документов в специализированных пунктах пропуска.
При осуществлении санитарно-карантинного контроля в специализированных пунктах пропуска должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии товаров и грузов на территорию Российской Федерации.
По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения досмотра товаров и грузов должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специализированных пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и случаев, когда проводится досмотр товаров и грузов) определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Российской Федерации, а также мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В разделе IV СП 3.4.2318–08 установлены санитарно-эпидемиологические требования в пунктах пропуска через государственную границу.
Санитарно-эпидемиологические требования в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации предъявляют к территории пункта пропуска, транспортным организациям, транспортным средствам международных сообщений, членам экипажей морских (речных), воздушных судов, поездных бригад, водителям автотранспорта, а также к лицам, совершающим международные поездки, и перевозимых через границу их багажу, товарам и грузам (п. 4.1).
В пунктах пропуска обеспечивают:
надлежащее санитарное состояние территории и находящихся на ней объектов;
защиту территории транспортных организаций, а также расположенных на ней зданий, сооружений и транспортных средств от проникновения и распространения грызунов, насекомых и проведение мероприятий по борьбе с грызунами, комарами и другими членистоногими в соответствии с установленными требованиями;
питьевым водоснабжением, объектами питания, общественными туалетами, отвечающими требованиям санитарных правил;
эффективной системой удаления и обеззараживания экскрементов, отбросов, сточных вод, забракованных пищевых продуктов и других факторов риска для здоровья человека;
проведение профилактической (ежегодно) и по эпидемиологическим показаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
подготовку экипажей транспортных средств по вопросам профилактики Болезней и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении этих Болезней (или подозрении на них) – (п. 4.2).
Исполнение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации возложено на должностных лиц управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, создающих специальные подразделения (санитарно-карантинные пункты – СКП, пограничные санитарно-карантин-ные пункты – ПСКП, санитарно-карантинные отделы – СКО), функционирующие в соответствии с характером и схемой деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (п. 4.3).
Взаимодействие должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска с должностными лицами, осуществляющими пограничный, таможенный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, миграционный и транспортный контроль, осуществляется в установленном порядке (п. 4.4).
Cанитарно-карантинный контроль лиц, транспортных средств, товаров и грузов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется до проведения иных видов государственного контроля (п. 4.5).
Помещения, сооружения и материально-технические средства, в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, необходимые для проведения комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих потенциальную опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации товаров, биологических, химических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, должны соответствовать установленным требованиям (п. 4.6).
Организацию санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляют:
- по постоянной схеме при наличии регулярных транспортных перевозок;
- по временной схеме (выездные бригады-группы специалистов, определенные приказом органов Роспотребнадзора) при поступлении информации о международных транспортных средствах, прибывающих или убывающих за рубеж, от администрации пункта пропуска, таможенных органов или пограничной службы (п. 4.7).
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации:
- получают от администрации аэропортов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных организаций, ежесуточные сводки движения транспортных средств;
- организуют проведение противоэпидемических мероприятий при выявлении больных (подозрительных) Болезнями на транспортном средстве и в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- обеспечивают контроль готовности изолятора для временной изоляции выявленных больных, лиц с подозрением на Болезнь;
- утверждают оперативные планы противоэпидемической готовности российских транспортных средств, осуществляющих международные рейсы;
- проводят контроль противоэпидемической готовности российских транспортных средств, осуществляющих международные перевозки в страны, имеющие зараженные районы, в том числе оснащения защитной одеждой, необходимым медицинским оборудованием, лекарственными и профилактическими препаратами, дезинфекционными, дезинсекционными средствами и ратицидами;
- организуют проведение подготовки экипажей транспортных средств по вопросам профилактики Болезней и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев Болезней (или подозрений на них);
- проводят контроль за подготовкой членов экипажей морских (речных), воздушных судов, поездных бригад, водителей автотранспорта по вопросам эпидемиологии, профилактики и проведения противоэпидемических мероприятий при возникновении Болезней в пути следования транспортных средств;
- осуществляют государственный санитарно - эпидемиологический надзор за территорией пункта пропуска, объектами инфраструктуры пункта пропуска, транспортными предприятиями в пункте пропуска, транспортными средствами международного сообщения, находящимися на территории пункта пропуска;
- контролируют выполнение требований санитарных правил перевозки химических, биологических веществ, радиоактивных материалов, грузов;
- осуществляют санитарно-карантинный контроль ввозимых товаров, химических, биологических веществ и радиоактивных материалов, отходов и иных грузов, представляющих потенциальную опасность для человека;
- организуют по показаниям проведение лабораторно-инструментально-го контроля грузов, товаров и материалов, прибывающих из контаминированных районов в результате химических и биологических аварий;
- при выявлении нарушений санитарного законодательства выдают предписания с целью недопущения завоза Болезней, носителей и переносчиков возбудителей Болезней, а также грузов и товаров, запрещенных для реализации на территории Российской Федерации, грузов, признанных опасными для здоровья населения после проведения инструментально-лаборатор-ных методов контроля;
- осуществляют контроль за безопасным удалением любых контаминированных и подозрительных на контаминацию объектов из транспортных средств (воды, продуктов питания, отходов жизнедеятельности людей или животных, сточных вод и других объектов) – (п. 4.8).
Руководители транспортных организаций, операторы перевозки, владельцы транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, обеспечивают:
- соответствие транспортных средств, допущенных в международный рейс, санитарно-гигиеническим требованиям;
- противоэпидемическую готовность транспортных средств;
- оперативное информирование должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, о каждом случае заболевания среди членов экипажей и пассажиров и санитарно-эпидемиологической обстановке на транспортном средстве;
- разработку и корректирование не реже 1 раза в год оперативных планов противоэпидемической готовности российских транспортных средств, осуществляющих международные рейсы;
- подготовку членов экипажей (бригад, водителей) транспортных средств по вопросам профилактики Болезней и проведения первичных противоэпидемических мероприятий;
- проведение мероприятий по недопущению загрязнения окружающей среды (акватории портов, территорий аэропортов, железнодорожных станций и автовокзалов) сточными хозяйственно-бытовыми и балластными водами, мусором;
- защиту транспортных средств от проникновения и распространения грызунов, насекомых-переносчиков;
- проведение профилактической и по эпидемиологическим показаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспортного средства;
- проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случае выявления в пути следования среди пассажиров или членов экипажа (бригад) Болезней;
- химиопрофилактику малярии членам экипажа до и во время рейса на транспортных средствах, заходящих в порты эндемичных по малярии стран;
- проведение по показаниям деконтаминации транспортного средства (п. 4.9).
Администрация пунктов пропуска, обеспечивает:
- надлежащее санитарное состояние территории пункта пропуска и расположенных на ней объектов;
- выделение и оборудование в морских и речных портах, аэропортах, железнодорожных и автодорожных вокзалах и станциях, открытых для международного сообщения, санитарных причалов, стоянок, тупиков, площадок, в соответствии с установленными требованиями, для временной изоляции транспортных средств и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию транспортных средств;
- защиту территории пункта пропуска и расположенных на них зданий, сооружений от проникновения и распространения грызунов, насекомых – переносчиков;
- предупреждение загрязнения окружающей среды (акватории портов, территорий аэропортов, железнодорожных станций и автовокзалов) сточными хозяйственно-бытовыми и балластными водами, мусором;
- предоставление помещений на территории пункта пропуска для размещения персонала, осуществляющего санитарно-карантинный контроль, и временной изоляции больного;
- выделение в распоряжение медицинских учреждений транспорта (автомашина, катер) для оперативного проведения санитарно-карантинного контроля (противоэпидемических мероприятий);
- эффективную систему удаления и обеззараживания экскрементов, отбросов, сточных вод, забракованных пищевых продуктов и других опасных для здоровья людей объектов;
- выделение специальных мест для перегрузки опасных грузов и соблюдение условий их временного хранения;
- выделение помещения (пункта) для временного содержания пассажиров из числа иностранных граждан, не допущенных к паспортному контролю по состоянию здоровья;
- в зоне прямого транзита в любом аэропорту выделение помещений для размещения людей и животных (п. 4.10).
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при наличии реальной угрозы заноса Болезней и возникновения Чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут подвергнуть санитарно-карантинному контролю по прибытии любое транспортное средство, товары и грузы, а также любое лицо, прибывшее международным рейсом (п. 4.11).
Ответственные члены экипажа транспортного средства заблаговременно информируют аэропорт, порт, железнодорожный и автодорожный вокзалы прибытия о каждом случае заболевания на борту, в поезде, автобусе, а также о санитарном состоянии на транспортном средстве; руководители транспортных организаций немедленно передают полученную информацию должностным лицам, на которых возложено проведение санитарно-карантинного контроля в пункте пропуска через государственную границу (п. 4.12).
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, на основе сведений, полученных от ответственного члена экипажа транспортного средства до его прибытия, об отсутствии на нем больных, подозрительных на Болезни, насекомых-переносчиков этих Болезней, павших грызунов, радиационных и химических аварий при перевозках опасных грузов, дают разрешение на право свободной практики в морском, речном порту, аэропорту, на автовокзале, железнодорожном вокзале (станции) – (п. 4.13).
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, при получении информации об отсутствии на транспортном средстве до его прибытия в пункт пропуска больных, радиационных и химических аварий при перевозках опасных грузов, не применяют медико-санитарные меры к:
- воздушным судам, прибывающим из незараженных районов;
- транзитным воздушным судам в случаях, если нахождение судна будет ограничено определенной зоной аэропорта без права посадки или высадки пассажиров, погрузки или разгрузки грузов; любому такому воздушному судну разрешается взять на борт под контролем должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, запасы топлива, воды, продовольствия;
- морским (речным) судам, следующим из незараженных районов и (или) проходящим морским путем или по внутренним путям в порт, находящийся на территории другого государства;
- морским (речным) судам, проходящим без захода в порт или высадки членов экипажа и пассажиров на берег;
- наземным транспортным средствам, прибывающим из незараженных районов и пересекающим территорию без посадки и высадки пассажиров, погрузки или выгрузки товаров и грузов (п. 4.14).
Транспортное средство, прибывшее из страны, от которой имеется уведомление о событиях, которые могут представлять собой Чрезвычайную ситуацию, а также имеющее на борту товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для здоровья населения, подлежит обязательному санитарно-карантинному контролю (п. 4.15).
Санитарно-карантинный контроль прибывающих транспортных средств включает:
- оценку информации, получаемой от экипажей транспортных средств (командира или ответственного лица) до его прибытия, согласно сведениям Морской медико-санитарной декларации, Медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте;
- проверку по прибытии перечисленных медико-санитарных документов, на морских судах – свидетельства о прохождении судном санитарного контроля / свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля;
- проверку санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте, журналов регистрации обращений за медицинской помощью на пассажирских морских (речных) судах;
- проведение при необходимости медицинского осмотра (опроса, термометрии, проверки международных свидетельств о вакцинации или профилактике) членов экипажа, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспорта, пассажиров;
- визуальный осмотр транспортных средств (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), контейнеров, грузов и товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, не связанный со вскрытием грузовых помещений транспортного средства и с нарушением упаковки грузов и товаров, в том числе осмотр на наличие носителей и переносчиков возбудителей Болезней (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
- проверку в случае, когда перевозимый груз представляет потенциальную опасность для здоровья населения - товарно-транспортных и иных документов, наличие и ведение которых регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами, иными нормативными правовыми актами;
- радиационный контроль транспортных средств, перевозимых грузов и товаров;
- досмотр при необходимости транспортных средств, грузов и товаров в целях установления соответствия санитарным правилам, связанный со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров либо емкостей, контейнеров и других мест;
- индикацию при необходимости потенциально опасных химических веществ с целью выявления контаминации транспортного средства, груза;
- отбор при необходимости проб грузов, товаров (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов) для проведения экспертизы в целях определения их качества, соответствия санитарным требованиям, выявления токсических веществ;
- отбор при необходимости для исследований проб воздуха, воды и почвы на территории пункта пропуска (п. 4.16).
По результатам санитарно-карантинного контроля должностным лицом, осуществляющим его, принимается решение:
- о выдаче разрешения на посадку или высадку пассажиров, разгрузку или погрузку грузов, багажа или запасов (свободная практика согласно определению ММСП – 2005 г.) воздушным судам - в аэропорту, морским, речным судам – в морском (речном) порту, автотранспорту и железнодорожному транспорту – на авто- и железнодорожной станции;
- о необходимости отведения транспортного средства на санитарную стоянку, санитарный причал, санитарную площадку, санитарный тупик для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- о выдаче предписания о санитарных правонарушениях должностным, юридическим лицам и гражданам, создавшим угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- о подготовке материалов для привлечения к административной или уголовной ответственности лиц, допустивших санитарные правонарушения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящих санитарных правил (п. 4.17).
При выезде с территории Российской Федерации должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проверяют:
- на морских судах – свидетельство о прохождении судном санитарного контроля / свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля, морскую медико-санитарную декларацию, санитарное свидетельство на право эксплуатации судна, протокол санитарно-гигиенического обследования соответствующего оборудования морского (речного) судна для предотвращения опасности попадания возбудителей Болезней в объекты окружающей среды;
- на воздушных судах – медико-санитарную часть общей декларации воздушного судна с отметкой о последней проведенной профилактической дезинфекции, дезинсекции или других санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, примененных к судну;
- на железнодорожном транспорте – санитарный журнал;
- международные свидетельства о вакцинации или профилактике у пассажиров и экипажа транспортного средства, выезжающего в эпидемически неблагополучные страны, отсутствие у пассажира международного свидетельства о вакцинации или профилактике не является препятствием для выезда (п. 4.18).
Наличие документа о вакцинации против Болезней обязательно для каждого члена экипажа транспортного средства, пользующегося любым портом, аэропортом, железнодорожными или автодорожными вокзалами и станциями, расположенными в эпидемически неблагополучных странах (п. 4.19).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, направляющие граждан в страны, неблагополучные по Болезням, а также осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, при организации поездок в страны, неблагополучные по Болезням, извещают граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, симптомах Болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания, и необходимости вакцинации (п. 4.20).
На автодорожных и железнодорожных вокзалах, станциях и переходах выезд транспортных средств допускают без проведения санитарно-карантинного контроля, если иное решение не принято по санитарно-эпидемиологическим показаниям (наличие больных и подозрительных на заражение возбудителями Болезней, насекомых – переносчиков, грызунов, следов их пребывания, при наличии опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого) – (п. 4.21).
По результатам санитарно-карантинного контроля должностное лицо, осуществляющее его, принимает решение об отведении (постановке) транспортного средства на санитарный причал, санитарную стоянку, санитарную площадку, санитарный тупик, если перед убытием на нем выявлено:
- наличие лиц с подозрением на Болезнь и (или) возможность проникновения на транспортное средство носителей или переносчиков возбудителей этих Болезней;
- неудовлетворительное санитарное состояние осмотренных участков транспортного средства, которое может привести к угрозе возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди экипажа и пассажиров (п. 4.22).
В случаях отсутствия возможностей для осуществления противоэпидемических мероприятий, дезинфекции, дезинсекции, дератизации возможна выдача разрешения на выезд при соблюдении следующих условий:
- во время отправления транспортного средства направляют сообщение в следующий пункт въезда;
- обнаруженные факты и необходимые меры контроля указывают в медико-санитарной части общей декларации воздушного судна, морской медико-санитарной декларации морского (речного) судна или свидетельстве о прохождении судном санитарного контроля, санитарном журнале поезда (п. 4.23).
Необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 500 утверждены Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее – Правила), в п. 2 которых указано, что санитарно-карантинный контроль осуществляется:
а) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска (далее - специализированные пункты пропуска) - в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением (далее соответственно - Единый перечень, подконтрольные товары);
- в пунктах пропуска - в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции;
б) таможенными органами - в специализированных пунктах пропуска в части проведения проверки документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, в отношении подконтрольных товаров (за исключением товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции).
В п. 3 Правил определено, что санитарно-карантинному контролю подлежат транспортные средства, а также лица при прибытии (убытии) на единую таможенную территорию (с территории) Таможенного союза при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рисками возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:
а) прибытие (убытие) транспортного средства из стран (в страну), имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, и из стран, имеющих районы радиационных, химических и биологических аварий;
б) несообщение в установленном порядке предварительной информации об отсутствии на борту воздушного или морского (речного) судна лиц с подозрением на болезнь, требующую проведения мероприятий по санитарной охране территории;
в) наличие на транспортном средстве лиц, прибывших из стран, имеющих зараженные опасными инфекционными болезнями людей районы, или прибывших из таких стран в пределах инкубационного периода;
г) выявление в ходе ранее осуществленного санитарно-карантинного контроля нарушений законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на транспортном средстве, осуществляющем международные перевозки;
д) наличие на транспортном средстве международных почтовых отправлений с нарушенной целостностью, которые содержат белье, одежду, постельные принадлежности или иные предметы хозяйственного обихода, посуду, игрушки, бывшие в употреблении, и которые поступили из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, или из зон эпидемий;
е) поступление информации о наличии на транспортном средстве лиц с подозрением на инфекционную болезнь;
ж) наличие грызунов или следов их пребывания в транспортном средстве;
з) наличие насекомых в транспортном средстве, которое прибыло из стран, имеющих зараженные инфекционными болезнями людей районы, или из зон эпидемий;
и) установление факта перемещения транспортного средства, подконтрольных товаров с повышенным радиационным фоном.
В соответствии с п. 7 Правил в целях предупреждения завоза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) людей должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при наличии соответствующих рисков в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводят:
а) опрос (анкетирование) прибывших в пункты пропуска членов экипажа воздушного, морского (речного) судна, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспортных средств и пассажиров о состоянии их здоровья;
б) термометрию членов экипажа воздушного, морского (речного) судна, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспортных средств и пассажиров;
в) направление на медицинский осмотр лиц, прибывших в пункты пропуска, при наличии жалоб на состояние здоровья;
г) санитарный досмотр транспортного средства (пищеблока, систем водоснабжения, систем сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотр на наличие носителей и переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний (насекомых, грызунов или следов их пребывания).
В силу п. 9 Правил при наличии на транспортном средстве соответствующих рисков возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
а) доводят информацию до должностных лиц, осуществляющих пограничный контроль, о применении в отношении водителя автотранспортного средства, членов экипажа воздушного, морского (речного) судна, работников поездной и локомотивной бригад, пассажиров и других лиц режима ограничения свободного общения с представителями органов пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также с представителями порта (аэропорта);
б) организуют проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий силами и средствами органов и учреждений в соответствии с комплексными планами мероприятий по санитарной охране территорий субъектов Российской Федерации;
в) выдают предписание перевозчику или лицу, действующему по его поручению (далее - перевозчик), на проведение дезинфекционных, дезинсекционных и (или) дератизационных мероприятий.
После ликвидации установленных рисков возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предоставляют транспортному средству право свободной практики (п. 10).
В п. 18 Правил установлено, что должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информируют должностных лиц таможенных органов о необходимости проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, определенных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в следующих случаях:
а) прибытие подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;
б) поступление информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением (далее - Единые санитарные требования);
в) применение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека системы управления рисками, в соответствии с которой ввозимые подконтрольные товары подлежат оценке (осмотру, досмотру).
Согласно п. 19 Правил Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оперативно информирует Федеральную таможенную службу о применении временных медико-санитарных мер в отношении отдельных подконтрольных товаров и об определении конкретных специализированных пунктов пропуска, в которых будет проводиться оценка (осмотр, досмотр) этих подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также о сроках применения указанных мер.
При введении временных медико-санитарных мер Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет оперативное согласование с Федеральной таможенной службой кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза подконтрольных товаров, в отношении которых вводятся такие меры.
Примеры практической реализации на воздушном транспорте.
Практические мероприятия по санитарной охране разворачиваются в зависимости от полученной информации о месте выявления больного:
больной выявлен экипажем во время крейсерского полёта;
больной выявлен сотрудником санитарно-карантинного пункта (далее – СКП) при встрече воздушного судна;
больной выявлен при прохождении паспортного и таможенного контроля.
В первом случае дежурным сотрудником СКП отменяется обычный порядок встречи ВС, выполняющего международный авиарейс, посредством доклада сменному начальнику аэропорта по системе внутрипортовой связи и включается схема оповещения всех служб о выявлении больного или лиц, подозрительных на заражение инфекционными болезнями, для проведения мероприятий по санитарной охране территории, а также оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий.
ВС судно после приземления устанавливается на санитарную стоянку, оборудованную автономными системами жизнеобеспечения (энергоподачи, водоснабжения, сбора и обеззараживания сточных вод и бытовых отходов).
Отделом полиции при аэропорте обеспечивается охрана санитарной стоянки.
Сотрудником СКП на борт ВС вызывается врач медпункта аэропорта для обследования больного и установления предварительного диагноза.
В случае установления диагноза заболевания, не представляющего опасности для заражения других людей и распространения на территории РФ, сотрудником СКП отменяются мероприятия по санитарной охране и разрешается обычный порядок обслуживания ВС.
Если же врачом медпункта аэропорта устанавливается диагноз карантинного заболевания, включается оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории:
приостанавливаются выход членов экипажа, высадка пассажиров, выгрузка багажа, грузов, проведение пограничного, таможенного и других видов государственного контроля до особого распоряжения;
информация о разворачивании мероприятий по санитарной охране в аэропорту передаётся в Управление Роспотребнадзора;
на борт ВС вызывается врач-инфекционист для установления точного диагноза заболевания;
принимаются меры к немедленной временной изоляции больного по месту выявления;
определяются границы очага инфекционного заболевания;
проводится опрос прибывших в пункт пропуска членов экипажа и пассажиров о состоянии их здоровья, проверка документов в части, касающейся СКК, термометрия членов экипажа и пассажиров.
организуется проведение медицинского осмотра контактирующих с больным пассажиров, их анкетирование;
осуществляется эвакуация контактных с транспортного средства в ЛПУ для изоляции или обсервации;
проводится санитарный досмотр ВС (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотр на наличие носителей и переносчиков инфекции (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
выдается предписания владельцу ВС о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
по завершении мероприятий, администрации (владельцу) транспортного средства выдается разрешение на выгрузку груза в зоне санитарной стоянки для проведения заключительной дезинфекции (по показаниям дезинсекции, дератизации) транспортного средства, грузов, багажа.
В случае, выявления больного при встрече воздушного судна сотрудник СКП дежурным сотрудником СКП отменяется обычный порядок встречи ВС, выполняющего международный авиарейс, посредством доклада сменному начальнику аэропорта по системе внутрипортовой связи и включается схема оповещения всех служб о выявлении больного или лиц, подозрительных на заражение инфекционными болезнями, для проведения мероприятий по санитарной охране территории, а также оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий.
ВС судно устанавливается на санитарную стоянку, оборудованную автономными системами жизнеобеспечения (энергоподачи, водоснабжения, сбора и обеззараживания сточных вод и бытовых отходов).
Отделом полиции при аэропорте обеспечивается охрана санитарной стоянки.
Сотрудником СКП на борт ВС вызывается врач медпункта аэропорта для обследования больного и установления предварительного диагноза.
В случае установления диагноза заболевания, не представляющего опасности для заражения других людей и распространения на территории РФ, сотрудником СКП отменяются мероприятия по санитарной охране и разрешается обычный порядок обслуживания ВС.
Если же врачом медпункта аэропорта устанавливается диагноз карантинного заболевания, включается оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории:
приостанавливаются выход членов экипажа, высадка пассажиров, выгрузка багажа, грузов, проведение пограничного, таможенного и других видов государственного контроля до особого распоряжения;
информация о разворачивании мероприятий по санитарной охране в аэропорту передаётся в Управление Роспотребнадзора;
на борт ВС вызывается врач-инфекционист для установления точного диагноза заболевания;
принимаются меры к немедленной временной изоляции больного по месту выявления;
определяются границы очага инфекционного заболевания;
проводится опрос прибывших в пункт пропуска членов экипажа и пассажиров о состоянии их здоровья, проверка документов в части, касающейся СКК, термометрия членов экипажа и пассажиров.
организуется проведение медицинского осмотра контактирующих с больным пассажиров, их анкетирование;
осуществляется эвакуация контактных с транспортного средства в ЛПУ для изоляции или обсервации;
проводится санитарный досмотр ВС (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотр на наличие носителей и переносчиков инфекции (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
выдается предписания владельцу ВС о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
по завершении мероприятий, администрации (владельцу) транспортного средства выдается разрешение на выгрузку груза в зоне санитарной стоянки для проведения заключительной дезинфекции (по показаниям дезинсекции, дератизации) транспортного средства, грузов, багажа.
Если больной выявлен при прохождении паспортного и таможенного контроля, дежурный сотрудник СКП докладывает сменному начальнику аэропорта по системе внутрипортовой связи о выявлении больного или лиц, подозрительных на заражение инфекционными болезнями, с указанием конкретного участка аэропорта, где выявлен больной.
По требованию сотрудника СКП администрацией аэропорта приостанавливаются все виды работ на участках аэропорта, где проходил маршрут передвижения больного (лиц, подозрительных на заражение карантинными инфекциями).
По месту выявления больного (лиц, подозрительных на заражение карантинными инфекциями) направляется врач медпункта аэропорта для установления предварительного диагноза заболевания.
В случае установления диагноза заболевания, не представляющего опасности для заражения других людей и распространения на территории РФ, сотрудником СКП отменяются мероприятия по санитарной охране и разрешается обычный порядок работы аэропорта.
Если же врачом медпункта аэропорта устанавливается диагноз карантинного заболевания, включается оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории:
информация о разворачивании мероприятий по санитарной охране в аэропорту передаётся в Управление Роспотребнадзора;
отделом полиции при аэропорте обеспечивается охрана участков аэропорта по пути следования больного (лиц, подозрительных на заражение карантинными инфекциями);
выявляется контингент лиц, имевших контакт с больным (лицами, подозрительными на заражение карантинными инфекциями): пассажиры рейса, члены экипажа, работники служб паспортного и таможенного контроля, службы перевозок и пр.);
администрацией аэропорта выделяется помещение, оснащённое системами жизнеобеспечения, для временного размещения лиц, бывших в контакте с больным (лицами, подозрительными на заражение карантинными инфекциями);
в место выявления больного (лиц, подозрительных на заражение карантинными инфекциями) вызывается врач-инфекционист для установления точного диагноза заболевания;
принимаются меры к немедленной временной изоляции больного по месту выявления;
определяются границы очага инфекционного заболевания;
проводится опрос контактных о состоянии их здоровья, проверка документов в части, касающейся СКК, термометрия, анкетирование;
осуществляется эвакуация контактных с в ЛПУ для изоляции или обсервации;
проводится санитарный осмотр мест перемещения больного и контактных, а также досмотр на наличие носителей и переносчиков инфекции (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
выдается предписание администрации аэропорта и владельцу ВС о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
по завершении мероприятий администрации аэропорта (владельцу транспортного средства) выдается разрешение на выгрузку груза в зоне санитарной стоянки для проведения заключительной дезинфекции (по показаниям дезинсекции, дератизации) транспортного средства, грузов, багажа.
- Лекция 1
- В качестве принципов правового статуса врача следует назвать основные принципы охраны здоровья граждан, закрепленные в ст. 4 Федерального закона рф № 323-фз:
- Права и обязанности врача определяются на основании ст.Ст. 70-74 Федерального закона рф № 323-фз.
- 1.2. Правовой статус гражданского служащего
- 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
- 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
- Библиографический список
- Лекция 2
- 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
- 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
- Библиографический список
- Лекция 3
- 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
- 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
- 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
- Библиографический список
- Лекция 4
- Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
- 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
- 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
- 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
- Библиографический список
- Лекция 5
- 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
- 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
- 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
- 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
- 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
- Библиографический список
- Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
- 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
- 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
- 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
- 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
- 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
- Библиографический список
- Лекция 7
- 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
- 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
- 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
- 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
- Библиографический список