logo
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

33. Правовая культура общества и ее компоненты

Теоретические взгляды на культуру разделяются по двум на­правлениям. Одно направление в центр объяснения культурных явлений выводит понятие деятельность, а культура рассматрива­ется как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Для. другого направления характерно пони­мание культуры в качестве сферы идеального, содержащего про­дукты духовного творчества людей: символов, идей, ценностей, — в соответствии с которыми складывается отношение к действи­тельности, выстраивается бытие человека. На основе этих направ­лений выработана современная концепция культуры, синтезирую­щая эти важнейшие идеи и получившая наименование информаци­онно-семиотической концепции культуры. Фундаментом информа­ционно-семиотического подхода к культуре выступает положение о том, что она воплощает средства, способы и результаты челове­ческой деятельности.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусствен­но созданные человеком предметы и явления именуются артефакта­ми. Артефактами, т. е. феноменами как порождениями культуры, выступает все созданное человеком от предметов до мыслей, средств и способов действий. Мир артефактов включает не только то, что находится вне человека, но и то, что существует в нем са­мом. В культуре люди черпают смысловые характеристики слов, ве­щей, своего поведения. Культура, следовательно, это также мир мыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Различают такие виды смыслов как знания, ценности и регулятивы.

С информационно-семиотической точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир . ыслов и мир знаков. Правовая культура при информационно-се­миотическом подходе является воплощением средств, способов и результатов юридической деятельности. Возникновение и развитие правовой культуры это постоянное превращение средств деятельно­сти в ее цели, и наоборот, целей в средства (к примеру, принятие конституции для достижения устойчивости, стабильности обще­ственных отношений, и конституция как средство решения конкрет­ных вопросов правовой жизни).

Среди феноменов правовой культуры догма права (правовые нормы, правовые решения, правовые отношения), субъективное право, правовые принципы и т. п. правовые явления.

Правовая культура выступает как мир юридической деятельности, т. е. мир правовых артефактов. В эти правовые явления и действия люди вкладывают определенный смысл. Поэтому правовая культура выступает также как мир смыслов, которые человек придает своим творениям. Здесь как бы соединяется информация о праве с цен­ностным и регулятивным смыслом его существования. При этом с помощью языка правовая информация сохраняется и накапливается, составляя важнейший компонент правовой культуры.

Характеристика правовой культуры связана с важной предпо­сылкой об отсутствии единой правовой культуры для всех народов и наций. И действительно, разнообразие правовых культур в совре­менном мире подтверждается, во-первых, использованием понятия "национальная правовая культура", отображающем специфику пра­вовой культуры единичного; во-вторых, понятия "правовая культура локальной цивилизации", отображающем специфику правовой куль­туры отдельного; и, в-третьих, понятия "правовая культура миропо­рядка", отображающем специфику правовой культуры общего.

С точки зрения существования правовых культур нужно разли­чать открытые и закрытые правовые культуры. Открытые правовые культуры в своем развитии взаимодействуют с другими правовыми культурами, воспринимая, перерабатывая и закрепляя в себе нара­ботки других правовых культур. Закрытые правовые культуры с трудом вступают в диалог с иными правовыми культурами, ограни­чивают восприятие достижений других правовых культур, утверж­дают свое правовое развитие в качестве единственно верного.

В правовой культуре выделяется внешняя правовая культура, т. е. правовые позиции и ценности населения, и внутренняя право­вая культура, главное содержание которой составляет профессио­нальная юридическая деятельность и ее результаты. Уровень разви­тия правовой культуры во многом предопределен содержанием внутренней правовой культуры, ее направленностью и цельностью. Не случайно в этой связи подчеркивается значение юридической элиты в решении проблем правового развития, совершенствования правовой культуры.