Евратом в системе сообществ
Судьба Евратома неотделима от судьбы двух других сообществ, и в первую очередь от того, как развивалось ЕЭС. Подводя итоги развития западноевропейской интеграции с 50-х по 90-е годы, можно утверждать, что Евратом достаточно успешно сыграл отведенную ему роль. Как справедливо отмечалось в литературе, это Сообщество сумело пережить трудности роста, в особенности мешавшие его развитию именно в первое десятилетие существования, а затем и окрепнуть, постоянно расширяя свою деятельность.
Взаимоотношения стран внутри Евратома не раз изменялись. С самого начала наибольшую заинтересованность в этом Сообществе проявляла Франция. Другие страны также стремились извлечь пользу из возможности экономить собственные средства за счет объединенных усилий в области научных исследований и строительства атомных электростанций. Пожалуй, нефтяной кризис 60-х годов был временем «пик» для Евратома. Чернобыль же стал отправной точкой критического пересмотра прежнего отношения к использованию атомной энергии: усилилось внимание к вопросам безопасности, охраны окружающей среды. Эти аспекты находят отражение в деятельности Евратома, но в целом роль этого Сообщества в развитии европейской интеграции незначительна.
Соотношение трех договоров – Парижского 1951 г. о ЕОУС и двух Римских 1957 г. – о ЕЭС и Евратоме – предопределяется прежде всего их содержанием. Несмотря на то что все три договора объединяют общие принципы и единые цели интеграции, между ними есть различия. Они касаются прежде всего объема регулирования. Договор о ЕЭС выделяется в первую очередь благодаря тому, что охватывает основные сферы интеграции, т.е. практически всю экономику, а в известной мере также социальную сферу и внешнюю политику, Договоры же о ЕОУС и Евратоме нацелены на конкретные, узкие сферы интеграции, особый характер которых требовал отдельного урегулирования. Появление не одного, а трех договоров во многом объясняется условиями времени. Три договора, однако, составляют систему, ибо они закрепляют общие и взаимосвязанные функции сообществ и устанавливают единый механизм управления интеграционными процессами. Во всяком случае толкование норм учредительных договоров может быть исчерпывающим только при условии подхода к ним как к единой системе.
Вместе с тем сохранение трех отдельных договоров имеет свои последствия. Каждый из них регулирует свою сферу интеграции, что в принципе предохраняет от дублирования или противоречий. Договоры отличаются друг от друга различным регулированием сходных проблем. Если, например, инвестиционная политика в ЕОУС и Евратоме в значительной мере определятся самими сообществами, то в ЕЭС она остается главным образом в компетенции государств-членов и присутствует на наднациональном уровне лишь в виде Европейского инвестиционного банка. Специфика договоров закономерно проявляется и в том, что каждый из них наделяет институты сообществ соответствующей, а следовательно, неодинаковой компетенцией. Однако подобные различия не затрагивают единую суть договоров, направленных на развитие интеграции как комплекса взаимосвязанных задач. Более того, в случае коллизий институты сообществ, и в особенности Суд, исходят из того, что принципиальные положения заложены в Договоре о ЕЭС как документе общего назначения.
Иное соотношение проявляется при юридико-техническом подходе. Договор о ЕЭС выделяется не только широтой охвата, но и тем, что по сравнению с Договором о ЕОУС и в известной мере Договором о Евратоме имеет значительно больше процессуальных положений. Договор о ЕЭС исходит из того, что вопросы функционирования Сообщества будут решаться прежде всего правовыми актами, относящимися к так называемому вторичному праву. Институтам ЕЭС предоставлена большая свобода, ограничиваемая лишь принципами, закрепленными в Договоре. Что касается Договора о ЕОУС и частично Договора о Евратоме, то в них более конкретно определены задачи, система институтов и их полномочия. Эти договоры в большей мере выступают как нормативная база для принятия решений.
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение