Вопрос 19 Понятие, элементы и виды организационных структур.
Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления
ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).
Элементы ~ это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.
Звенья включают несколько элементов.
Построение организационной структуры предполагает:
группировку (департамезации) всех видов работ по функциям, видам продукции, географическим признакам, по потребителям, этапам производства и т. п.;
формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей);
распределение полномочий и ответственности между звеньями;
формирование каналов коммуникаций и механизмов координации.
Исторически сложились следующие виды основных организационных структур.
1. Линейная структура характеризуется четким единоначалием.
2. Линейно-функциональная.
Управление осуществляется линейными (ЛР) и функциональными (ФР) руководителями.
ЛР осуществляет всю полноту управления но всем объектам и по всем функциям управления, несет всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения (руководитель предприятия, начальники цехов, мастера участков). Преимущества и недостатки: + единство и четкость распорядительства. Согласованность действий исполнителей, простота управления. Оперативность в принятии решений, личная ответственность руководителя, четко выраженная ответственность; - высокие требования к руководителю, отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений, затруднительные связи между инстанциями, концентрация власти у руководителя
ФР бывают двух типов: реализующие одну или несколько функций управления по всему объекту управления (руководитель планового отдела, ОТК и т. п.), или те, кто реализует все функции управления в части объекта управления в соответствии с принятыми принципами специализации (главный инженер, главный механик и т. п.). + высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций, освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов, стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов, исключение дублирования выполнения управленческих функций; - чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами, появление тенденций чрезмерной централизации, длительная процедура принятия решений, застывшая организационная форма с трудом реагирующая на изменения.
3. Дивизиональная структура представляет собой "скоординированную децентрализацию", вырастает из департамезации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Подразделения-дивизионы (стратегические бизнес-подразделения СБП) имеют значительную производственно-хозяйственную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лип. + относительно большая самостоятельность руководителей подразделений, организация дерективных связей по линейному принцмипу, мощное использование инструментов с технической поддержкой, быстрая реакция на изменения рынка, освобождений высших руководителей от оперативных рутинных решений, снижение конфликтных ситуаций. – относительно высокие затраты на координацию ввиду децентрализации, высокая потребность в руководящих кадрах.
4. Линейно-штабная представляет собой линейно-функциональную структуру управления, дополненную штабным органом. Штабное подразделение может носить как временный, так и постоянный характер.
Штабные структуры создаются в следующих случаях: ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф; освоение новой продукции, новой технологии, не традиционной для данного предприятия; решение внезапно возникшей неординарной задачи. + более глубокая подготовка решений и планов связанных со специализацией работников. Освобождение главного менеджера от глубокого анализа проблем, возможность привлечения консультантов и экспертов; - отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями, недостаточно четка ответственность, т.к. готовящий решение не участвует в его реализации, чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии.
5. Матричная структура построена по принципу одновременного управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Основу образует линейно-функциональная структура, которая дополняется структурами программного управления. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы, ранг которого выше ранга руководителя организации.
Матричные структуры весьма многообразны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. + интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых проектов, получение высококачественных результатов по большому количеству проектов, значительная активизация деятельности руководителей управленческого аппарата, вовлечение всех руководителей всех уровней в творческую деятельность по реализации организационных проектов, по ускоренному техническому производству, сокращение нагрузки на руководителей высшего звена, усиление личной ответственности конкретного руководителя, достижение большей гибкости и скоординированности работ, чем в линейно-функциональных и дивизионных ОСУ. – сложность структуры для практичной реализации, необходима длительная подготовка для её реализации, структура сложна, громоздка и дорога не только во внедрении но и в эксплуатации, подрывается принцип единоначалия в связи с системой двойного подчинения, не четко разделены права и ответственность между элементами, характерна борьба за власть, чрезмерные накладные расходы, несвоевременное принятие упр.решений, возможен конформизм.
- Вопрос 1 Эволюция научных концепций и научных школ управления
- Вопрос 2Американская, европейская, японская модели управления: сравнительная характеристика
- Вопрос 3 Российская модель управления: основные черты и тенденции развития. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли в XX веке.
- Вопрос 4 Система управления и исследование систем управления
- Вопрос 5 Понятие и сущность управления. Виды и уровни управления
- Вопрос 6 Функции управления, их взаимосвязь и роль в системе управления.
- Вопрос 7 Понятие, классификация и эволюция принципов управления.
- Вопрос 8 Методы управления.
- Вопрос 9 Целевое управление, управление ориентированное на результат, ситуационное управление
- Вопрос 10 Управление рисками.
- Вопрос 11 Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности
- Вопрос 12 Стратегическое управление: понятие, основные подходы, типы, виды стратегий
- Вопрос 13 Понятие и показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
- Вопрос 14 Менеджер: понятие роли, типы и требования. Лидерство и стили управления
- Вопрос 15 Понятие и основные функции управления персоналом
- Вопрос 16 Миссия и цели организации
- Вопрос 17 Иерархия и ее роль в функционировании организации
- Вопрос 18 Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии оценки среды (реsт-анализ, swot- и snw-анализ).
- Вопрос 19 Понятие, элементы и виды организационных структур.
- Вопрос 20 Коммуникации в управлении.
- Вопрос 21 Организационное проектирование: понятие, модели, методы, задачи, технологии
- Вопрос 22 Управленческое решение: методы разработки, принятие, реализация и оценка последствий
- Вопрос 23 Особенности управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления
- 24. Понятие и система государственной службы рф
- 25. Основные права и обязанности гос.Гражданского служащего рф
- 26. Ограничения и запреты для гражданских и муниципал. Служащих рф
- 27. Ответственность гос. Гражданских и муниципальных служащих рф:
- 28. Гос. Гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения
- 29. Прохождение гос. Гражд. Службы рф
- 30. Гос. И обществен. Контроль за гос. Гражданской службой рф
- 31. Основные гарантии для гос. Гражд. Служащих рф
- 32. Условия и порядок рассмотрения споров в гос. Гражд. Службе рф
- 33. Управление гос. Гражд. Службой рф
- 34. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации (на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).
- 35. Основные направления и проблемы реформирования гос. Службы рф
- 36. Основные концепции бюрократии. Бюрократия и бюрократизм в сфере гос.Службы
- 37. Коррупция в системе гос. Службы рф: причины и пути ограничения
- Вопрос 38
- 39. Понятие муниципальной службы и ее взаимосвязь с гос. Гражданской службы рф
- 40. Правовое регулирование муниципальной службы в рф
- 41. Муниципальная должность, понятие, виды, способы замещения.
- Раздел 3
- Государственное управление как система. Формы и методы государственного управления
- Особенности Российского федерализма. Феномен сложнопостроенного субъекта
- 44. Конституционно - правовой статус рф и ее субъектов
- 45. Порядок избрания и конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
- 46. Органы исполнительной власти рф: структура, формирование, проблемы взаимодействия.
- Федеральное собрание Российской Федерации: конституционно правовой статус, структура, формирование
- 48. Судебная система рф. Прокуратура рф.
- 49. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации
- Задачи и механизмы организации связей с общественностью в органах государственного управления
- Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления:
- Законодательные органы гос. Власти субъектов рф: статус, структура, компетенция и порядок формирования
- 53. Органы исполнительной власти субъектов ры: понятие, виды порядок формирования и компетенция.
- Правовое регулирование порядка обращения граждан в органы гос. Управления. Производство по административным жалобам граждан
- Политические партии и иные общественные организации и их роль в государственном управлении
- Вопрос 56
- Вопрос 57
- Вопрос 58 Управление экономическим развитием региона: основные формы и методы
- Вопрос 59 Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.
- Вопрос 60 Порядок разработки и реализации региональных целевых программ
- Вопрос 61 Основные формы и методы управления государственным и муниципальным имуществом
- Вопрос 62 Финансовые ресурсы субъектов рф, деятельность органов государственной власти, по управлению ими
- 63. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции
- 64. Институты непосредственного народовластия системе местного самоуправления
- 65. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, ответственность
- Глава муниципального образования и исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления: понятие, правовой статус, признаки
- 67. Понятие, виды и система муниципальных правовых актов
- 68. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований
- 69. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
- Вопрос 70
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами
- Вопрос 73 Государственная и муниципальная инвестиционная политика
- Вопрос 74 Институт полномочного представителя Президента рф. Федеральные округа.
- Вопрос 75 Государственное регулирование недропользования.
- Раздел 5 Закона рф "о недрах" установил систему платежей, взимаемых при пользовании недрами:
- 63.Бюджетная система и бюджетный процесс.
- 64. Региональная государственная политика в социальной сфере