logo search
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

1. Состояние и оценка действующего законодательства.

1.1. В общем виде статус учреждения как формы некоммерческой организации регламентирован только в п. 2 ст. 48,п. 3 ст. 50,ст. ст. 120,296,298ГК, правила которых развиваются в других законодательных актах об отдельных типах и видах учреждений. Единственным законом, полностью посвященным особому типу учреждения - автономному учреждению, является Федеральныйзакон"Об автономных учреждениях".

Нормы, устанавливающие особенности правового положения государственных, муниципальных и частных учреждений, помещены в отдельных законодательных актах, не являющихся специальными законами об учреждениях. Особенности бюджетного учреждения и частного учреждения определены соответственно в ст. 161Бюджетного кодекса РФ ист. 9Федерального закона "О некоммерческих организациях".

1.2. Правовое положение учреждения (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, уточняется в многочисленных Федеральных законах:"Об образовании в Российской Федерации", "О высшем и послевузовском профессиональномобразовании", "Об адвокатской деятельностии адвокатуре в Российской Федерации","Об общественных объединениях", "О науке и государственной научно-техническойполитике" и др.

В отдельных случаях нормы указанных Законов противоречат ГК. Так, Федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации"(п. 1 ст. 11), "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(п. 2 ст. 10), "Об общественных объединениях"(ст. 35)допускают совместное учредительство учреждений (негосударственных образовательных учреждений, общественных учреждений), что не только противоречитГКРФ, но и не соответствует данной организационно-правовой форме юридического лица.

1.3. С принятием Федерального закона"Об автономных учреждениях" изменилось общее для всех учреждений регулирование их гражданско-правовой ответственности: учреждение, созданное по типу автономного, отвечает перед своими кредиторами не только находящимися в его распоряжении денежными средствами, но и закрепленным за ним имуществом (за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества)(ч. 4 ст. 2).

В то же время данный Закон (ч. 5 ст. 2)исключает субсидиарную ответственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по обязательствам созданных ими и полностью подконтрольных им автономных учреждений, что ущемляет права кредиторов таких учреждений и не соответствует принципам регулирования рыночных отношений. В совокупности указанные положения Федеральногозакона"Об автономных учреждениях" могут дестабилизировать экономический оборот.