logo
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство

Социальное государство обеспечивает всех членов общества пол­нотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики. Становление социального государства во многих странах связано с экономическим ростом, возможностями перераспределе­ния доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого. Оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппарата. В различных государствах структура социального госу­дарства весьма существенным образом различается. Так, если в Ве­ликобритании краеугольном камнем государственного здания явля­ется здравоохранение, то в других государствах это система обра­зования и забота о престарелых. Одни социальные государства ис­пользуют систему частного страхования, в других само государство выступает гарантом прав.

Цель социального государства гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий прин­цип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В со­ответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Осо­бое внимание уделяется профессиональному обучению, переквали­фикации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы ус­тановить строгие границы финансовых обязательств со стороны об­щества и определить их пределы. К примеру, отмечается значи­тельный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с по­мощью которых можно было бы выполнить обещания, данные соци­альным государством.

Социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом свя­занного с тем, что налоговая система, основной опорой которой яв­ляется обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру человеческого существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В этой связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Общая же тенденция такова, что, не исключая государственного вмеша­тельства в социальную жизнь, в частности путем перераспределе­ния доходов, нужно сделать вывод о движении к меньшему госу­дарству и большей децентрализации.

85.. Концепция правового государства. Украина как правовое государство. Правовое государство выступает как такой тип государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью пра­ва и осуществляется в правовых формах. Целью правового государ­ства является благосостояние индивида и общества. В основу существования правового государства положены такие принципы: обеспечение основных прав в свобод человека и гражданина; эф­фективность государственных мероприятий, необходимых гражда­нам и соответствующих праву; равенство всех перед законом и обеспечение доступа каждому к правовой защите; ограничение го­сударственной власти в пользу индивида и право гражданина на компенсацию.

Правовое государство предполагает разделение власти. Именно разделение власти создает ситуацию реального контроля со сторо­ны общества над государственной властью. В правовом государстве каждая власть действует строго в определенных границах. Для за­конодательной власти это означает, что законодательная деятель­ность — не только право, но и обязательность этой власти. К тому же четко определяются границы законодательной деятельности, в соответствии с которыми решается вопрос о правомерности издан­ных законов. Сами же законы должны в полной мере соответство­вать основному закону (конституции).

В современном правовом государстве законодательная основа необходима не только для любого вмешательства, касающегося сво­боды и права собственности гражданина. Законом должно регули­роваться все то, что затрагивает разнообразные интересы граждан. В этой связи для правового государства одной из центральных про­блем является обеспечение прямого действия закона. Начало этому служит решение вопроса прямого действия основных прав и сво­бод. Прямое действие закона предполагает ясность сформулирован­ных норм гражданину, что на практике означает создание четкого механизма судебного толкования существующих законов. Контроль за конституционностью издаваемых законодательных актов должен быть жестким и эффективным и осуществляться конституционным судом.

Исполнительная власть в правовом государстве должна быть подлинно исполнительной, то есть программа действий выработана не этой властью, а законодательной. Таким образом, принцип вер­ховенства закона проводится в организации и функционировании всей системы исполнительной власти. Для контроля за исполни­тельной властью устанавливается процедура принятия правовых ре­шений с обязательным заслушиванием мнений заинтересованных сторон и экспертов, а также письменным обоснованием решений.

Особое значение в правовом государстве имеет правосудие. С по­мощью правосудия осуществляется контроль за защитой прав, сво­бод и законных интересов граждан. Это достигается строжайшим проведением в жизнь принципа невмешательства в принятие конк­ретного судебного решения. Характерно, что защита субъективных прав может осуществляться в суде даже независимо от существова­ния процессуального закона. Иными словами, гражданин может об­ратиться в суд в случае нарушения своего субъективного права при отсутствии соответствующего закона.

В правовом государстве законодательная, исполнительная и су­дебная власть обладают каждая своей сферой, закрытой для других властей. В то же время есть сферы совместного обеспечения раз­личными властями, что требует дополнительного контроля и право­вой регламентации. Существование правового государства связано не только с наличием законов, неотвратимости последствий за не­правомерные действия, но и рациональным использованием профи­лактики и репрессий по отношению к правонарушителям. Неприем­лемо как преувлечение роли профилактики и отказ от использова­ния принудительных мер, так и, наоборот, увлечение репрессией и полный отказ от профилактических мер.

86. Государственные органы и их классификация. В осуществлении государственной власти определяющую роль играют государственные органы. Каждый государственный орган выступает как самостоятельный, структурно обособленный элемент государственного аппарата, наделенный компетенцией для осуще­ствления своих функций. Создание государственного органа связа­но с наличием правового основания, т. е. определяется действую­щим законодательством. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией и каждый государственный орган выполняет строго определенные нормативами виды деятельности. Кроме того, его организационная структура, компетенция, террито­риальные и темпоральные пределы деятельности, место в системе государственного аппарата и порядок взаимодействия с другими го­сударственными органами закрепляется в нормативно-правовых ак­тах. Государственный орган наделяется властными полномочиями и возможностью применения принудительных средств для осуществ­ления своих функций. Государственный орган имеет свою сферу приложения, свою область деятельности, которую именуют предме­том ведения. Для функциональной характеристики государственно­го органа используется понятие "компетенция", охватывающее круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому госу­дарственному органу, а также предмет его ведения (А. Б. Венгеров). Государственный орган может действовать исключительно в пределах своей компетенции и предмета ведения.

Организация и деятельность государственных органов строится на основе принципов законности, профессионализма, отчетности, сочетания коллегиальности и единоначалия, гласности и демокра­тизма. Следует подчеркнуть, что государственный орган обязан осуществлять свою компетенцию. Однако в компетенцию некото­рых государственных органов входят отдельные полномочия, кото­рыми орган может пользоваться по своему усмотрению, например, право законодательной инициативы. Кроме того, при возникновении чрезвычайных ситуаций законом могут быть предусмотрены на этот случай дискреционные полномочия, позволяющие государственным органам действовать по своему усмотрению.

Все государственные органы могут разделяться на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнитель­ной власти, органы судебной власти, правоохранительные органы и контрольно-надзорные органы. В зависимости от сложности задач и территориальных пределов деятельности государственные органы делятся на центральные и местные. Здесь следует отметить, что за­конодательные органы могут быть только центральными и не быва­ет местных органов законодательной власти. В связи с изменением соотношения центра и периферии в современных государствах уси­ливается значение местных государственных органов. К тому же параллельно с государственными органами на местах складываются и все более усиливаются органы местного самоуправления, создаю­щие дополнительные сложности для функционирования всей систе­мы государственных органов.

87. Функции государства и государственная политика. Функции, то есть основные направления деятельности го­сударства либо ограничены узкими рамками охраны порядка внутри страны, обеспечением внешней безопасности и разрешением конф­ликтов в минимальном государстве, либо проявляются во всех сфе­рах жизни общества, что соответствует характеристикам макси­мального государства. Вопрос об объеме и количестве функций государства один из важнейших при анализе деятельности государ­ства. В основных функциях государства раскрывается весь меха­низм государства, находит выражение специфика органов государ­ства, составляющих этот механизм. Признание трех ветвей власти в механизме государства определяет классификацию функций госу­дарства на законодательные функции, административные и судеб­ные. Такое деление функций государства позволяет реально про­следить механизм осуществления государственной власти. Виды: постоянные и временные; главные и второстепенные; внутренние и внешние. Внутренние (экономическая, правозащитная, социальная, фискальная, правоохранительная, природоохранительная, культурная, информационная). Внешние (обеспечение безопасности государства, м/н сотрудничество, генеральная функция-обеспечение нормального функционирование гражданского общества, глобальные функции, экологическая, защита и охрана прав и свобод личности, поддержание мирового правопорядка).

Минимальное и максимальное государство по-разному проявляет себя в жизни общества. Так для максимального государства харак­терна высокая активность в экономической деятельности и потому одной из важнейших является экономическая функция государства. Наряду с этим максимальное государство осуществляет социальную функцию, которая связана с осуществлением социальной защиты нуждающихся в государственной поддержке: инвалидов, сирот, многодетных семей, пожилых, безработных и т. д. Осуществляя социальную функцию, государство содействует обеспечению занято­сти населения и справедливому распределению общественных благ. Социальная функция в форме государственной поддержки осуществ­ляется в области образования, науки, культуры и здравоохранения. Необходимость охраны окружающей среды, экологические катастро­фы, нарушение экологических требований поставили в повестку дня осуществление государством экологической функции.

Важнейшей функцией государства является налоговая функция. С учетом того, что современное государство в меньшей степени яв­ляется собственником, проблема налогообложения, сборов, пошлин и иных обязательных платежей приобретает все большее значение. Показательно в этой связи обозначение современного государства в качестве налогового государства. Новые стимулы получает охрани­тельная функция государства по охране прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка. Все перечисленные функ­ции традиционно относили к внутренним функциям государства. На­ряду с ними выделяли внешние функции. Специалистами в настоя­щее время отмечается размывание граней между внутренними и внешними функциями, их взаимопроникновение. Тем не менее, среди внешних функций фиксируется функция обороны страны, базирую­щаяся для современных государств на принципе поддержания доста­точного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям нацио­нальной безопасности государства. Экономическая взаимозависи­мость государств в современном мире предполагает осуществление государством функции интеграции в мировую экономику, внешнеэко­номического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций. Деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия охватывается функцией поддержания мирового порядка. Наконец, необходимость решения глобальных проблем, стоящих перед международным сооб­ществом, которые не могут быть ограничены территориальными пре­делами одного государства, требует осуществления функции сотруд­ничества с другими государствами в решении глобальных проблем.