logo
Топорнин Б

Экономическая политика

Экономическая политика, судя даже по названию, должна составлять квинтэссенцию функционирования ЕЭС. Вместе с тем нельзя не учитывать, что регулирование экономической жизни в государствах-членах остается в значительной мере в их ведении. Задача ЕЭС была определена таким образом, чтобы преимущественно координировать и сближать усилия государств-членов в этой сфере. Сопоставляя современную ситуацию с той, которая существовала в первые годы после учреждения ЕЭС, можно с полным основанием сказать, что в изначальном тексте Договора Сообществу отводилась довольно скромная роль. И только по мере продвижения по пути интеграции были созданы предпосылки для более действенного влияния ЕЭС на развитие экономики в государствах-членах.

Еще в Договоре о ЕЭС говорилось о необходимости сближения законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка. Немалые усилия были направлены на создание благоприятных правовых предпосылок для развития трансграничного сотрудничества и все более тесной кооперации предприятий государств-членов. Соответствующее правовое регулирование сообществ должно было не только обеспечить предприятиям возможности, не уступавшие тем, которые они имели согласно своему национальному законодательству, но и способствовать созданию предпринимательских форм на уровне сообществ. Речь, таим образом, шла о том, чтобы разрабатывать правовое регулирование, которое имело бы наднациональный характер.

Вплоть до настоящего времени развитие права сообществ в этой сфере концентрировалось на двух основных направлениях. Во-первых, на уровне сообществ устанавливались организационные рамки, облегчающие взаимодействие и сотрудничество находящихся в разных государствах-членах предприятий, сохраняющих свою самостоятельность. Это привело к появлению европейского хозяйственного объединения (см. одиннадцатую и двенадцатую директивы Совета от 21 декабря 1989 г. № L 395). Во-вторых, были облегчены преобразования предпринимательских структур, находящихся в разных государствах-членах. Это достигалось в первую очередь путем объединения или учреждения концернов. Была разработана форма Европейского акционерного общества.

Экономическая политика в ЕЭС развивается в тесной связи с валютной политикой. Координация политики государств-членов в этой сфере началась с налаживания сотрудничества как между министерствами и другими ведомствами, так и между центральными банками. На первых порах в качестве самостоятельного раздела в Договоре была выделена конъюнктурная политика. Государства-члены не только рассматривали ее в качестве объекта общего интереса, но и взяли на себя обязательства проводить соответствующие консультации по вопросу о необходимых совместных мерах (ст. 103). Главное в конъюнктурной политике состояло в поддержании макроэкономического равновесия, в экономическом предотвращении или смягчении, с одной стороны, «перегревов» экономики, а с другой – ее спадов.

Большое внимание в ЕЭС уделялось платежному балансу. В Договоре о ЕЭС было закреплено положение о том, что каждое государство-член будет проводить экономическую политику, необходимую для обеспечения равновесия своего общего платежного баланса и поддержания доверия к своей валюте, стремясь в то же время обеспечить высокий уровень занятости и стабильности цен (ст. 104).

После создания таможенного союза и единого внутреннего рынка внимание сообществ было переключено на учреждение предусмотренного Договором о создании Европейского союза Экономического и валютного союза. По сравнению с Парижским и Римскими договорами это означало существенное продвижение вперед по пути интеграции.

С развитием процессов интеграции все большее значение в рамках общей экономической политики сообществ приобретает налоговая политика. При этом необходимо учитывать, что налоговое право сообществ имеет дело с различными налоговыми порядками государств – членов ЕЭС. Эти различия зачастую препятствуют укреплению и функционированию единого внутреннего рынка. Причины таких различий коренятся в несогласованности, с одной стороны, общих интересов сообществ, ориентированных на интеграцию, а с другой – узконациональных, преимущественно фискальных интересов государств-членов. Понятно, что в этих условиях налоговая политика сообществ призвана решать две основные проблемы: во-первых, устранить существующие налоговые барьеры, а во-вторых, гармонизировать налоговые системы государств-членов.

Задача гармонизации и в настоящее время основывается на том, что каждое государство-член взяло на себя в соответствии с Договором о ЕЭС обязательство не облагать, прямо или косвенно, продукцию других государств-членов внутренними налогами любого характера в размерах, превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция (ст. 95). Кроме того, установлено, что ни одно государство-член не будет облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции. На практике повышенное внимание уделялось гармонизации косвенных налогов и в особенности структуре налогообложения компаний.

В принципе ЕЭС не занимает верховенствующих позиций в налоговой сфере и имеет, как правило, только ограниченную компетенцию. Это может вызвать некоторое удивление, поскольку с 1980 г. ЕЭС финансируется полностью за счет собственных доходов, к числу которых относятся и налоги Сообщества. Однако для введения таких налогов требуется решение Совета, которое в соответствии с конституционным правом государств-членов подлежит ратификации национальных парламентов. До сих пор ЕЭС не использовало возможности введения собственных налогов. Сообщество финансируется в значительной мере за счет таможенных сборов и отчислений, а также своего участия в поступлениях от налога на добавленную стоимость, собираемого в государствах-членах.

Будет ли введен подходный налог ЕЭС в ближайшее время? Сегодня еще трудно дать обоснованный ответ на этот вопрос. Необходимо, во-первых, выяснить, насколько того потребует развитие расходов ЕЭС, а во-вторых, представить себе, каким станет Европейский союз в результате намечающейся реформы.