Омбудсман
Омбудсман вводится в институционную систему Маастрихтским договором. Значение этого шага, предпринятого государствами-членами по взаимной договоренности, проявляется по меньшей мере в двух аспектах. Во-первых, усиливается охрана прав граждан Европейского союза, равно как физических и юридических лиц, деятельность которых зарегистрирована должным образом на территории государств-членов. Во-вторых, организация Европейского союза некоторым образом приближается к государственной организации, прежде всего федеративной. Весьма характерно, что омбудс-ман вводится как орган Европейского союза, в котором лишь трем государствам-членам известно подобное учреждение. Назначение омбудсмана будет прерогативой только Европарламента, что подчеркивает его статус и отражает определенное повышение роли Европарламента в институционной системе сообществ. Само назначение будет проводиться каждый раз после очередных выборов в Евро-парламент. Срок полномочий омбудсмана тот же, что и у Европарламента, – пять лет. Омбудсман может быть назначен на новый срок без каких-либо ограничений.
Назначение омбудсмана Европарламентом не означает, что между ними складываются отношения подчинения. Вряд ли можно считать таковым представление омбудсманом Европарламенту ежегодного доклада о результатах своих расследований. Единственное проявление верховенства Европарламента состоит в том, что он определяет общие правила и порядок исполнения омбудсманом его обязанностей. При этом требуется, чтобы предварительно было получено мнение Комиссии и согласие Совета, принятое на основе квалифицированного большинства голосов.
Европарламент не вправе освободить омбудсмана от должности, а может лишь направлять соответствующее ходатайство в Суд европейских сообществ, если омбудсман не отвечает более критериям, требуемым для выполнения обязанностей, или же виновен в совершении серьезного проступка. Решение о смещении омбудсмана входит в компетенцию Суда.
Что касается полномочий омбудсмана, то прежде всего он вправе рассматривать жалобы как граждан Европейского союза, так и юридических и физических лиц. Запись о гражданах траднционна. Иное дело – подключение сюда других субъектов. Можно предположить, что подобная'формула обусловлена интересами защиты прав юридических и физических лиц, осуществляющих свою предпринимательскую или иную деятельность в рамках использования свобод, предусмотренных условиями единого внутреннего рынка.
Омбудсман рассматривает жалобы по поводу плохого управления. В отличие от омбудсмана в государстве, который главным образом разбирается с актами и действиями местной администрации, омбудсман сообществ принимает жалобы в отношении их институтов и органов. Логичные исключения из этого правила составляют: Суд европейских сообществ и Суд первой инстанции, осуществляющие судебные функции. Как видно, полномочия омбудсмана не выходят за рамки сообществ и, следовательно, не распространяются ни на центральные, ни на местные органы государств-членов. Перейти этот рубеж политические лидеры, собравшиеся в Маастрихте, не решились, посчитав, очевидно, такой шаг явно не подходящим ни по времени, ни по уровню интеграции.
Как известно, в международной практике есть две основные модели омбудсмана. Первая из них предполагает, что омбудсман начинает действовать только после обращения к нему граждан или иных лиц, имеющих такое право. Эта модель сковывает активность омбудсмана, превращает его иногда в пассивную фигуру наблюдателя. Вторая модель отражает возможность омбудсмана предпринимать меры не только на основе полученной жалобы, но и по собственной инициативе. Маастрихтский договор выбрал в основном эту модель, способствующую развитию инициативы, самостоятельности и активности омбудсмана.
Обращает на себя внимание уточнение, содержащееся в статье 138 «е» Договора. С жалобой к омбудсману можно будет обращаться непосредственно или через депутата Европарламента. Хотя это различие не имеет никакого юридического значения ни по срокам, ни по последующей процедуре рассмотрения жалобы, уточнение немаловажно: оно говорит о «парламентском духе» института омбудсмана и одновременно подключает депутатов к его деятельности.
Омбудсман принимает жалобы по всем фактам плохого управления за исключением случаев, когда эти факты были предметом судебного разбирательства. Если омбудсман установит факт плохого управления, он обратится в соответствующий институт с предложением рассмотреть вопрос в течение трех месяцев и информировать его о результатах рассмотрения. При несогласии омбудсман направит свой доклад в Европарламент и соответствующий институт. Лицо, обратившееся с жалобой, должно получить на нее ответ от омбудсмана.
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение