logo
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

13. Правовые системы. Типология правовых систем

Различия в отношении использования правового наследия выво­дят на глубокие перемены в понимании развития правовых систем современности, их разделения на две разновидности: отдифферен­цированные и неотдифференцированные. В отдифференцированных правовых системах право существует как обособленное, относи­тельно самостоятельное явление по отношению к религии, морали, обычаю, политике. И наоборот, в неотдифференцированных право­вых системах право неразрывно связано с другими регуляторами и ценностями. Отдифференцированные правовые системы образуют две правовые семьи: семью романо-германского (континентального) права и семью общего (прецедентного) права. В составе неотдиф­ференцированных правовых систем: религиозная правовая семья; традиционная (обычноправовая) семья; евразийская (идеологизиро­ванная) правовая семья; дальневосточная правовая семья.

Представления о правовом развитии не могут строиться на осно­ве анализа правовых институтов и функционирования права отдиф­ференцированных правовых систем, выражая ситуацию таким обра­зом, что неотдифференцированные правовые системы — будто бы отсталость правового бытия. Нетрудно заметить, во-первых, что не­отдифференцированные правовые системы — это основной массив на правовой карте мира, и, во-вторых, эти правовые системы име­ют свою внутреннюю логику развития, которая не меняется в про­цессе диалога правовых культур. Потому логично заключить, что существование неотдифференцированных правовых систем наряду с отдифференцированными представляет собой два важнейших на­правления правового развития, во многом отражающих различия в мировосприятии, отношении к Богу, другим людям, традициям предков, выражено в особенностях правового менталитета и вос­приятии других правовых культур. Изучение и использование дос­тижений неотдифференцированных правовых систем должно со­ставлять такую же сокровищницу правоведения, каковой традици­онно выступают отдифференцированные правовые системы.

Привлекает в этой связи предложение (К- Осакве) осуществлять классификацию современных правовых систем по трем уровням, два из которых основаны на традиции, а третий — использует как основание правовую семью. На первом уровне правовые системы подразделяются на основании религиозной ориентации — на рели­гиозные и нерелигиозные (светские). На втором уровне — по правопониманию и роли права в жизни общества — на западную и незападную. Наконец, на третьем уровне классификация связана с выделением правовых семей. Особенностью этой классификации современных правовых систем выступает отказ от однолинейного подхода в оценке существования разнообразных правовых культур и правовых систем на правовой карте мира.