logo
Топорнин Б

Социальная политика

Важное место в Европейском союзе занимает общая социальная политика. Но предварительно необходимо отметить ее специфику. Обращает на себя внимание отсутствие в официальных документах и всем праве сообществ общего определения социальной политики. Ближе всего к этому подходит Договор о ЕЭС, в котором говорится: «Государства-члены согласны в том, что необходимо улучшать условия труда и жизни трудящихся с тем, чтобы создать возможность их гармонизации в ходе таких улучшений» (ст. 117).

Но дело не только в отсутствии необходимых дефиниций. Гораздо существеннее другое. Общей политики, а соответственно и единого права, такую политику регулирующего, не существует. Если обратиться к ныне действующему правовому регулированию европейских сообществ и Европейского союза, то тельзя не заметить, что оно не содержит единых норм, обеспечивающих равный жизненный стандарт во всех государствах-членах для граждан Европейского союза. Ответственность за соблюдение социальных прав граждан Европейского союза несут государства-члены. Такая ситуация сложилась в силу ряда факторов, определявших развитие механизмов интеграции.

Если сопоставить Парижский и Римские договоры с Маастрихтским договором, то видно, что, несмотря на многие трудности, социальная политика сохраняла важное значение в процессе интеграции. В Договоре о Европейском союзе (в преамбуле и «Общих условиях») социальный прогресс в государствах-членах и их социальное сближение по-прежнему рассматривается в качестве главных целей сообществ (ст. «В»). Раздела о социальной политике, подобного третьей части Договора о ЕЭС, в Маастрихтском договоре нет. Вместе с тем в Маастрихте были приняты два важных документа – Протокол о социальной политике и Соглашение о социальной политике – и оба они приложены к Договору. Соглашение о социальной политике подписали 11 из 12 государств, являвшихся тогда членами Европейского союза. Они рассматривали Соглашение как неотъемлемую часть Договора. Отсутствует подпись только Великобритании. Но это не могло поколебать общий вывод о том, что внимание к социальной политике в Европейском союзе после Маастрихта усилилось.

Означал ли подобный подход к социальной политике некую переоценку ценностей, в результате которой эта политика утратила прежнее значение в системе «политик» сообществ, а государства-члены перестали уделять ей традиционное внимание? Или сообщества поспешили объявить запрограммированные цели социальной политики выполненными? Ни то, ни другое. Рейтинг социальной политики оставался высоким, а сделано было в этой сфере далеко не все, что намечалось. Не случайно в документах Европейского союза упор делается, как правило, на выполнение положений Хартии основных социальных прав трудящихся, особенно в том, что касается безработицы и условий труда на рабочем месте. И хотя расходы на социальные нужды были весьма значительны (они характеризуются миллионами ЭКЮ), достигнутые результаты порой серьезно разочаровывали.

Свои хлопоты внесла особая позиция Великобритании, правительство которой отказалось присоединиться к программе мер Сообщества в сфере социальной политики. В частности, особое нежелание было проявлено к мерам в сфере отношений профсоюзов и предпринимателей, равно как и в сфере условий труда. Попытки выработать компромисс, устраивающий обе стороны – в данном случае Великобританию и остальные страны Европейского союза, не привели к успеху. Протокол, приложенный к Маастрихтскому договору, зафиксировал, что «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии не принимает участия в обсуждении и принятии Советом предложений, сделанных на основе данного Протокола и вышеупомянутого Соглашения» (п. 2 Протокола о социальной политике).

В значительной мере эквивалентом раздела о социальной политике можно считать соглашение, подписанное государствами-членами без Великобритании. Оно официально именуются «Соглашение о социальной политике, заключенное между государствами – членами Европейского сообщества, за исключением Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии». Этот акт, состоящий из семи статей, трактует примерно те же вопросы, что и третья часть Договора о ЕЭС (без Социального фонда, которому в Римском договоре было отведено шесть статей из 14).

Цели социальной политики определены в статье 1 Соглашения. Это содействие занятости, улучшение условий труда и быта, надлежащая социальная защита, диалог между предпринимателями и работниками, развитие человеческих ресурсов (имеется в виду постоянная высокая занятость и борьба с безработицей). Для этого Сообщество и государства-члены предпринимают меры, учитывающие многообразие национальной практики, в особенности в сфере контрактных отношений, а также необходимость поддерживать конкурентоспособность экономики Сообщества.

Рассматривая сегодня, после того как с приходом лейбористской партии к власти Великобритания изменила свой подход к социальной политике в рамках Европейского союза, Соглашение о социальной политике, нельзя не принять во внимание, что оно представляло собой отдельный документ, который не вошел непосредственно в текст Маастрихтского договора и не мог, строго говоря, оцениваться как замена соответствующей части Договора о ЕЭС. С правовой точки зрения 11 государств бесспорно достигли договоренности о создании некоего нового образования, которое вполне можно было бы именовать Европейским социальным сообществом. Соглашение о социальной политике сравнимо с учредительным актом.

Вместе с тем в Соглашении закреплены положения, говорящие о тесной связи «социального сообщества» с Европейским союзом в целом. Было сказано, что 11 государств-членов используют институты, процедуры и механизм Европейского союза. Институты Европейского союза в сфере социальной политики принимают такие же правовые акты, что и в рамках Сообщества в целом. В принципе действовала одна и та же процедура принятия решений. Отличие состояло лишь в том, что акты, принятые Советом в сфере социальной политики, и финансовые последствия, из них вытекающие, не распространялись па Великобританию (п. 2 Протокола о социальной политике).

Надо подчеркнуть значение Хартии основных социальных прав трудящихся. Она говорит о свободе движения работников, труде и вознаграждении, улучшении условий жизни и труда, социальной защите, свободе объединений и коллективных договорах, профессиональной подготовке, равном отношении к мужчинам и женщинам, информировании, участии трудящихся, охране здоровья и обеспечении безопасности на рабочем месте, защите детей и подростков, престарелых и нетрудоспособных. Положения Хартии не имели прямого действия, по, безусловно, оказывали влияние на развитие как права сообществ, так и национального права государств-членов, находили отражение в программных документах сообществ, в частности в «зеленых» и «белых» книгах по социальной политике.

В 1993 г. была опубликована Зеленая книга о будущей социальной политике сообществ, за которой последовала Белая книга о европейской социальной политике 1994 г. На 1995–1997 гг. рассчитана пятая программа действий в сфере социальной политики. Все документы построены на идее параллельного и взаимосвязанного развития экономической и социальной политики. В программе на 1995–1997 гг. выделяется следующее:

приоритет обеспечения занятости путем создания рабочих мест;

усиление равенства шансов посредством мер, направленных на приспособление систем образования и профессиональной подготовки к требованиям рынка труда;

проведение конкретных мер по созданию европейского рынка труда и преодолению всех препятствий на пути к свободе движения работников;

улучшение условий труда, включая безопасность и защиту здоровья на рабочем месте.