logo search
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.

Социология права часто рассматривается как отрасль социологии, с одной стороны, и как юридическая наука, с другой стороны. В этом втором значении социология права именуется юридической социоло­гией. Как часть юриспруденции социология права возникла в рамках :с общетеоретического правоведения и базируется на традициях социолого-юридического подхода в изучении права. Она обращена к праву » жизни (живое право — Е. Эрлих). Сложились три направления ис­следования в сфере отечественных разработок юридической социологии: 1) социальная обусловленность права; 2) социальный механизм действия права; 3) эффективность действия законодательства и право­применительной деятельности.

В общем плане предметом социологии права (юридической социо­логии) выступают специфические закономерности микросоциогенеза правовых нормативов, социодинамика их функционирования и последствия социального действия. Основная цель социологии пра­ва — оптимизация правового регулирования.

Правовая социализация составляет важную часть общей социлизации и выступает как непрерывный процесс формирования индивидуального правового опыта и усвоения социального опыта. В процессе правовой социализации личность подпадает под давле­ние и навязывание весьма противоречивых нормативов и ценностей. Правовая социализация — это не просто повторение из поколения в поколение устоявшихся правовых мнений и шаблонов поведения, хотя социализация всегда предполагает некоторую преемственность, передачу правового наследия. Социализация посредством обучения основывается на приобретении знаний и усвоении тех норм, кото­рые формируют уважение к известным правовым предписаниям, конституции, законам, кодексам и т. д.

Социализация может осуществляться посредством передачи опыта правового поведения другими лицами, выполнения различно­го рода деятельности, когда на практике проявляется усвоение пра­вовых норм и ценностей. Наряду с научением и приобретением пра­вового опыта существует особый канал воздействия — символичес­кая социализация, которая основывается на представлениях о та­ких явлениях как правовое государство, верховенство права, права человека, судебная защита и т. п. Правовая социализация может быть стихийной и целенаправленной. Целенаправленную правовую социализацию принято называть правовым воспитанием.

Правовая социализация может быть определена как процесс приобретения системы правовых установок и ценностных ориента­ции, необходимых для функционирования личности в сфере дей­ствия права.

20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурация. Рецепція права. Діалог правових культур – це поняття виникло в межах цивілізаційного підходу в юриспруденції. За часів просвітництва існувала думка про однаковість правових встаовлень у всіх народів світу оскільки вони виводились з людського розуму. (Вольтер: закони розумні), Монтескє. В 19 ст дуже популярною була думка про неможливість правового діалогу (захід є захід, схід є східі разом їм незійтись). В 20 ст світ став єдиним (технологічно), спочатку індустріально, потім наукова революція. Єнеобхідність діалогу і співпраці правових культур. Проявляється: в запозиченні правових цінностей, норм та інститутів в інших правових культур безпосередньо або посередництвом (м/н право). Декультурація- відмирання деяких цінностей в т.ч. під зовнішнім впливом.

Под аккультурацией понимается любое перемещение одной культуры в другую. Идея правовой аккультурации состоит в том, что одна правовая система может быть как бы привита к другой (Ж. Карбонье). Правовая аккультурация это усвоение и использо­вание правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов деятельности других правовых культур, правовых систем, правовых семей.

Современный мир не может существовать в условиях замкнутости правовых культур. Разворачивается диалог правовых культур, т. е. циркуляция в общественном сознании различных идей, мировоз­зренческих и ценностных установок, распространяемых через систе­му образования и воспитания, специальную литературу, средства массовой информации, деятельность различных организаций, в ходе которой происходит филиация (перетекание) идей, их столкновение, взаимодействие. При этом правовая аккультурация может осуще­ствляться властью с помощью законодательства и судебной практи­ки. При заключении договоров правовая аккультурация может про­исходить частным путем. Учеными и преподавателями на уровне юридической науки и юридического образования также осуществля­ется правовая аккультурация. Отсюда разграничение трех видов правовой аккультурации: властной, договорной и доктринальной.

По результатам правовой аккультурации различается позитив­ная — свидетельствующая об утверждении правового института и негативная — связанная с вырождением правового института, либо отказом в его использовании. В качестве глобальной аккультурации рассматривается рецепция права, когда принципиально меняется правовая система, происходят глубинные изменения в правовой культуре.

По степени открытости иностранным правовым нормам все дру­гие отрасли права превосходят международное частное право. Здесь сложилась специфическая разновидность правовых норм, с помощью которых решается вопрос о законе, подлежащем примене­нию. Считается, что наличие коллизионных норм может быть дове­дено до выделения коллизионного права. Одна из проблем взаимодействия правовых культур — явление декультурации, т. е. разрушения правовой культуры при заимство­вании иных правовых ценностей, норм, институтов и т. д. Нараста­ние взаимодействия между правовыми культурами требует от каж­дой правовой культуры стойкости по отношению к другим право­вым культурам и способности к усвоению инноваций. Рецепция права, заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху. В отличие от насильственного привнесения чужеземного права (в результате войн или колониальных захватов), Рецепция права представляет собой восприятие более развитых правовых форм в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны