logo
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

64. Понятие и виды правового поведения.

Социальное поведение субъектов общественных отношений может быть юридически нейтральным и юридически значимым. Юридически значимое поведение именуется правовым поведением. Иными словами, поведение людей в сфере действия права, вызывающее правовые по­следствия, является правовым поведением. Среди признаков правово­го поведения, во-первых, социальная значимость поведения, которая не всегда совпадает с его значимостью для самого действующего субъекта; во-вторых, это такое поведение, которое поддается право­вой регламентации; в-третьих, это поведение четко регламентировано в правовых нормативах; в-четвертых, оно предполагает правовую га-рантированность и ответственность субъектов; в-пятых, это поведение влечет или способно повлечь юридические последствия.

Правовое поведение в зависимости от его направленности под­разделяется на два вида: правомерное поведение и противоправное поведение (правонарушение). Правовая квалификация (юридическая оценка) этих видов правового поведения составляет важнейший мо­мент в деятельности юристов. Правомерное поведение может быть выражено в выполнении активных обязанностей, соблюдении зап­ретов, осуществлении своего права, осуществлении своих законных интересов, неиспользовании своего права. Противоправное поведе­ние состоит в невыполнении активных обязанностей, нарушении запретов, злоупотреблении своим правом.

Правомерное поведение и противоправное поведение — это со­циальная норма и социальная патология (В. Н. Кудрявцев). В этой связи рассматривается проблема деформации поведения в правовой сфере, которая разграничивается по двум направлениям: во-первых, как деформация потребностей и интересов и, во-вторых, как дефор­мация принятия решений. Деформация принятия решений может быть вызвана: а) неверной оценкой фактических обстоятельств, б) неправильным учетом нормативных требований, в) искажением ценностных ориентиров личности, г) дефектом самоконтроля. В це­лом же причины правонарушений рассматриваются на трех уров­нях: индивидуальном уровне; уровне малых социальных групп; на уровне общества.

На индивидуальном уровне непосредственной причиной правона­рушений выступает антиобщественная направленность личности (неблагоприятное стечение обстоятельств). На уровне социальной группы — причиной правонарушений выступают деформации образа жизни. На уровне общества в целом выделяются субъективные причины и объективные причины правонарушений.

65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения. Юридическое выражение общественной полезности, приемлемос­ти и допустимости социальной деятельности и ее результатов, ос­нованных на принципах и нормах права, составляет такое правовое качество социального пространства как правомерность. Важно пом­нить, что граница между правомерным и противоправным поведе­нием проходит не только по линии, проведенной в действующем за­конодательстве, но и в правосознании людей. При этом правомер­ные варианты поведения характеризуются различной степенью об­щественной полезности, но они не противоречат нормам права.

Правомерное поведение определяют (В. В. Оксамытный) как соот­ветствующую правовым принципам и нормам деятельность коллек­тивных и индивидуальных субъектов, государства в целом, его ин­ститутов и должностных лиц, осуществляемую в формах соблюде­ния, исполнения и использования права, а также применения права компетентными субъектами. Различается правомерное поведение личности и правомерное поведение коллективных субъектов.

Основные варианты правомерного поведения: совпадение с тре­бованиями норм права; соответствие правовым предписаниям; непротиворечие нормам права; незапрещенность правовыми норма­ми. Ценностные принципы правомерного поведения: общественная полезность, добровольность, сознательность, массовость. Правомер­ное поведение может быть необходимым, желательным и допусти­мым. Стимулирование правомерного поведения может осуществ­ляться его юридическим признанием, фактическими и юридически­ми последствиями, а также поощрительными санкциями. Среди мо­тивов правомерного поведения: убежденность в общественной по­лезности правомерного поведения; общественный долг; профессио­нальное чувство ответственности; полезность поведения для дру­гих, стереотип, конформизм, страх перед ответственностью, личная польза, эгоистические интересы, негативные мотивы и т. д. Извест­на типология правомерного поведения по мотивам правомерного по­ведения: маргинальное правомерное поведение, конформистское правомерное поведение, привычное правомерное поведение, соци­ально-активное правомерное поведение. По субъектам различаются: правомерное поведение гражданина, правомерное поведение кол­лектива, правомерное поведение должностных лиц. Типология пра­вомерного поведения может быть осуществлена по отраслям права, формам реализации права, степени добровольности и т. д.

66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности. Системный характер права получает свое отображение в ис­пользовании систематизации как специфически юридической дея­тельности, связанной с упорядочением нормативных положений, принимаемых нормативно-правовых актов, или объединением и об­работкой уже принятых нормативно-правовых актов. По сути дея­тельность по систематизации нормативных положений принимае­мых актов, выраженная в правотворчестве и составляет специфи­ку кодификации. Кодификация — такой вид систематизации, кото­рый имеет правотворческой характер и связан с созданием нового сводного нормативно-правового акта или переработкой уже суще­ствовавшего систематизированного нормативно-правового акта с целью обеспечения единого и устойчивого регулирования опреде­ленной социальной сферы. Изначальный смысл кодификации — создание систематизированного нормативно-правового акта, суще­ствующего длительное время без каких бы то ни было изменений и дополнений.

Кодификация может быть всеобщей, т. е. связанной с система­тизацией всего нормативного материала (свод законов), комплекс­ной, связанной с объединением и обработкой нормативов, различ­ных отраслей права (воздушный кодекс); отраслевой, осуществлен­ной по предмету правового регулирования (гражданский кодекс); институциональный, связанной с систематизацией нормативов от­дельных институтов права; ведомственной, которая регламентирует деятельность определенных министерств, ведомств и организаций (устав внутренней службы); статусная, определяющая правовой статус различных органов и процедуру их деятельности (регламент Верховной Рады).

В отличие от кодификации инкорпорация всегда связана с система­тизацией уже существующих (принятых) нормативно-правовых актов. При такой обработке нормативно-правовых актов не меняет­ся их содержание и определяющее значение имеет объединение нормативно-правовых актов в разного рода сборники и собрания. Целевое назначение инкорпорации в обеспечении широкого круга лиц текстами законов и иных нормативно-правовых актов. В отли­чие от кодификации, которая всегда носит официальный характер, инкорпорация может быть официальной, официозной (полуофици­альной) и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществля­ется в виде собраний и сборников инкорпоративных актов, органа­ми которые эти акты издали. Официозная инкорпорация выражена в издании инкорпоративных актов специально на то уполномочен­ными органами. Неофициальная инкорпорация связана с созданием и изданием различного рода сборников инкорпорированных норма­тивных актов организациями и отдельными лицами по своей иници­ативе и без санкции компетентных государственных органов.

По способу упорядочения нормативно-правовых актов различают предметную и хронологическую инкорпорацию. При этом предмет­ная инкорпорация предполагает объединение нормативно-правовых актов по предмету правового регулирования, в то время как хроно­логическая инкорпорация выражена в расположении нормативно-правовых актов по времени издания. Специфическим видом система­тизации является консолидация. С одной стороны это не кодифи­кация, так как всегда связана с систематизацией уже существую­щих нормативно-правовых актов. С другой стороны инкорпорация осуществляется только правотворческими органами в отношении принятых ими нормативно-правовых актов. При этом объединенные акты утрачивают свою силу и вместо них действует систематизиро­ванный нормативно-правовой акт. Консолидация по своей юриди­ческой природе занимает промежуточное место между кодификаци­ей и инкорпорацией.