Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
Политический союз в Маастрихтском договоре выходил за рамки внешней политики, политики безопасности и обороны. В разделе VI Договора «Положения о сотрудничестве в области правосудия и внутренних дел» рассмотрены вопросы, связанные прежде всего со свободой передвижения людей: 1) предоставление убежища; 2) правила пересечения внешних границ государств-членов и контроля на границе; 3) иммиграционная политика и политика, касающаяся граждан третьих стран; 4) борьба с наркотиками; 5) борьба с международным мошенничеством; 6) правовая взаимопомощь в гражданских делах; 7) правовая взаимопомощь в уголовных делах; 8) таможенное сотрудничество; 9) полицейское сотрудничество.
Свобода передвижения людей связана прежде всего с правилами пересечения государственных границ. Эта проблема в силу многих причин долго не находила общего решения государств-членов. Только к середине 80-х годов наметился заметный прогресс. В рамках двустороннего сотрудничества Германия и Франция условились об отмене в принципе пограничного контроля при пересечении совместной границы. К ним вскоре присоединились страны Бенилюкса. Итогом стало подписание 14 июня 1985 г. Шенгенского соглашения, ставшего, хотя оно и заключено вне рамок Европейского союза, как показало время, важной вехой на пути реализации свободы передвижения людей.
Свое название Соглашение получило по месту его подписания (небольшой городок Шенген в Люксембурге). Участниками Шен-генского соглашения первоначально были названные выше страны-инициаторы: Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург. Главный смысл этого Соглашения – взаимная готовность сначала облегчить прохождение лицами паспортного и таможенного контроля на границах между этими государствами, а затем вообще отменить такой контроль. Чтобы новым порядком не воспользовался преступный мир, стороны согласовали перечень необходимых мер, которые должны были быть приняты в ближайшее время. При подписании Соглашения была определена дата отмены пограничного контроля между странами-участницами – t января 1990 г.
Шенгснское соглашение вызвало большой интерес со стороны других государств. Оно выглядело весьма привлекательно, ибо не только предусматривало отмену пограничных формальностей для людей, но и значительно упрощало многие правила и процедуры, действовавшие в процессе осуществления практически всех свобод единого внутреннего рынка. Тем самым облегчалось освоение рынков, вложение инвестиций, в том числе в виде создания дочерних и совместных предприятий, а в итоге увеличивалось число рабочих мест. Вместе с тем сохранялся и, более того, усиливался контроль на внешних границах сообществ.
Не случайно круг участников Шенгенского соглашения стал расширяться. К нему присоединились: Италия (1990), Испания, Португалия (1991), Греция (1992), Австрия (1995). Однако условия вступления этих стран не во всем совпадают. Испания и Португалия стали полноправными участниками Соглашения и полностью приняли все его положения. Италия только в середине 1996 г. стала изменять внутреннее законодательство в соответствии с требованиями Соглашения, рассчитывая на полное участие в нем с 1997 г. Греция и Австрия еще не удовлетворяют требованиям Шенгена.
Среди положений Шенгенского соглашения обращают на себя внимание: а) взаимное признание виз, выдаваемых странами-участницами; б) введение единой визы, действующей на территории стран-участниц; в) рассмотрение и решение вопроса о предоставлении убежища в каждом случае только одним государством; г) полицейское сотрудничество.
О последнем виде сотрудничества стран – участниц Соглашения следует сказать особо. Оно прежде всего связывалось с созданием межгосударственной информационной системы, названной Шенген-ской информационной системой. Это единая информационная компьютерная система, основная материально-технологическая база которой, включая главный банк данных, стала располагаться в г. Страсбурге (Франция). В банк данных должны были закладываться сведения о лицах, выдачу которых запрашивали страны-участницы, о лицах, подозреваемых в совершении особо опасных преступлений, а также о документации и иных предметах, являющихся уликами в расследуемых делах, связанных с серьезными уголовными преступлениями. Составной частью полицейского сотрудничества стала возможность преследовать преступников на территории других участников Соглашения, что в отдельных случаях, особенно при аресте, требует присутствия должностных лиц государства, на территории которого осуществляется преследование.
Первое Шенгенское соглашение, б сущности, не было реализовано в изначально намеченные сроки. Через пять лет, 19 июня 1990 г. было подписано новое Шенгенское соглашение (Шенген-2), хотя формально это была концепция применения первого Шенгенского соглашения. Стороны заметно продвинулись вперед по пути, обозначенному ранее. Шенген-2 главным образом решал вопросы бесконтрольного пересечения внутренних границ единого внутреннего рынка и осуществления контроля при пересечении внешних границ. Было установлено, что во втором случае паспортная проверка проводится всего один раз. Определился статус лиц, прибывающих из третьих стран. Для них установлены краткосрочные и долгосрочные визы, определены условия передвижения в рамках стран – участниц Соглашения, отработан порядок рассмотрения заявлений о предоставлении убежища. В Шенгене-2 подробно регулировались вопросы полицейского сотрудничества, оказания правовой помощи в уголовном производстве и при выдаче преступников, совместной борьбы против распространения наркотиков.
Идеи Шенгенского соглашения получили определенное развитие в решениях Берлинской конференции (так называемый Шенген-Восток), состоявшейся в октябре 1991 г. Среди 27 стран-участниц было немало представителей Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия, Литва, Украина и др.). Конференция была созвана по инициативе западных стран, всерьез обеспокоенных огромным потоком пришельцев с Востока. На конференции были предприняты попытки разработать совместные меры, призванные ограничить этот поток, включая возможный возврат людей туда, откуда они приехали. Но, пожалуй, самым действенным средством стали инспирированные конференцией двусторонние соглашения «шенгенских» и восточноевропейских стран.
О Шенгенских соглашениях можно сказать, что они легче подписывались, чем выполнялись. Достаточно напомнить, что их вступление в силу неоднократно откладывалось. Даже в начале 1994 г. Исполнительный комитет Шенгенских стран принял решение об очередной отсрочке, мотивируя ее тем, что компьютерная база Шенген-ской информационной системы еще не отлажена и, как показали проверки, нередко дает сбои. Некоторые страны заняли выжидательную, а то и открыто отрицательную позицию. Ни в коем случае не желала вступать в Соглашение Великобритания, настаивавшая на сохранении полностью своего контроля за пересечением национальных границ. Ирландия вынужденно последовала за решениями Лондона, поскольку иначе ее граждане лишались существующих льгот при поездках в Великобританию.
О своем присоединении к Шенгенскому соглашению заявили Дания, Финляндия и Швеция. Соответствующее соглашение было подписано 19 декабря 1996г. Препятствием для них остается необходимость урегулировать вопросы, связанные с их участием в безвизовом порядке пересечения границ, действующем в Скандинавии вот уже 40 лет. До последнего времени получалось так, что, если бы скандинавская «тройка» вступила в Шенгенское соглашение, то через государства, не являющиеся членами Европейского союза и Шенген-ского соглашения, можно было бы беспрепятственно проникать на территорию единого внутреннего рынка. Иначе говоря, возникла бы опасность осложнений, порождаемых сосуществованием двух различных правовых режимов. Выход, видимо, найден в присоединении всех пяти скандинавских стран к Шенгенскому соглашению.
Даже после вступления в силу в марте 1995 г. новых условий пересечения границ Франция предприняла попытку «дать задний ход». Она не отказалась формально от участия в Шенгенском соглашении, не выступила против него, но тем не менее не только не сохранила, а еще более ужесточила паспортный контроль на своих границах. И это было сделано не случайно. Причины такого поведения не одной лишь Франции, но и некоторых других стран коренятся в боязни проникновения в страны наркотиков. В настоящее время в Западной Европе наибольшую угрозу в этом отношении представляет Голландия, где действует относительно льготный режим продажи и применения наркотиков. Позиция Франции изменилась только после того, как были приняты многие ее предложения, направленные на усиление пограничного контроля за проникновением наркотиков.
Надо иметь в виду, что Шенгенское соглашение стояло в системе европейского права в известной мере особняком. И дело не только в том, что оно не охватывает всех государств – членов Европейского союза. Соглашение не вписывается в нужной мере в Маастрихтский договор. Ведь согласно этому договору, визовая политика, в принципе, отнесена к компетенции Европейского союза (ст. 100 «с»).
Выполнение Шенгенского соглашения предполагало усиление сотрудничества стран-участниц в борьбе с преступностью. Распространение наркотиков – очевидный и убедительный, но отнюдь не единственный довод в пользу данного положения. Речь шла также о борьбе с терроризмом, незаконной торговлей оружием и другими серьезными преступлениями.
В июле 1995 г. все государства – члены Европейского союза подписали конвенцию о создании Европола – Европейского полицейского ведомства. Это пока еще преимущественно информационная система, предназначение которой в основных чертах состоит в сборе и обработке сведений о террористической деятельности и о транспортировке наркотиков. Деятельность Европола призвана прежде всего снять проблемы, порождаемые открытыми границами в рамках Шенгенских соглашений. Но этим его задачи не ограничиваются. Намечено также, что Европол будет заниматься оказанием помощи национальным службам в расследовании уголовных дел, созданием банка данных, предоставлением обобщающих аналитических докладов и другой подобной информации, получением программ предупреждения преступности, а также участвовать в подготовке кадров путем разработки общеевропейской программы, в развитии исследований и создании информационных фондов по криминологии и судебным делам.
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение