84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
Социальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики. Становление социального государства во многих странах связано с экономическим ростом, возможностями перераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого. Оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппарата. В различных государствах структура социального государства весьма существенным образом различается. Так, если в Великобритании краеугольном камнем государственного здания является здравоохранение, то в других государствах это система образования и забота о престарелых. Одни социальные государства используют систему частного страхования, в других само государство выступает гарантом прав.
Цель социального государства гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особое внимание уделяется профессиональному обучению, переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовых обязательств со стороны общества и определить их пределы. К примеру, отмечается значительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бы выполнить обещания, данные социальным государством.
Социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом связанного с тем, что налоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру человеческого существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В этой связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Общая же тенденция такова, что, не исключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, нужно сделать вывод о движении к меньшему государству и большей децентрализации.
85.. Концепция правового государства. Украина как правовое государство. Правовое государство выступает как такой тип государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах. Целью правового государства является благосостояние индивида и общества. В основу существования правового государства положены такие принципы: обеспечение основных прав в свобод человека и гражданина; эффективность государственных мероприятий, необходимых гражданам и соответствующих праву; равенство всех перед законом и обеспечение доступа каждому к правовой защите; ограничение государственной власти в пользу индивида и право гражданина на компенсацию.
Правовое государство предполагает разделение власти. Именно разделение власти создает ситуацию реального контроля со стороны общества над государственной властью. В правовом государстве каждая власть действует строго в определенных границах. Для законодательной власти это означает, что законодательная деятельность — не только право, но и обязательность этой власти. К тому же четко определяются границы законодательной деятельности, в соответствии с которыми решается вопрос о правомерности изданных законов. Сами же законы должны в полной мере соответствовать основному закону (конституции).
В современном правовом государстве законодательная основа необходима не только для любого вмешательства, касающегося свободы и права собственности гражданина. Законом должно регулироваться все то, что затрагивает разнообразные интересы граждан. В этой связи для правового государства одной из центральных проблем является обеспечение прямого действия закона. Начало этому служит решение вопроса прямого действия основных прав и свобод. Прямое действие закона предполагает ясность сформулированных норм гражданину, что на практике означает создание четкого механизма судебного толкования существующих законов. Контроль за конституционностью издаваемых законодательных актов должен быть жестким и эффективным и осуществляться конституционным судом.
Исполнительная власть в правовом государстве должна быть подлинно исполнительной, то есть программа действий выработана не этой властью, а законодательной. Таким образом, принцип верховенства закона проводится в организации и функционировании всей системы исполнительной власти. Для контроля за исполнительной властью устанавливается процедура принятия правовых решений с обязательным заслушиванием мнений заинтересованных сторон и экспертов, а также письменным обоснованием решений.
Особое значение в правовом государстве имеет правосудие. С помощью правосудия осуществляется контроль за защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Это достигается строжайшим проведением в жизнь принципа невмешательства в принятие конкретного судебного решения. Характерно, что защита субъективных прав может осуществляться в суде даже независимо от существования процессуального закона. Иными словами, гражданин может обратиться в суд в случае нарушения своего субъективного права при отсутствии соответствующего закона.
В правовом государстве законодательная, исполнительная и судебная власть обладают каждая своей сферой, закрытой для других властей. В то же время есть сферы совместного обеспечения различными властями, что требует дополнительного контроля и правовой регламентации. Существование правового государства связано не только с наличием законов, неотвратимости последствий за неправомерные действия, но и рациональным использованием профилактики и репрессий по отношению к правонарушителям. Неприемлемо как преувлечение роли профилактики и отказ от использования принудительных мер, так и, наоборот, увлечение репрессией и полный отказ от профилактических мер.
86. Государственные органы и их классификация. В осуществлении государственной власти определяющую роль играют государственные органы. Каждый государственный орган выступает как самостоятельный, структурно обособленный элемент государственного аппарата, наделенный компетенцией для осуществления своих функций. Создание государственного органа связано с наличием правового основания, т. е. определяется действующим законодательством. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией и каждый государственный орган выполняет строго определенные нормативами виды деятельности. Кроме того, его организационная структура, компетенция, территориальные и темпоральные пределы деятельности, место в системе государственного аппарата и порядок взаимодействия с другими государственными органами закрепляется в нормативно-правовых актах. Государственный орган наделяется властными полномочиями и возможностью применения принудительных средств для осуществления своих функций. Государственный орган имеет свою сферу приложения, свою область деятельности, которую именуют предметом ведения. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие "компетенция", охватывающее круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения (А. Б. Венгеров). Государственный орган может действовать исключительно в пределах своей компетенции и предмета ведения.
Организация и деятельность государственных органов строится на основе принципов законности, профессионализма, отчетности, сочетания коллегиальности и единоначалия, гласности и демократизма. Следует подчеркнуть, что государственный орган обязан осуществлять свою компетенцию. Однако в компетенцию некоторых государственных органов входят отдельные полномочия, которыми орган может пользоваться по своему усмотрению, например, право законодательной инициативы. Кроме того, при возникновении чрезвычайных ситуаций законом могут быть предусмотрены на этот случай дискреционные полномочия, позволяющие государственным органам действовать по своему усмотрению.
Все государственные органы могут разделяться на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, правоохранительные органы и контрольно-надзорные органы. В зависимости от сложности задач и территориальных пределов деятельности государственные органы делятся на центральные и местные. Здесь следует отметить, что законодательные органы могут быть только центральными и не бывает местных органов законодательной власти. В связи с изменением соотношения центра и периферии в современных государствах усиливается значение местных государственных органов. К тому же параллельно с государственными органами на местах складываются и все более усиливаются органы местного самоуправления, создающие дополнительные сложности для функционирования всей системы государственных органов.
87. Функции государства и государственная политика. Функции, то есть основные направления деятельности государства либо ограничены узкими рамками охраны порядка внутри страны, обеспечением внешней безопасности и разрешением конфликтов в минимальном государстве, либо проявляются во всех сферах жизни общества, что соответствует характеристикам максимального государства. Вопрос об объеме и количестве функций государства один из важнейших при анализе деятельности государства. В основных функциях государства раскрывается весь механизм государства, находит выражение специфика органов государства, составляющих этот механизм. Признание трех ветвей власти в механизме государства определяет классификацию функций государства на законодательные функции, административные и судебные. Такое деление функций государства позволяет реально проследить механизм осуществления государственной власти. Виды: постоянные и временные; главные и второстепенные; внутренние и внешние. Внутренние (экономическая, правозащитная, социальная, фискальная, правоохранительная, природоохранительная, культурная, информационная). Внешние (обеспечение безопасности государства, м/н сотрудничество, генеральная функция-обеспечение нормального функционирование гражданского общества, глобальные функции, экологическая, защита и охрана прав и свобод личности, поддержание мирового правопорядка).
Минимальное и максимальное государство по-разному проявляет себя в жизни общества. Так для максимального государства характерна высокая активность в экономической деятельности и потому одной из важнейших является экономическая функция государства. Наряду с этим максимальное государство осуществляет социальную функцию, которая связана с осуществлением социальной защиты нуждающихся в государственной поддержке: инвалидов, сирот, многодетных семей, пожилых, безработных и т. д. Осуществляя социальную функцию, государство содействует обеспечению занятости населения и справедливому распределению общественных благ. Социальная функция в форме государственной поддержки осуществляется в области образования, науки, культуры и здравоохранения. Необходимость охраны окружающей среды, экологические катастрофы, нарушение экологических требований поставили в повестку дня осуществление государством экологической функции.
Важнейшей функцией государства является налоговая функция. С учетом того, что современное государство в меньшей степени является собственником, проблема налогообложения, сборов, пошлин и иных обязательных платежей приобретает все большее значение. Показательно в этой связи обозначение современного государства в качестве налогового государства. Новые стимулы получает охранительная функция государства по охране прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка. Все перечисленные функции традиционно относили к внутренним функциям государства. Наряду с ними выделяли внешние функции. Специалистами в настоящее время отмечается размывание граней между внутренними и внешними функциями, их взаимопроникновение. Тем не менее, среди внешних функций фиксируется функция обороны страны, базирующаяся для современных государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности государства. Экономическая взаимозависимость государств в современном мире предполагает осуществление государством функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций. Деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия охватывается функцией поддержания мирового порядка. Наконец, необходимость решения глобальных проблем, стоящих перед международным сообществом, которые не могут быть ограничены территориальными пределами одного государства, требует осуществления функции сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем.
- 3. Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права
- 6. Юриспруденция, ее система
- 7. Объект и предмет юридической науки. Правоведение и государствоведение
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и практике
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулирование
- 12. Нормативный, социологический и философ подходы к определению права.
- 13. Правовые системы. Типология правовых систем
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Источники индусского и мусульманского права
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 18. Философия права. Отрасли философии права
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Собственная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовой менталитет. Правовое мышление.
- 32. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права
- 36. Правовые презумпции, правовые аксиомы, правовые фикции
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Четвертое поколение.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка
- 45. Источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества.
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 49. Основы цивилизационного подхода к праву и государству
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 74. Современное и досовременное государство.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Форма правления, форма государственного устройства и государственный режим
- 97. Государство и религия. Светское и теократическое государство