logo
2014_2015 / 1

2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Отдельные вопросы, в частности, связанные с принятием решения о выдаче лицензии регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ.

Так, обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологиче-ского заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества (ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно ст. 42 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях:

1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;

2) установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);

3) установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.

На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения.

Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Эксперты и экспертные организации, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что в правоотношениях по поводу лицензирования деятельность Роспотребнадзора может проявляться в двух аспектах. Во-первых, Роспотребнадзор может осуществлять правомочия лицензирующего органа. Так, приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. № 771 утвержден

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. Кроме того, необходимо упомянуть о приказе Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. № 773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»

Во-вторых, это выдача Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологиче-ского заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, что, как отмечалось выше, является обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии. В этой связи необходимо обратить внимание на приказ Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемио-логических заключений», в п. 2 которого определено, что заявителем на получение государственной услуги (далее - заявитель) является юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), указанное в заявлении о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и информация о котором указывается в строке «Заявитель» санитарно-эпидемиологического заключения на производство (виды деятельности, работы, услуги), или указываемое в качестве организации-разработчика в санитарно-эпидемиологическом заключении на проектную документацию.

В разделе II данного Административного регламента установлен стандарт предоставления государственной услуги, в котором, в частности, отмечено, что результатами предоставления государственной услуги являются:

- выдача санитарно-эпидемиологического заключения;

- внесение сведений о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении в реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), проектной документации, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам (п. 15).

Рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

Рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий семи рабочих дней с момента получения заявления о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения (п. 16).

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):

- заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по установленной форме;

- результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке (п. 18).

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):

- заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с указанием причины переоформления (реорганизация, изменение наименования, места нахождения юридического лица либо изменение фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя), технической ошибки, обнаруженной после получения санитарно-эпидемиологического заключения и допущенной при оформлении санитарно-эпидемиологического заключения) по установленной форме;

- ранее выданное санитарно-эпидемиологическое заключение (п. 19).

Не допускается требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов и (или) подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги (п. 22).

Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является представление заявителем документов, не отвечающих по составу и оформлению требованиям Регламента (п. 23).

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

- отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) сведений о государственной регистрации заявителя;

- наличие недостоверных сведений в документах, содержащих результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок и представленных заявителем для предоставления государственной услуги (п. 24).

Необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги являются:

- санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

- государственная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя в налоговом органе (п. 25).

Показателями доступности и качества государственной услуги являются:

- оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательствомРоссийской Федерации;

- соблюдение стандарта предоставления государственной услуги;

- открытый доступ для заявителей и других лиц к информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги, порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц Роспотребнадзора (его территориальных органов);

- степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации, предоставление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий);

- возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций));

- доступность помещений, в которых предоставляется государственная услуга, для граждан с ограничениями жизнедеятельности;

- своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Регламентом (п. 34).

Состав административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги включает:

1) прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов;

2) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги;

3) формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги;

4) экспертиза результатов проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок;

5) принятие решения о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения;

6) получение заявителем результата предоставления государственной услуги;

7) ведение реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений (п. 36).

Существенное значение имеет государственная регистрация веществ и продукции, которой согласно п. 1 ст. 43 Федерального закона № 52-ФЗ, подлежат:

- впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты (далее - вещества), потенциально опасные для человека;

- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;

- отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.

Государственная регистрация веществ и отдельных видов продукции проводится на основании:

- оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

- установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания;

- разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке.

Перечень веществ и отдельных видов продукции и порядок их государственной регистрации, осуществляемой уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание на Административный регламент Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 23 июля 2012 г. № 781, в п. 2 которого указано, что заявителями на получение государственной услуги являются юридические и физические лица, осуществляющие изготовление на территории Таможенного союза, ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, включенной в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 (далее - Единый перечень), а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза.

В данный перечень входила следующая продукция:

1. Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.

2. Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее - специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.

3. Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.

4. Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.

5. Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.

6. Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).

7. Товары бытовой химии.

8. Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

9. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.

10. Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей (первый слой).

11. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).

С 01.07.2013 года Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" определены формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции:

1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;

2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;

3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;

4) ветеринарно-санитарной экспертизы.

К специализированной пищевой продукции относятся:

1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;

2) пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;

3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;

4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;

5) биологически активные добавки к пище (БАД).

До 15.02.2015 устанавливается переходный период, в течение которого можно производить и выпускать в обращение продукты питания, которые отвечают действующим в настоящее время требованиям безопасности. Однако при соблюдении 2 обязательных условий: документального подтверждения и обязательной маркировки национальным знаком соответствия. Реализовать такую продукцию можно будет и после 15.02.2015 в течение срока годности. До этой же даты подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статье 24ТР ТС, 5 видов продукции:

1) пищевые добавки и ароматизаторы;

2) продукты с ГМО;

3) природная столовая минеральная вода;

4) тонизирующие напитки;

5) бутилированная питьевая вода.

Пищевая продукция нового вида - пищевая продукция (в том числе пищевые добавки и ароматизаторы), ранее не использовавшаяся человеком в пищу на таможенной территории Таможенного союза, а именно: с новой или преднамеренно измененной первичной молекулярной структурой; состоящая или выделенная из микроорганизмов, микроскопических грибов и водорослей, растений, выделенная из животных, полученная из ГМО или с их использованием, наноматериалы и продукты нанотехнологий; за исключением пищевой продукции, полученной традиционными способами, находящейся в обращении и в силу опыта считающейся безопасной.

Порядок рассмотрения и регистрации пищевой продукции специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида определен нормативно-правовыми документами.

Для подконтрольных товаров, изготавливаемых на таможенной территории Таможенного союза, заявителем является изготовитель (производитель) подконтрольного товара либо уполномоченное им лицо в установленном порядке.

Для подконтрольных товаров, изготавливаемых вне таможенной территории Таможенного союза, заявителем является изготовитель (производитель), поставщик (импортер) подконтрольного товара либо уполномоченное им лицо в установленном порядке.

В разделе II данного Административного регламента изложен стандарт предоставления государственной услуги, в котором, в частности, определено, что

Конечными результатами предоставления государственной услуги могут являться:

- государственная регистрация продукции;

- отказ в государственной регистрации продукции (п. 15).

Согласно п. 16 процедура предоставления государственной услуги завершается путем получения заявителем:

- свидетельства о государственной регистрации продукции;

- решения об отказе в государственной регистрации продукции;

- выписки из Реестра свидетельств о государственной регистрации продукции (далее - Реестр).

Свидетельство о государственной регистрации продукции является бессрочным (п. 17).

Рассмотрение Роспотребнадзором или его территориальным органом представленных заявителем документов, выдача свидетельства о государственной регистрации продукции или принятие решения об отказе осуществляется в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами (п. 22).

Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием его обоснования направляется заявителю в срок, не превышающий 3 дней после принятия решения об отказе (п. 23).

Уведомление о приостановлении государственной услуги с указанием его обоснования направляется заявителю в срок, не превышающий 3 дней после принятия решения о приостановлении (п. 24).

Возобновление процедуры по предоставлению государственной услуги осуществляется при устранении оснований, послуживших причиной приостановления (п. 25).

Выписка из Реестра оформляется в течение 30 рабочих дней на бланке Роспотребнадзора и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Роспотребнадзора (п. 26).

2.5. Доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, области защиты прав потребителей и его эффективности; о лицензировании отдельных видов деятельности

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 января 2013 г. № 13 утверждены Методические рекомендации «О подготовке докладов об осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в п. 1.1 которых отмечено, что настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) применяются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами в целях подготовки доклада о деятельности Роспотребнадзора по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в части требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару и эффективности такого контроля (надзора) (далее - доклад), а также о подготовке докладов об осуществлении государственного контроля (надзора) территориальными органами Роспотребнадзора.

Рекомендации содержат требования к подготовке докладов, порядку сбора и предоставления информации, а также информированию органов государственной власти и граждан об осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в части требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару (далее - государственного контроля (надзора) в установленных сферах и области деятельности) и анализа эффективности такого контроля (надзора).

Доклад готовится ежегодно, по итогам деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора) в установленных сферах и области деятельности каждым территориальным органом Роспотребнадзора (п. 3.1).

В п. 3.5 отмечено, что на основе сведений докладов территориальных органов Роспотребнадзора готовится доклад Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об осуществлении государственного контроля (надзора) в установленных сферах и области деятельности, а также об эффективности такого контроля (надзора).

Согласно п. 4.1 в доклады включаются сведения об организации и проведении государственного контроля (надзора) в установленных сферах и области деятельности за отчетный год и его эффективности в целом, а также в разрезе видов осуществляемого государственного контроля (надзора), а именно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по следующим разделам:

- Состояние нормативно-правового регулирования в установленных сферах и области деятельности;

- Организация государственного контроля (надзора);

- Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора);

- Проведение государственного контроля (надзора);

- Действия территориальных органов Роспотребнадзора по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений;

- Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора);

- Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора).

В качестве примера из практики подготовки соответствующего доклада можно привести фрагмент доклада об осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности за 2012 год, подготовленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в 2013 году.

Так, в разделе 2.4 отражены сведения о выполнении функции по обеспечению осуществления государственного контроля (надзора) подведомственными организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют мероприятий по обеспечению государственного контроля (надзора). В частности, отмечено, что деятельность по обеспечению государственного контроля (надзора), осуществляемого Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в 2012 году, на основании согласованных и утвержденных Роспотребнадзором объемов государственного задания, проводила подведомственная организация - Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области».

К обеспечивающим государственную функцию Управления Роспотребнадзора по Самарской области по осуществлению проверок государственным услугам (работам) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (в соответствии с перечнем государственных функций, выполняемых Центрами гигиены и эпидемиологии в Субъектах РФ, утвержденном приказом Роспотребнадзора от 13.12.2010 года №461) относятся:

1. Проведение санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в целях обеспечения государственного контроля (надзора) и защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга, при действиях в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;

2. Проведение санитарно- эпидемиологических экспертиз по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

3. Проведение санитарно- эпидемиологических обследований по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест в целях обеспечения государственного контроля (надзора) и защиты прав потребителей;

4. Проведение гигиенических и санитарно-эпидемиологических оценок по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно- эпидемиологической обстановки в целях обеспечения государственного контроля (надзора) и защиты прав потребителей;

5. Проведение санитарно- эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

6. Проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения профессиональных заболеваний;

7. Проведение санитарно- эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с неблагоприятными факторами среды обитания;

8. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга, оценка риска воздействия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека;

9. Организация и проведение статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сфере защиты прав потребителей;

10. Государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Сведения о выполнении функций по обеспечению осуществления государственного контроля (надзора) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» представлены в таблице 4 приложения.

Количество проверок, для обеспечения проведения которых привлекалось ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» в 2012 году составило 2810. Сведения о количестве проверок, к проведению которых привлекались эксперты и экспертные организации представлены в таблице 7 Приложения. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю в целях обеспечения государственного контроля надзора представлены в таблице 8 Приложения.

В 2012 году 2810 проверок, (или 35,4%) были проведены с привлечением экспертных организаций (по России за 9 месяцев 2012 года – 51,8 %).

в 864 случае - к рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в 2528 - к обследованию территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов используемых ЮЛ и ИП при осуществлении деятельности;

в 26280 - к отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды.

В целом за 2012 г., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» при проведении мероприятий по контролю в целях обеспечения государственного контроля (надзора) проведено 287299 исследования и испытаний, 13545 экспертиз.

При этом необходимо учитывать, что при проверках с привлечением органами прокуратуры специалистов Управления (в 23,6%) не проводиться лабораторные и инструментальные методы исследования, и показатель удельного веса проверок с привлечением экспертных организаций (по форме 1-контроль) при исключении таковых из расчета составляет 46,3%.

Удельный вес обследований объектов в рамках проведенных проверок с применением лабораторных и инструментальных методов исследования за 2012 года составил 45,4%, в 2011 году 56,1%, (по России за 2011 год - 55,1%). Что объясняется тем, что в рамках одной проверки в 2012 году не все объекты были обследованы с применением лабораторных и инструментальных методов исследования, так как в этом не было необходимости.

Говоря о докладе о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо обратить внимания на Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 467 «О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения».

В п. 2. Правил подготовки и представления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Правила), утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ, отмечено, что доклады подготавливаются ежегодно по итогам своей деятельности:

а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации;

в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Согласно п. 3 Правил в доклады включаются сведения об организации и проведении лицензирования отдельных видов деятельности и его эффективности по следующим разделам:

а) состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования конкретных видов деятельности;

б) организация и осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

в) организация деятельности по контролю за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию (только для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности);

г) анализ и оценка эффективности лицензирования конкретных видов деятельности;

д) выводы и предложения по осуществлению лицензирования конкретных видов деятельности.

К докладу прилагается отчет об осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности по утвержденной форме федерального статистического наблюдения (п. 4).

При подготовке докладов используются данные мониторинга эффективности лицензирования, проводимого в соответствии с разработанной методикой, а также данные социологических опросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предложения экспертных и научных организаций (п. 5).

Следует подчеркнуть, что постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. № 52 утверждены Правила формирования и ведения федеральной государственной информационной системы «Мониторинг лицензирования отдельных видов деятельности».

На основании п. 9 Правил доклады представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы (ИС «Лицензирование»), размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, а также на бумажном носителе.

Министерство экономического развития Российской Федерации подготавливает сводный доклад за отчетный год и представляет его в Правительство Российской Федерации до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 10).

Сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 467 «О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения» подготовлен приказ Роспотребнадзора от 27.07.2012 г. № 796 «О подготовке докладов о лицензировании отдельных видов деятельности и показателях мониторинга эффективности лицензирования».