59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
Применение права выступает как властная организующая деятельность профессионально подготовленных субъектов, наделенных компетенцией, которая направлена на обеспечение реализации права (соблюдение, исполнение, использование) другими субъектами права, протекает в определенных процессуальных формах и официально выражается в вынесении индивидуально-властного решения (правоприменительного акта).
Как формально-логическая процедура применение права предстает в виде процесса в котором можно выделить три основные стадии: 1) установление фактической основы дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела и его документальное оформление. В качестве дополнительной стадии может выступать государственно-принудительное осуществление вынесенного решения.
Первые две стадии правоприменительного процесса — это подготовка третьей стадии, а их разграничение имеет смысл только с точки зрения более точного определения характера осуществляемых действий. Иными словами, если первая стадия связана с фактическими обстоятельствами, то вторая — с правовыми нормами.
Установление фактической основы дела рассчитано на профессиональное видение складывающихся фактических обстоятельств, поскольку, в первую очередь, связано с установлением юридических фактов (фактического состава), что непосредственно определено правовыми нормами. На этой стадии определяется система доказательств, которые обеспечивают основательность будущего решения. Устанавливаемые факты должны отвечать критериям достоверности, полноты и оформленности. Не случайно зачастую эта стадия правоприменительного процесса именуется формированием фактической основы дела. Здесь задача лица, осуществляющего применение права, состоит в выделении из всего многообразия фактических обстоятельств тех, которые позволят вынести обоснованное, законное и справедливое решение. Сложность деятельности по установлению фактической основы дела зачастую связана с тем, что фактические обстоятельства дела устанавливаются одними (следователь), а решение на основе этих фактов выносятся другими (судья), что, впрочем, не освобождает тех, кто принимает решение, осуществлять оценку представленных фактов.
При установлении фактической основы дела необходимо выделить те обстоятельства, которые не нуждаются в доказывании (общеизвестные факты, презумпции, аксиомы), которые доказываются строго определенными средствами (экспертизой) и те, которые доказываются непосредственно лицом, применяющим право.
Установление юридической основы дела предполагает осуществление правовой (юридической) квалификации зафиксированных фактических обстоятельств, т. е. определяется, какая правовая норма распространяется на данные обстоятельства. Здесь, во-первых, определяется норма (нормы), подлежащая применению; во-вторых, осуществляется проверка подлинности текста нормативно-правового акта, в котором эта норма содержится; в-третьих, определяется действие нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц; в-четвертых, происходит толкование правовой нормы. Если при осуществлении всех отмеченных операций не возникает осложнений, то перед нами ситуация типичного применения права. В том случае, если не можем обнаружить норму (пробел в праве), сталкиваемся с наличием нескольких норм, регулирующих однородные отношения (коллизия норм), либо норма связана со значительным усмотрением правоприменителя — перед нами ситуация нетипичного применения права, требующая более высокого уровня профессиональной подготовки от лица, применяющего право.
Процесс применения права завершается решением дела и его документальным оформлением. При этом действие правовой нормы властно и официально распространяется на установленные факты, определяются субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов. Решение по делу сопровождается совершением лицом, применяющим право, формального его закрепления (правоприменительный акт). С помощью правоприменительного акта осуществляется поднормативное (индивидуальное) регулирование поведения субъектов права. По своей сути правоприменительный акт выступает обычно как письменный документ, исходящий от компетентного субъекта, который связан с возникновением, изменением или прекращением правоотношений, либо достижением других правовых последствий.
60. Акты применения права: понятие и виды. Все правовые акты как письменные документы, существующие в сфере действия права могут быть разделены на нормативные, интерпретационные, правоприменительные, договорные (контрактные) и личностные. Их общая черта заключается в том, что все правовые акты порождают юридические последствия. Вместе с тем, кроме нормативных актов все остальные являются поднормативны-ми актами, т. е. основываются на правовых нормах и либо конкретизируют, либо индивидуализируют эти нормативы. В этой связи спецификой правоприменительного акта является то, что он носит властный характер и связан с индивидуализацией правовых нормативов. Подчеркнем необходимость разграничения конкретизации (перехода от одного уровня нормативности к другому) и индивидуализации (привязки норматива к конкретной ситуации, к индивиду) в правовом регулировании.
Среди признаков правоприменительного акта выделим:
-
его поднормативный характер (нормативно-правовое основание);
-
официальное решение управленческого характера компетентного органа;
-
содержит властное веление, обязательное для адресатов, обеспечиваемое принуждением;
-
выносится при соблюдении правовой процедуры с соблюдением установленной формы;
-
связан с индивидуализацией (персонализацией) субъективных прав и юридических обязанностей, либо достижением иных правовых последствий.
Разнообразие правоприменительных актов создает проблему для их классификации и определяет множество оснований для классификации. По формам внешнего выражения различают письменные, устные и конклюдентные (молчаливые) акты. В свою очередь письменные акты применения разграничиваются на простые и сложные. Сложные правоприменительные акты как документы представляют собой структурированное образование, включающее такие компоненты (составляющие) как вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть и резолютивная часть. Во вводной части содержится официальное наименование акта, наименование органа, издавшего документ, время и место издания. Описательная часть излагает фактические обстоятельства, положенные в основание вынесения властного решения. Мотивировочная часть связана с формированием связи между нормами материального и процессуального права и установленными фактическими обстоятельствами. Особо выделяется словами резолютивная часть, для чего используются термины "решил", "определил", "приговорил", "постановил" и т. п. После этих слов идет изложение существа решения по делу. Необходимо отметить, что в сложных правовых ситуациях законодатель предоставляет право правоприменительному органу (суду) первоначально формулировать только резолютивную часть, а затем отрабатывать в установленные сроки обоснование решения.
По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. Основные акты содержат заключительное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательные акты служат целям подготовки основных правоприменительных актов (протокол судебного заседания, определение суда).
По форме правоприменительной деятельности правоприменительные акты бывают исполнительными актами, призванными наиболее эффективным образом регулировать осуществление правомерного поведения, и охранительными актами, которые связаны с реализацией санкций за совершенные правонарушения, а также применением профилактических мер.
По отраслевому признаку правоприменительные акты разграничиваются на конституционные, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и т. д. По юридическим последствиям правоприменительные акты бывают правоустанавливающими, правоконстатирующими, правоизменяющими и правопрекраща-ющими. В зависимости от субъектов, осуществляющих применение права правоприменительные акты могут быть индивидуальными и коллективными, государственными и негосударственными, актами центральной государственной власти, актами местной государственной власти и актами местного самоуправления.
Среди субъектов, исполняющих акты, особую роль в правовом регулировании имеют правоприменительные акты (указы) президента, а также правоприменительные акты судебных органов — судебные акты. В зависимости от времени действия (темпоральная характеристика) правоприменительные акты разграничиваются на акты разовые (однократного действия), примером может быть протокол осмотра места происшествия, и длящиеся (многократного действия), где примером является решение суда о взыскании алиментов. Правоприменительные акты выносятся на самых разных уровнях осуществления властных полномочий, в различных областях жизни, по самым разным основаниям, что создает сложности по их классификации и систематизации.
61. Толкование права: понятие и виды. Толкование права в юриспруденции традиционно отождествляется с толкованием правовой нормы. Между тем совершенно незаслуженно из сферы толкования права исключается толкование договора и толкование правоприменительных актов (приговора, решения, определения и т. д.). По сути может быть выделено в этой связи три вида толкования права: а) толкование правовой нормы; б) толкование договора; в) толкование правоприменительного акта.
Сам термин "толкование" в правовой сфере используется в разных смыслах. Во-первых, толкование выступает как мыслительный процесс, понимания и познания правовой нормы, договора, правоприменительного акта, который выражается в совокупности способов (приемов) толкования. Во-вторых, толкование предстает в виде результата этого мыслительного процесса, выраженного в языковой форме, который именуется толкованием по объему (буквальное, распространительное и ограничительное). В-третьих, толкование рассматривается как деятельность определенных субъектов (официальное и неофициальное толкование), имеющая различную степень обязательности.
Более традиционным является разграничение толкования на уяснение права и разъяснение права. При этом считается, что юридическое познание как познание правовых предписаний, образующих юридическую основу дела и познание юридических фактов, в принципе невозможно без использования уяснения права. Смысл толкования постигается посредством языковых знаний, знаний о системных связях в правовой сфере, знаний о происхождении и функционировании правовых нормативов, договоров, актов.
Значение толкования права существенно возрастает, когда возникают ситуации нетипичного применения права, т. е. при пробелах в праве, при конкретизации права, при значительном допущении усмотрения должностного лица, а также в других сложных правовых ситуациях. Толкование права зависит не только от уровня использованной при подготовке правовых норм, договоров, правоприменительных актов юридической техники, но и от правовой культуры и правосознания субъектов, толкующих и применяющих право.
Совокупность однородных приемов и правил толкования, базирующихся на единстве определенных средств и аргументов, получила наименование способа толкования. Среди специалистов значительное разночтение в определении количества и разновидностей способов толкования (обратим внимание, что все они касаются толкования правовой нормы). Большинство признает самостоятельность трех способов толкования: языкового (филологического), исторического (историко-политического) и систематического. При филологическом толковании используются достижения лингвистики, правила синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Существенное значение здесь имеет четкость в определении понятий и терминов, устранение многозначности выражений, используемых в нормативном акте. Историческое толкование предполагает обращение к истокам правового предписания, выраженного в нормативном акте. Причины введения нормы в правовую систему могут прояснить дискуссии между профессионалами в процессе обсуждения текста нормативно-правового акта. Историческое толкование связано с обращением к традициям и обычаям правовой культуры, сложившейся практики применения правовых норм.
Систематическое толкование отображает системный характер права и связано с определением места правовой нормы в системе права, отрасли, подотрасли права, в институте и субинституте права. В процессе толкования в первую очередь выделяются те нормативные положения, которые связанны с толкуемой правовой нормой. С их помощью выявляется смысл толкуемой нормы, уточняется используемая терминология, выделяются зависимости общих и специальных норм. Здесь наиболее сложной является ситуация контрадикции норм, т. е. прямого расхождения, противоречия между толкуемой нормой и другим нормативным положением.
В качестве самостоятельного способа толкования зачастую рассматривается функциональное толкование. При этом используется знание факторов и условий, в которых функционирует правовая норма. При функциональном толковании привлекаются оценки и положения, относящиеся к сфере политики, морали, религии. Часто функциональное толкование связано с раскрытием содержания так называемых оценочных понятий в праве: значительный ущерб, тяжкие последствия, позорящие действия, благоустроенное жилое помещение и т. п.
Порой рассматривается отдельным способом толкования — логическое толкование (другое мнение на этот счет — логика необходима при осуществлении всех способов толкования). Можно считать значимым использование таких приемов логики при толковании как логический анализ понятий, выводы по аналогии и т. п. Использование этих приемов позволяет от общего, абстрактного содержания правовой нормы перейти к более конкретным, развернутым положениям, приближающим к конкретным жизненным ситуациям. Можно заметить, что толкование правовой нормы начинается с филологического толкования, а использование иных способов зависит от содержания толкуемого норматива и конкретной ситуации.
62. Официальное толкование права. От правового положения субъектов, толкующих право зависит юридическое значение толкования. В этой связи выделяется официальное толкование права как исходящее от компетентных государственных органов или должностных лиц и являющееся юридически обязательным.
Обязательность официального толкования предполагает обязанность правоприменительного органа или лица отыскивать и изучать акты толкования права, вести их учет. Однако главное здесь заключается в обязанности следовать положениям, содержащимся в актах официального толкования при разрешении различного рода юридических ситуаций. Посредством официального толкования обеспечивается единство правоприменительной практики в соответствии с целями правового регулирования. Отсюда невозможно обойти те положения, которые даны в актах официального толкования (интерпретационных актах). При этом следует учитывать различие юридической силы официальных актов толкования права, которая зависит от положения субъекта толкования в системе государственных органов. Официальное толкование подразделяют на аутентичное толкование, т. е. такое, которое исходит от органа, издавшего данный нормативный акт и неаутентичное (легальное) толкование, когда разъяснения дают другие компетентные органы.
В правовой сфере действует целая система разнообразных правовых актов. Все они могут быть подразделены на четыре группы (разновидности): 1) нормативные акты; 2) интерпретационные акты; 3) правоприменительные акты; 4) индивидуальные акты (акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей). Интерпретационные акты представляют собой вид правовых актов, содержащих разъяснение нормативных предписаний (правовых норм) либо порядка их применения. В этой связи интерпретационные акты подразделяются на нормативные и казуальные. Среди особенностей интерпретационных актов следующие: они представляют собой разъяснение правовых норм; содержат в тексте конкретизирующие положения; действуют только в единстве с нормативными актами; не являются источниками права; отмена нормативного акта влечет за собой утрату юридической силы интерпретационного акта. В системе интерпретационных актов особое значение имеют акты Конституционного Суда, которые определяют существующую систему правового регулирования и перспективу дальнейшего законотворчества. Интерпретационные акты издаются различными органами (судебными, прокурорскими, управленческими) и охватывают самые разные сферы правового регулирования (материальное и процессуальное право, частное и публичное право). Интерпретационные акты имеют тенденцию к обособлению в системе правовых актов, хотя, по-прежнему, распространено включение интерпретаций (разъяснений) в содержание правоприменительных актов. В правовой системе Украины высокую престижность имеют интерпретационные акты Пленума Верховного Суда Украины, т. е. его руководящие разъяснения в форме постановлений. Возможность издания этих интерпретационных актов и их соотношение с интерпретациями (толкованиями) Конституционного Суда Украины предмет дискуссии и правовой коллизии.
63. Пробелы в праве и способы их устранения и преодоления. Пробел в праве — это отсутствие или неполнота правовой нормы для решения конкретного дела. Проблема пробелов в праве связана со следующими факторами: 1) содержанием нормативно-правовых актов; 2) правосознанием лиц, применяющих право. Данное различие получило свое выражение в делении пробелов на действительные и мнимые. Действительные пробелы характеризуют сферу законодательства и подзаконных актов, а мнимые пробелы связаны с недостатками профессионализма лиц, применяющих право. Профессионалов, в первую очередь, интересуют действительные пробелы в законодательстве Украины. Эти пробелы могут быть устранены либо законодательным органом (Верховной Радой) путем дополнительного нормотворчества, либо устранить пробелы в праве может Конституционный Суд, используя свое право толкования Конституции.
От устранения пробелов в праве следует отличать преодоление пробелов в праве. Преодоление пробелов в праве осуществляется в процессе правоприменительной деятельности и связано только с разрешением конкретной жизненной ситуации. Способами преодоления пробелов в праве выступают три вида аналогии: 1) аналогия закона, когда для разрешения конкретной ситуации при отсутствии правовой нормы используется близкая правовая норма; 2) межотраслевая аналогия (субсидиарное применение права), когда для разрешения конкретной ситуации при отсутствии правовой нормы используется правовая норма другой отрасли права; 3) аналогия права, когда для разрешения конкретной ситуации при отсутствии правовой нормы используются общие принципы права и справедливости.
Пробелы в праве обнаруживаются, в первую очередь, при применении права, что делает такое применение права нетипичным, требующим особого внимания и профессионализма. При установлении пробельной ситуации необходимо обратиться к имеющимся официальным и неофициальным интерпретациям (разъяснениям) права. При отсутствии официального разъяснения, которое могло бы помочь в преодолении пробела в праве, правоприменитель должен сам использовать аналогию, переходя от первого варианта ко второму, а затем к третьему (аналогии права). Аналогия права не может быть использована при решении вопросов о юридической ответственности. Не случайно она прямо запрещена в уголовном праве.
- 3. Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права
- 6. Юриспруденция, ее система
- 7. Объект и предмет юридической науки. Правоведение и государствоведение
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и практике
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулирование
- 12. Нормативный, социологический и философ подходы к определению права.
- 13. Правовые системы. Типология правовых систем
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Источники индусского и мусульманского права
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 18. Философия права. Отрасли философии права
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Собственная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовой менталитет. Правовое мышление.
- 32. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права
- 36. Правовые презумпции, правовые аксиомы, правовые фикции
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Четвертое поколение.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка
- 45. Источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества.
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 49. Основы цивилизационного подхода к праву и государству
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 74. Современное и досовременное государство.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Форма правления, форма государственного устройства и государственный режим
- 97. Государство и религия. Светское и теократическое государство