logo
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия

Юридична антропологія – це напрям наукових досліджень, який включає досліджень, який включає вивчення звичаєвого та традиційного права, правових проблем гендера, біот етичні проблеми (клонування, евтаназія, трансплантація) вивчення міфів. Юрид антропологія – це підхід до вивчення правових явищ, згідно з яким в центрі правової системи перебуває людина, тобто людиноцентричний підхід. ЮР антропологія співпрацює з з цивілізаційним підходом до права, що дає можливість побачити різноманітність правових порядків, їх самобутність та самоцінність. З позиції юр антропології правом є і те нормативне регулювання яке здійснюється за межами Д, недержавними суб’єктами. // Внедрение антропологического подхода в правовом мышлении позволяет осуществить "антропологический поворот" к человеку в качестве первичной правовой реалии, преодолеть существующее до­минирование социоцентрических, государствоцентрических устано­вок, предполагающих более важное значение целого (общества, го­сударства), нежели его части (гражданина).

Современный антропологизм исходит из признания противоречия между общечеловеческим и индивидуальным, разрешая это противоре­чие путем обнаружения параллелей между общечеловеческим и обще­индивидуальным. Отсюда юридическая антропология нацелена на изу­чение внутреннего мира человека, который позволяет ему реализовать себя как творца правовой и государственной реальности; она позволя­ет увидеть как духовный мир человека объективируется в правовых нормативах, ценностях, государственных институтах и т. п. Юридичес­кая антропология преодолевает распространенную переоценку рацио­нального поведения, указывает на значение всего богатства человечес­кого опыта и человеческих переживаний, тем самым открывая новые возможности для понимания поведения человека в правовой сфере.

Юридическая антропология позволяет выделить общеправовые тенденции развития в комплексе с признанием правового многооб­разия и установления меры правовых различий. С ее помощью объяснима несостоятельность правового эволюционизма, очевиден недостаток современного западного права — стремление к едино­образию. Она учитывает антропологический дуализм современного мира, глобальную разделительную линию между рациональным атлантическим тезисом и традиционалистическим совокупным анти­тезисом как движущей силы развития в XXI столетии.

Юридическая антропология выступает как наука о человеке в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках, изучаю-с правовые формы жизнедеятельности от архаичных до современных. Она ставит перед собой цель изучения на материале различных правовых систем.. Юридичес­кая антропология свидетельствует, что каждая правовая культура имеет право на автономию, и следовало бы очертить пределы этой автономии, признать плюрализм правопорядков, отказавшись от геоцентризма (европоцентризма). Вывод юридической антропологии, рассматривающей право в различных обществах и цивилизациях, сводится к тому, что право выс­ыпает в качестве инструмента, создаваемого каждым обществом для разрешения возникающих в нем конфликтов. Используя разработки юридической антропологии, правоведение выходит к новым возможностям объяснения существующей правовой реальности, глубже про­никает в проблематику связи человека и власти, формирование прав. менталитета, рассмотрение правовой системы и правовой культуры как продуктов определенной цивилизации.