logo
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права

Конфликт, как и всякое отношение между людьми регулируется социальными нормами. Причины конфликта поддаются нормативно­му регулированию как со стороны мотивации конфликта, так и с точки зрения влияния на объективные обстоятельства, способству­ющие его появлению. Право оказывает воздействие на причины конфликта, его возникновение (конфликтную ситуацию), развитие и разрешение, а также на последствия конфликта, их влияние на участников конфликтного столкновения. Законный путь разрешения конфликта почти всегда существует, однако во многих случаях кон­фликтующие стороны стремятся решать конфликт неправовым пу­тем, рассчитывая решить его в свою пользу. Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала одна из сторон или были нару­шены общественные или государственные интересы. Специалисты по конфликтологии отмечают негибкость юридического пути пре­дупреждения конфликтов при всей его значимости. По-видимому, современные правовые системы растеряли те свои качества конф­ликтного предназначения, которые характеризовали право в момент его возникновения.

Примирительная теория происхождения права получила весьма ши­рокое распространение в современной юриспруденции (Э. Аннерс, Г. Берман). В соответствии с этой теорией право порождено возникно­вением конфликтов между родами и развязыванием кровной мести. Кровная месть оказала определяющие воздействия на стремление лю­дей к достижению договоренностей. Именно из договоров примирения, заключаемых первоначально с помощью жрецов, старейшин, народного собрания возникает примирительное право. Постепенно эти договоры о примирении на основе разрешения многих ситуаций конфликтного характера получили свое выражение в правовых нормативах. Из по­коления в поколение они передавались в мифологических и религиоз­ных формах, а затем начали из устной формы воплощаться в пись­менных документах, т. е. в законодательстве.

Основательность примирительной теории происхождения права связана с тем, что она основывается на многочисленных историчес­ких фактах разрешения социальных конфликтов; разрешает вопрос о преодолении кровной мести, которая носила истребительский ха­рактер; свидетельствует о появлении права в устной форме посред­ством договоров примирения; подтверждается уголовно-правовой наполненностью первых письменных источников права.

Критики примирительной теории происхождения права обращают внимание на то, что в ней мало внимания обращается на регулятивные причины появления права (например, установление правил создания запасов продуктов на случаи неурожаев, правил по предупреждению эпидемий и др.). Однако в целом примирительная теория происхожде­ния права является значительным шагом вперед на пути понимания от­носительно самостоятельного бытия права и государства, правовых нормативов и государственной власти с момента их возникновения.

5. Соотнош Г и П. (співвідношення= загальне + відмінне + взаємодія). Государство организует общественную жизнь на основе права. Используя законы, гос власть формирует требования общеобязательного характера, проводит это требования в жизнь, опираясь на специальные гос органы (суды, полицию, администрацию). Г и П – достижение человеческой культуры и цивилизации. Єдність Д і П: 1) спільність походження і розвитку (поява Д і П зумовлені потребами соціально стратифікованого суспільства та виробничої економіки. Неолітична революція - перехідний момент). 2)спільність факторів які зумовлюють сутність та призначення Д і П (а це всі соціальні інститути: економіка, ідеологія, політика, культура). Право використовується державою як інструмент. Держава надає праву силу (примусовий характер). 3)є можливим існування цих явищ окремо. Право виникає раніше ніж держава і за нейтрального ставлення з боку Д до П→ право може існувати без державного примусу (Н: норми єврейського права, Єврейське право існувало довгий час без держави). Відмінність: 1) в онтологічному статусі→ Д- в публічно-правовому статусі це народ, це те що існує, це суще. П – це те що має бути, це належне. Відмінність між належним і сущим породжує концепції (Н: правова і етатиська держава, утопія без державного і без правового суспільства – Томас Мур, Маркс, Енгельс). Взаємодія Д і П: 1) сучасна держава (16-17 ст) виступає як основний творець або принаймні декламатор права. 2)вплив права на державу в тому, що правові норми легалізують державу, констатують держ органи, створюють процедури для здійснення повноважень посадовців та реаліз ф-й держави. Ознаки правової держави: суверенітет особи, повага до особи, правові форми (організації держ вади які створ на основі законів, на законних підставах), правова культура + загальна культура. Правова держава вбирає всі ознаки демократичної держави. Этатизм(от фр.государство) — мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни. Черты этатизма проявились во Франции времен императора Наполеона Бонапарта (1804 год), в нацистской Германии, СССР, США, странах Восточной Европы, Китае и странах Юго-Восточной Азии, в некоторых странах Латинской Америки. Етатистська держава – її не існує. Це концепція, яка є шкідливою для суспільства так як державу ставить на 1-ше місце перед суспільством.