logo
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

74. Современное и досовременное государство.

Современное государство предстает в виде управленческой систе­мы, эффективность которой во многом обусловлена тем, как она спроектирована. При этом для западного варианта развития государ­ства показательна смена идеи территории в качестве рамок госстрои­тельства на технологизацию, являющуюся определяющим фактором, превращающим территорию во второстепенный природный ресурс.

Сегодня складывается транснациональный мир, который характе­ризуется кризисом института национального государства, прима­том международного права над внутригосударственным, верховен­ством суверенитета личности, сокращением контрольных и ограни­чительных функций правительства. Государства вынуждены все бо­лее считаться с международными правительственными и неправи­тельственными организациями и институтами, с одной стороны, и с собственными регионами, с другой. Тем самым происходит "размы­вание" государственного суверенитета. При этом "открытие" межго­сударственных границ сопровождается активизацией надгосударственных и негосударственных институтов в мировой политике.

Среди проблем государства, подлежащих осмыслению, одна из наиболее значимых связана с глобализацией мира. В самом деле, благо­даря глобализации территориальность перестает быть организующим признаком социальной и культурной жизни, а глобализирующие со­циальные практики свободны от локальных привязок и существую­щих границ. Исходя из этого глобализация напрямую связана с глу­боким кризисом государства — нации. Так глобализация выражена в становлении транснациональных сфер жизни людей, так называемых "диаспорных публичных сфер", социальное самосознание которых формируется на основе образа "исторической родины", как правило, имеющего мало общего с действительностью. Эти диаспорные пуб­личные сферы становятся основой возникающего постнационального политического порядка, в котором создаются организации и формиру­ются идеологии, свободные от привязки к какому-либо государству.

Глобализация формирует транснациональные сообщества, в зна­чительной мере неподконтрольные государству и зачастую не воспри­нимающие государства как легитимных партнеров, что приводит к усилению социальной нестабильности. Национальная видимость новых сообществ обеспечивается использованием старых идей национализма, с их направленностью на создание территориаль­ных государств. Отсюда необходимость изменения представлений о соотношении нации и государства, учет утраты государством монополии на морально-правовые ресурсы жизни, на использова­ние правового наследия.

Современное государство определяется (В. Е. Чиркин) как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью решения общих дел универсальная политическая организация, дейст­вующая на основе административно-территориального деления и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрировани'е и легализованное принужде­ние. Современное государство несет на себе отпечатки свойств современного человека, среди которых присутствуют активность, рациональность, автономность, открытость в отношении смены исторических возможностей и притязаний.

В отличие от современного государства досовременное государ­ство отягощено прежними представлениями о роли государства, его институтах и функциях. Для него характерен непрофессионализм бюрократии, низкая легитимность институтов государства, функцио­нальная перегруженность, неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы и т. д. Современное государство способно не только провозглашать и оформлять права и свободы человека, но и реально их обеспечивать. Проблема преодоления несовременных черт государства для Украины имеет принципиальное значение, с учетом политической ориентации на объединенную Европу. Современное государство — это инструмент политической рацио­нальности, способный обеспечить равновесие между государством и обществом. Между тем авторитет государства поддерживать весьма сложно в связи с ростом ожиданий по отношению к государству и рос­том притязаний к нему со стороны индивидов. В условиях усиливаю­щейся персонализации способ подчинения человека органам государ­ственной власти остается прежним, поскольку используется политичес­кая социализация, которая в значительной мере нивелирует индивидов и вызывает протест. На этом фоне заметнее кризис государства как социального института, выраженный по таким позициям: 1) государ­ство — нация переживает значительные сложности в условиях глоба­лизации; 2) обозначилась тенденция к формированию самодостаточных государств, подчиняющих себе общество; 3) нарастает противоречие между государством и потребностями развития общества и человека.

Все очевиднее амбивалентность (двойственность) государства: с одной стороны это мощный фактор общественного прогресса, а с другой — непосредственная причина, экономической стагнации и социального упадка. Кризис государства в немалой степени опре­деляется хозяйственными переплетениями мировой экономики, су­жающими деятельность государства. К тому же дифференциация социальных и региональных проблем привела к тому, что их реше­ние осуществляется на муниципальном уровне и на уровне региона, а не на общегосударственном уровне.

75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Власть является универсальным механизмом интеграции и упо­рядочения поведения людей. В первую очередь она представлена государством, его ресурсами. Вместе с тем власть многолика, выс­тупает в самых разных отношениях, где взаимодействуют субъекты власти (государство, его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, группы давления), объекты власти (индиви­ды, социальные группы, классы, общество). Уже отсюда следует, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Многообразны источники власти — это авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т. д.

Те средства и методы, применение которых дает возможность субъектам власти влиять на объект, именуются ресурсами власти. По мере развития общества менялись ресурсы властвования: от авторитета правителя к таким ресурсам как богатство и сила, через организацию как важнейший ресурс ушедшего века к информации как определяющему ресурсу властвования нового столетия. По мне­нию О. Тоффлера базовые ресурсы власти (насилие, богатство и зна­ние) претерпели значительные изменения в современном обществе.

При этом знание распределяется еще более неравномерно, чем бо­гатство и вооружение. Отсюда важнейшая задача, решаемая в новое время — перераспределение знаний, интеллектуальных запасов. Зна­ния, информация — определяющий фактор современного развития. Обилие информации порождает необходимость ее фильтрации, интерпретации и обобщения, что приводит к отчуждению от инфор­мации человека, принимающего государственные решения. Информа­ция все больше превращается в объект политической манипуляции.

Государственная власть воплощена в механизме государства и распространяется с помощью законов и властеотношений на всю территорию и население государства. Понятие государственной власти как бы соединяет социально-психологические, волевые, си­ловые и институционализированные элементы. При характеристике государственной власти важно выделить вопросы отношения к вла­сти; многомерности ее природы; различия действительной и потен­циальной власти; целей власти.

Взаимодействие в системе государственной власти выражается формулой "властвующий и подвластный". В зависимости от отноше­ния к существующей власти подвластные находятся либо в состоя­нии зависимости, либо в состоянии автономии. Автономия во власт­ном отношении это отсутствие зависимости, но наличие контроля. Отношение к власти выражается через триаду: легитимность влас­ти, легальность власти и законность власти. Согласие принимать власть, ее поддержка народом выражается в категории "легитим­ность власти". Легитимная власть создает состояние доверия между правительством и народом, такой власти прощаются ошибки, она способна принимать непопулярные решения и может рассчитывать на поддержку. Легальность власти означает право на применение насилия. Легальность власти создает условия для повиновения за­конам. Законность власти вытекает из ее легитимности и легально­сти и выражена в праве. С другой стороны, законодательное офор­мление существующей власти это и легализация власти, и легити­мация власти. Таким образом существует круговая зависимость между законной, легитимной и легальной властью.

Многомерная природа государственной власти может быть рас­крыта через основные свойства государственной власти: верховен­ство, единство, универсальность, общеобязательную принудитель­ность. В этом плане государственная власть может быть охаракте­ризована от пределов ее могущества (сильная государственная власть) до пределов ее слабости (слабая государственная власть). По расходам на содержание государственной власти можно заклю­чить о ее стоимости. Отсюда различается дорогая власть и дешевая власть. Вопрос об эффективной и неэффективной государственной власти связан как с целями власти, так и с различием между дей­ствительной и потенциальной государственной властью. Поскольку отношения государственной власти и государственного управления неразрывно связаны между собой, то от эффективности государ­ственного управления во многом зависит оценка существующей власти в качестве действенной и эффективной.