Предисловие
В настоящее время не просто обозначилась, а самым серьезным образом выявилась настоятельная потребность в том, чтобы обновить систему высшего юридического образования в России, привести эту систему в соответствие с потребностями нашего времени. Качеству подготовки специалистов, от которых во многом будет зависеть облик государства и права России в XXI в., должно быть уделено первостепенное внимание. Именно они – новые поколения российских юристов призваны развивать и осуществлять высокие идеалы правового государства, провозглашенные в действующей Конституции страны, но далеко еще не реализованные в действительности. Перед выпускниками юридических вузов встанет задача укрепления законности и правопорядка во всех сферах жизни российского общества – в экономике, культуре, политике, социальной сфере. Самое главное в работе юристов – расширять и обеспечивать права и свободы человека, укреплять уважение к его достоинству. Нужно будет обеспечивать верховенство права в международных отношениях – как политических, так и экономических, культурно-научных.
Для решения этих сложных и масштабных задач юристам будущего потребуется широкий спектр знаний, понимание глубинных закономерностей правового развития в своей стране и во всем мире, способность хорошо ориентироваться в многообразии правовых систем, существующих на земном шаре. В условиях, когда Россия усиливает сотрудничество и взаимодействие с другими государствами на региональном и глобальном уровнях, высокая квалификация юриста подразумевает умение быстро воспринимать и правильно оценивать новые явления в правовой жизни за пределами страны, применять зарубежное и международное право. При этом высшее юридическое образование должно не только давать знания права по состоянию на сегодняшний день, но и раскрывать тенденции развития, обеспечивать «задел» на будущее.
Особое значение имеет расширение сферы приложения сил юристов, прежде всего юристов-практиков. Раньше в эту сферу входила работа в аппарате Советов и исполнительных органах, что на юридических факультетах нередко охватывалось понятием «советское строительство», – в правоохранительных органах (суд, прокуратура, милиция и т.д.)> а также в сфере хозяйственной деятельности государства, типичной для которой была профессия «юрисконсульт». Для всех перечисленных видов деятельности вполне достаточным в реальной жизни было знание внутригосударственного права. Что касается зарубежного и международного права, то глубокого изучения этих учебных дисциплин практика по-настоящему не требовала. Специалисты по данным дисциплинам нужны были в ограниченном количестве, только для системы Министерства иностранных дел и Министерства внешней торговли, которые готовили для себя кадры в собственных специализированных учебных заведениях.
Ныне положение резко изменилось. Границы России широко распахнулись для развития экономических, политических, научных, культурных и многих других видов отношений с другими странами, международными организациями, контактов людей. В этих условиях знание права зарубежья становится непременным требованием, предъявляемым к юридической профессии. Сегодня такое знание необходимо не только в государственных учреждениях, но и в частном бизнесе, в том числе в коммерческих банках, акционерных обществах, торговых фирмах. Зарубежные связи идут ныне как через Москву, так и через субъекты Российской Федерации, а также непосредственно через предприятия. В России создаются совместные предприятия, предприятия с полным иностранным участием, осуществляются другие инвестиционные проекты зарубежного капитала. Международный характер приобрела борьба с преступностью.
Эти и многие другие примеры убедительно говорят о том, что более глубокое и активное изучение многообразия права в мире должно стать одним из обязательных условий подготовки высококвалифицированного российского юриста.
К новым юридическим феноменам относится и европейское право. Его еще не было, казалось, совсем недавно, когда юридические факультеты университетов оканчивали их нынешние профессора. Свою недолгую историю европейское право ведет с создания на континенте сначала Совета Европы (1949), а затем трех европейских сообществ – Европейского объединения угля и стали (1951), Европейского экономического сообщества и Евратома (1957 г.). Важным
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение