97. Государство и религия. Светское и теократическое государство
В мире немало государств, в которых существуют государственные религии и церкви. Однако во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии, а с ним логически связан принцип отделения церкви от государства, поскольку проведение в жизнь первого принципа весьма затруднительно без осуществления второго.
В наше время крупнейшие мировые религии: христианство, ислам и буддизм, — значительно укрепили свои позиции в мировом сообществе. Религии сегодня выступают в качестве своеобразного нравственного регулятора и основания социальной справедливости. Можно констатировать, что христианские ценности концептуально утвердились в государствах Европы и Америки, исламские стереотипы определяют деятельность мусульманских государств, а буддизм нашел отображение в жизни государств Азии.
Религиозное влияние на развитие современных государств проявляется в сплочении народов. Не связанные государственными границами религии способны сближать самые различные социальные слои, народы и страны. Как в прошлом религия играла существенную роль в формировании наций и их государственных образований, так в настоящее время религия содействует единению мирового сообщества и выступает важнейшим элементом его консолидации. Несмотря на межрелигиозные противоречия, доминирующей является общая духовная основа всех религий — признание человеческой жизни как священного дара Всевышнего. Это предполагает осуждение политики, допускающей возможность массового уничтожения людей и всего живого на земле.
Религия сказывается как во внутренней, так и во внешней политике современных государств, на выработке экономических, социальных и военных доктрин, осуществлении конкретных политических акций. Показательно изменение роли в осуществлении государственной политики духовенства, которое или непосредственно включается в деятельность государственных структур, или косвенным образом участвует в политических акциях государства. Усиливается значение партий, чьи программы основаны на религиозных началах. Самую многочисленную группу здесь составляют христианско-демократические, христианско-социальные, исламские и другие аналогичные партии, которые ориентируются на католицизм, протестантизм и ислам.
Международные объединения религиозного характера оказывают заметное влияние на все стороны жизни государств. В этой связи характерна деятельность Всемирного Совета церквей, включающего свыше 300 протестантских и православных церквей. В мусульманском мире видную роль играет Организация Исламской конференции, стремящаяся консолидировать деятельность входящих в нее государств (объединяет в своих рядах около 50 мусульманских государств). Буддизм представлен в мировом сообществе Всемирным буддистским альянсом и Азиатской буддистской конференцией за мир, деятельность которых направлена на обеспечение мира и сотрудничества между народами. Известна также межгосударственная деятельность католицизма, имеющего единый центр в государстве Ватикан. Отношения церкви и государства прорабатываются в таких центрах религиозных теорий как Папская академия в Риме, мусульманские университеты в Каире и Тунисе, Международный исламский университет в Малайзии, духовные академии Русской Православной церкви и других центрах. На основе религиозных постулатов формируются концепции, теории и доктрины взаимодействия церкви с государством и ее участия в социально-политической жизни общества.
98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Государство является важнейшим институтом планирования и осуществления экологической политики. Большинство государств имеет экологическое законодательство и специализированные экологические структуры власти. Располагая возможностью централизованного принятия экологических решений, государство монополизировало право на участие в решении международных экологических задач. В сфере экологии государство использует различные экологические налоги и продажу лицензий под экологическим условием.
Изменение экологической политики и увеличение расходов на экологию во многом связано с деятельностью экологических движений. Правительства вынуждены корректировать свое отношение к экологическим проблемам. Характерно, что ценностные ориентиры экологического движения не сводятся только к охране природы и ресурсосбережению. Фактически речь идет об отношении человека к природе и себе подобным, к технологии и экономике, принципам общественной организации и политической жизни. Экологическое движение оказывается способным в сложных условиях современного бытия заставить государственные структуры действовать в интересах нынешнего и будущих поколений людей, сделать экологическую политику приоритетной в политике государств. При этом необходимо переосмыслить развитие как создание человеку достойной среды обитания, максимально приблизить технологию к требованиям природы, изменить систему образования и воспитания человека. К тому же экологическая безопасность реальна лишь тогда, когда экологическая политика становится частью мировой политики, осуществляется многими государствами. Затрагивая различные направления человеческой деятельности, экологическая политика может быть глобальной, региональной, общенациональной и локальной.
Источниками обострения глобальных проблем экологии выступают: хищническое отношение человека к природе, материальное производство, наносящее ущерб окружающей среде, чрезмерный рост населения, противоречия в развитии самой природной среды. Следует учесть, что существует масса иррациональных элементов, трудно поддающихся политическому контролю и основательно влияющих на окружающую среду. В соответствии с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕЙ) определена стратегия природоохранного сотрудничества, вырабатывающая долговременные и универсальные принципы отношений человека, общества и природы. Ведется разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологической этики. При этом экологические заповеди движения зеленых воспринимаются как формы бытия современного государства. К ним относится — экологическая мудрость, демократия снизу, личная и социальная ответственность, ненасилие, децентрализация, развитие местной экономики на основе деловой активности, плюрализм мнений и понятий, коллективность действий, глобальная ответственность, развитие индивидуального видения будущего.
Выделяют шесть стадий остроты экологической ситуации: условно благоприятная, удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная, катастрофическая. Три последних стадии обозначаются как острая экологическая обстановка. Среди путей выхода из экологического кризиса: разработка долгосрочной экологической программы, строжайшая экспертиза и учет общественного мнения при решении экологических проблем, экологизация экономики.
99. Этика и эстетика государства. Институты современного государства и его деятельность должны соответствовать этическим критериям. Существует потребность в глубоком осмыслении моральных оснований государства, его нравственных целей, средств и способов осуществления государственной власти. На это нацелена политическая этика, которая задается вопросами нравственности институтов государства, законов, а также нравственных качеств должностных лиц. Показательно, что политическая этика — это одновременно этика институтов и этика добродетелей. Институты в нравственном смысле обеспечивают человеческое поведение снаружи, а добродетели стабилизируют это поведение изнутри. Отметим в этой связи появление специфической этики государственной службы, а также попытки дать моральную оценку институтам власти как центральным (парламенту, президенту, правительству), так и местным.
Институты современного государства требуют бережного с собой обращения. Критика этих институтов или желание изменить их на иные не должны противоречить здравому смыслу. Наилучшими институтами считаются те, которые не предполагают какой-то особой нравственности граждан, но позволяют достигать своих целей, пользоваться правами, способствовать общему благу. В моральном отношении лучшим считается то государство, в котором дурным наклонностям поставлены необходимые ограничения и обеспечены максимальные возможности для права и саморазвития людей на пути к справедливости и добру. Институты государства облегчают людям нравственное поведение и в определенной мере способны выправить моральные отклонения в поведении людей. Однако эти институты не могут заменить нравственности индивида. Более того, добродетели, которыми обладают политические деятели и граждане являются предпосылкой этики институтов государства. Добродетели — это ставшее привычкой нравственное поведение. Классические представления об основных добродетелях связаны с четырьмя (кардинальные добродетели): мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Кардинальные добродетели с учетом резкого обострения конфликтов по расовым, религиозным и социальным мотивам, ростом наркомании дополнены такой добродетелью как толерантность (терпимость). В современном государстве гражданин должен обладать нравственными задатками, которые давали бы возможность как этому гражданину, так и всем участникам отношений достигать своих целей используя существующие институты государства.
Проблема эстетики власти и государства стала рассматриваться во многом в связи с недемократичными (тоталитарными) государствами. Именно для этих государств характерны претензии к насильственной гармонизации всех областей жизни, стремление создать красивую видимость, эстетизировать политику, осуществить театрализацию социальной действительности. Фактически в тоталитарном государстве все окутано покровом эстетики власти.
Современное государство, обеспечивая плюралистическую демократию, не вмешивается в культурную жизнь общества. Однако это не означает, что в условиях демократического строя вопросы обеспечения эстетики власти и государства не являются существенными. Достаточно очевидна роль государственных символов (президент, гимн, герб, флаг), ритуалов (порядок принятия законов, заключения договоров, проведения референдумов), формирования государственной мифологии (образа жизни, национальных качеств). Особенно следует выделить миф как универсальный способ человеческого мирочувствования с широкими возможностями его использования для некритичного восприятия мира. В начале XX столетия возник особый феномен — "социальная мифология", в виде реестра социальных иллюзий, сознательно распространяемых в обществе для достижения определенных целей. В условиях существования современного государства заметна политизация мифа с целью его использования для сплочения людей, раскрытия их политической энергии.
- 3. Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права
- 6. Юриспруденция, ее система
- 7. Объект и предмет юридической науки. Правоведение и государствоведение
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и практике
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулирование
- 12. Нормативный, социологический и философ подходы к определению права.
- 13. Правовые системы. Типология правовых систем
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Источники индусского и мусульманского права
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 18. Философия права. Отрасли философии права
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Собственная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовой менталитет. Правовое мышление.
- 32. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права
- 36. Правовые презумпции, правовые аксиомы, правовые фикции
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Четвертое поколение.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка
- 45. Источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества.
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 49. Основы цивилизационного подхода к праву и государству
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 74. Современное и досовременное государство.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Форма правления, форма государственного устройства и государственный режим
- 97. Государство и религия. Светское и теократическое государство