Институционное и материальное право
В преподавании, научной литературе и значительно реже – в юридической практике при анализе права европейских государств можно иной раз встретить два других понятия – «институционное право» и «материальное право»17. Подобное деление права сообществ присуще, как правило, германской правовой школе, традиционно уделяющей большое внимание систематике права. В других странах понятия «институционное право» и «материальное право» применительно к праву европейских сообществ широкого использования не получили.
Под институционным правом сообществ понимаются нормы, регулирующие организационную структуру и тем самым институционное построение сообществ. В качестве основания для выделения институционного права используются положения статьи «С» Договора о Европейском союзе: в Союзе действует единая институционная система, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения его целей, с соблюдением и опорой на достигнутый уровень интеграции. Институционное право, таким образом, имеет свой предмет регулирования; другой довод для его выделения – его комплексный характер. Институционное право выходит за рамки одной отрасли права, поскольку институты сообществ имеют многоаспектное назначение и в своей деятельности применяют нормы многих отраслей права.
Материальное право – это, в сущности, массив отраслевых норм, определяющих реализацию сообществами стоящих перед ними задач. Среди этих норм – нормы предпринимательского, антимонопольного, социального, экономического и других отраслей права. Особенностью материального права сообществ является его более тесная связь и взаимопроникновение с национальным правом государств-членов. В этом состоит его отличие от процессуального права, которое имеет значительно более обособленный характер, ориентировано на внутренние задачи прежде всего, а то и исключительно, на установление порядка деятельности институтов и других органов сообществ.
Процессуальное право сообществ в последнее время развивается под влиянием все усиливающейся критики механизма управления интеграцией за «дефицит демократии». В этой связи обращается внимание на необходимость изменения правил, касающихся право-творчества и правоприменения. В своем решении по этому поводу Европарламент потребовал от Совета сделать свои правовые акты доступными для общественности. Европарламент осудил существующую практику, сводящуюся к тому, что Совет принимает односторонние заявления и разъяснения в отношении решений, принятых им совместно с Европарламентом, и выразил свое удивление позицией Комиссии, поддерживающей Совет. По мнению Европар-ламента, такая политика отдаляет сообщества от провозглашенной ими цели создания «права, близкого человеку» (Док. ЕП 196.582 от 13 февраля 1996 г.).
- Предисловие
- I. Европейское право - новая юридическая специальность Европейское право и европейская интеграция
- Европейское право: многозначность понятия
- Европейское право и европейское единство
- Европейское право – учебная дисциплина
- Наука европейского права
- II. Зарождение и развитие идей европейского единства Истоки европейской идеи
- Панъевропеизм XX столетия
- III. Европейское объединение угля и стали Европа на пути интеграции
- Основные черты еоус
- Институты еоус
- Еоус – стимул развития интеграции
- IV. Европейское экономическое сообщество Римский договор 1957 г.
- Основные принципы еэс
- Основные институты еэс
- Свобода движения товаров
- Свобода движения лиц
- Свобода движения услуг
- Свобода движения капиталов
- Политика конкуренции
- Экономическая политика
- Аграрная политика
- Транспортная политика
- Торговая политика
- Политика экономического и социального сплочения
- Региональная политика
- Социальная политика
- Научно-техническая политика
- Сближение законодательства
- V. Европейское сообщество по атомной энергии Евратом – сообщество секторальной интеграции
- Деятельность Евратома по содействию прогрессу в области атомной энергии
- Евратом в системе сообществ
- VI. От учредительных договоров к единому европейскому акту
- VII. Европейский союз Маастрихтский договор
- Правовая природа Европейского союза
- Гражданство и права человека
- Экономический и валютный союз
- Социальная политика
- Общая внешняя политика и политика безопасности
- Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел
- Присоединение новых членов
- Европейское экономическое пространство
- Общая оценка Маастрихтского договора
- VIII. Амстердамский договор и реформа европейского союза Развитие Европейского союза после Маастрихта
- Межправительственная конференция
- Проблемы укрепления основных прав и свобод человека
- Развитие социальной политики
- Развитие европейского гражданства
- Включение Шенгенских договоренностей в правопорядок ес
- Развитие «второй опоры» Европейского союза – общей внешней политики и политики безопасности
- О развитии институтов и других органов
- Субсидиарность и пропорциональность
- Европа «разных скоростей»
- «Третья опора» – правовое сотрудничество и внутренние дела
- Еще раз о правовой природе Европейского союза
- Европейский союз и Россия
- IX. Основные черты права сообществ Природа права сообществ
- Первичное право
- Вторичное право
- Право сообществ и международное право
- Право сообществ и национальное право
- Институционное и материальное право
- X. Институты и другие органы Общая характеристика
- Европейский парламент
- Европейский совет
- Комиссия
- Суд европейских сообществ
- Палата аудиторов
- Экономический и социальный комитет
- Европейский инвестиционный банк
- Комитет регионов
- Омбудсман
- Европейский валютный институт
- Европейская система центральных банков
- Суд первой инстанции
- Заключение