logo search
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

16. Религиозные правовые системы. Источники индусского и мусульманского права

Все правовые системы, существующие в современном мире, раз­деляются на светские и религиозные. Среди религиозных правовых систем важнейшую роль играют индусское право, мусульманское право и иудейское право. Во всех религиозных правовых системах право есть порождение воли Всевышнего, а источниками права вы­ступают священные книги.

Считается, что индусское право является древнейшей правовой системой. Нормы индусского права распространены на почти 1 млрд человек. При этом индусское право применяется ко всем коренным жителям Индостанского полуострова, за исключением тех, кто при­нял другое верование. Краеугольный камень индуизма — учение о перевоплощении души и карма. Священные книги Вед содержат не много правового материала, хотя и рассматриваются в качестве оп ределяющего источника индусского права. Другим источником права являются древние юридические книги смрити (завещания), содержащие мудрости древних мудрецов и служителей культа. В индусском праве в качестве источника права признаются местные обычаи, кото­рым с древних лет следовали касты, роды или семьи. Эти обычаи могут приобретать приоритет над нормами смрити. В индусском пра­ве законы и судебные прецеденты не считаются источниками права, поскольку законодательство и судебная практика относятся не к дхарме (справедливости), а к артхе (пользе).

Распространение мусульманского права не намного уступает ин­дусскому праву, охватывает также почти 1 млрд человек. Свое на­чало мусльманский мир ведет с пророка Мухаммеда (570—632), ко­торый от имени Аллаха представил нормативы для мусульман. Про­поведи Мухаммеда и его поступки позже получили отображение в первичных источниках мусульманского права Коране и Сунне. Ко­ран — священная книга всех мусульман, содержащая откровения Аллаха пророку Мухаммеду. Сунна — сборник хадисов, то есть преданий о жизни и поступках Мухаммеда.

Важнейшим источником мусульманского права является иджма, представляющая собой общие решения исламских правоведов, ко­торые выступают от имени всей общины. Эти истолкования Корана и Сунны были осуществлены еще в IX веке, и только они являются истинно верными. Еще один источник мусульманского права — кияс — представляет собой решения по аналогии, которые приоб­ретают самостоятельное значение, поскольку объектом аналогии выступает религиозная идея, имеющая абсолютное и вневременное значение. Вся система норм мусульманского права обычно именует­ся шариатом. При этом среди источников мусульманского права шариат признает самостоятельное значение адата, то есть обычая. К числу вторичных источников мусульманского права, который воз­ник в более поздний период, относится закон, где могут содержать­ся нормы дополняющие, конкретизирующие положения шариата.

При характеристике мусульманского права следует выделить значение доктрины, которая, в конечном счете, обеспечила своеоб­разие развития мусульманского права, возможность его приспособ­ления к новым условиям человеческого бытия.