logo
Топорнин Б

Комитет регионов

После вступления в силу Маастрихтского договора должен быть образован Комитет регионов. В Договоре о нем сказано очень немного. Предусмотрено, что Комитет регионов разработает свой устав, который подлежит утверждению Совета. Вместе с тем на основе анализа региональной политики и тех трех статей, которые отведены Комитету регионов в Маастрихтском договоре (ст. 198 «а» – 198 «с»), а также в Амстердамском договоре, можно сказать следующее.

Комитет регионов задуман как консультативный орган и в этом качестве сходен с Экономическим и социальным комитетом. Его назначение состоит в том, чтобы консультировать Совет и Комиссию. Это должно делаться, во-первых, в случаях, предусмотренных Договором, а во-вторых, когда один из двух названных институтов сочтет консультацию необходимой. Формальных критериев консультации Договор не содержит, но определенный порядок установлен.

Если Совет или Комиссия сочтет необходимой консультацию, Комитету регионов устанавливается срок для ее проведения. Он не может быть меньше месяца со дня получения председателем Комитета соответствующего уведомления. Смысл данной нормы состоит не столько в том, чтобы ускорить получение заключения Комитета, сколько в возможности для Совета или Комиссии действовать в связи с поставленным вопросом, не ожидая более установленного срока ответа от Комитета регионов.

Между обоими консультативными органами – Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов – устанавливается определенная взаимосвязь. В том случае, если Комитет регионов проявит заинтересованность в заключении или мнении Экономического и социального комитета (в порядке консультации), последний вправе быть информирован об этом. Но простой информацией дело не ограничивается. Если Комитет регионов найдет, что затрагиваются региональные интересы, он вправе принимать собственное заключение по данному вопросу.

Важно иметь в виду, что Комитет регионов конструируется отнюдь не как пассивный орган, действующий только по запросу Совета или Комиссии. Он наделяется широкой инициативой как в постановке вопросов, так и в принятии собственных заключений и мнений, если сочтет это необходимым. Как и в других случаях, заключение (мнение) Комитета регионов должно направляться в Совет или Комиссию вместе с протоколом обсуждения.

Комитет регионов рассматривается как неправительственный орган. Он должен состоять из представителей региональных и местных органов (земель ФРГ, провинций Италии и Испании и др.). Число членов Комитета регионов от стран неодинаково. В решении этого вопроса за основу взят «ключ» формирования Экономического и социального комитета. Но в отличие от Экономического и социального комитета в Комитете регионов наряду с членами назначается равное им число кандидатов в члены.

Как члены, так и кандидаты в члены Комитета регионов назначаются Советом сообществ, но предложения представляются государствами-членами. Решения по этому поводу Совет принимает единогласно. Срок, на который назначается состав Комитета регионов, – четыре года; однако ограничений для последующего переназначения нет.

Члены Комитета регионов, подобно членам Экономического и социального комитета, не связаны какими-либо обязательными инструкциями ни своих правительств, ни других учреждений – общегосударственных и региональных. При исполнении своих обязанностей они полностью независимы и призваны действовать «в общих интересах Сообщества». Как установил Амстердамский договор, члены Комитета регионов не могут быть одновременно депутатами Европарламента.

Учреждение Комитета регионов, судя по всему, отразило стремление по возможности полнее учитывать в деятельности Совета и Комиссии сообществ условия и запросы регионов. Это еще один орган, назначение которого состоит в том, чтобы заранее выявлять и регулировать существующие различия в жизни государств-членов и сообществ в целом. Надо сказать, что проблемы экономического и социального сближения регионов по-прежнему остаются центральными в процессе интеграции. Они далеко еще не решены даже после формирования единого внутреннего рынка в рамках сообществ.