logo search
Топорнин Б

Предисловие

В настоящее время не просто обозначилась, а самым серьезным образом выявилась настоятельная потребность в том, чтобы обновить систему высшего юридического образования в России, привести эту систему в соответствие с потребностями нашего времени. Качеству подготовки специалистов, от которых во многом будет зависеть облик государства и права России в XXI в., должно быть уделено первостепенное внимание. Именно они – новые поколения российских юристов призваны развивать и осуществлять высокие идеалы правового государства, провозглашенные в действующей Конституции страны, но далеко еще не реализованные в действительности. Перед выпускниками юридических вузов встанет задача укрепления законности и правопорядка во всех сферах жизни российского общества – в экономике, культуре, политике, социальной сфере. Самое главное в работе юристов – расширять и обеспечивать права и свободы человека, укреплять уважение к его достоинству. Нужно будет обеспечивать верховенство права в международных отношениях – как политических, так и экономических, культурно-научных.

Для решения этих сложных и масштабных задач юристам будущего потребуется широкий спектр знаний, понимание глубинных закономерностей правового развития в своей стране и во всем мире, способность хорошо ориентироваться в многообразии правовых систем, существующих на земном шаре. В условиях, когда Россия усиливает сотрудничество и взаимодействие с другими государствами на региональном и глобальном уровнях, высокая квалификация юриста подразумевает умение быстро воспринимать и правильно оценивать новые явления в правовой жизни за пределами страны, применять зарубежное и международное право. При этом высшее юридическое образование должно не только давать знания права по состоянию на сегодняшний день, но и раскрывать тенденции развития, обеспечивать «задел» на будущее.

Особое значение имеет расширение сферы приложения сил юристов, прежде всего юристов-практиков. Раньше в эту сферу входила работа в аппарате Советов и исполнительных органах, что на юридических факультетах нередко охватывалось понятием «советское строительство», – в правоохранительных органах (суд, прокуратура, милиция и т.д.)> а также в сфере хозяйственной деятельности государства, типичной для которой была профессия «юрисконсульт». Для всех перечисленных видов деятельности вполне достаточным в реальной жизни было знание внутригосударственного права. Что касается зарубежного и международного права, то глубокого изучения этих учебных дисциплин практика по-настоящему не требовала. Специалисты по данным дисциплинам нужны были в ограниченном количестве, только для системы Министерства иностранных дел и Министерства внешней торговли, которые готовили для себя кадры в собственных специализированных учебных заведениях.

Ныне положение резко изменилось. Границы России широко распахнулись для развития экономических, политических, научных, культурных и многих других видов отношений с другими странами, международными организациями, контактов людей. В этих условиях знание права зарубежья становится непременным требованием, предъявляемым к юридической профессии. Сегодня такое знание необходимо не только в государственных учреждениях, но и в частном бизнесе, в том числе в коммерческих банках, акционерных обществах, торговых фирмах. Зарубежные связи идут ныне как через Москву, так и через субъекты Российской Федерации, а также непосредственно через предприятия. В России создаются совместные предприятия, предприятия с полным иностранным участием, осуществляются другие инвестиционные проекты зарубежного капитала. Международный характер приобрела борьба с преступностью.

Эти и многие другие примеры убедительно говорят о том, что более глубокое и активное изучение многообразия права в мире должно стать одним из обязательных условий подготовки высококвалифицированного российского юриста.

К новым юридическим феноменам относится и европейское право. Его еще не было, казалось, совсем недавно, когда юридические факультеты университетов оканчивали их нынешние профессора. Свою недолгую историю европейское право ведет с создания на континенте сначала Совета Европы (1949), а затем трех европейских сообществ – Европейского объединения угля и стали (1951), Европейского экономического сообщества и Евратома (1957 г.). Важным