logo
ответы к гэк

Вопрос 9 Целевое управление, управление ориентированное на результат, ситуационное управление

Цель управления - обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Система управления по целям (или, что то же самое, — по ре­зультатам) получила широкое признание среди руководителей и менеджеров-практиков, так как она обеспечивает неплохие резуль-таты по достижению запланированных показателей и способствует эффективной совместной деятельности аппарата управления орга­низации.Принципы управления по целям формулируются исходя из сле­дующих предпосылок:система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;каждый руководитель, от высшего до первого уровня, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязаннос­тей;цели и задачи всех менеджеров согласуются, и в соответствии с этим организуется работа по их выполнению;менеджеры и исполнители совместно формируют функции и добиваются их выполнения путем взаимных консультаций; видеальном случае формируется иерархия целей, конкрети­зируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.

Этапы процесса управления по целям

Процесс управления по целям состоит из четырех этапов:на первом уточняется круг полномочий и обязанностей руко­водителей всех уровней;

на втором разрабатываются и согласовываются цели и задачи управления в рамках установленных полномочий и обязанно­стей;на третьем составляются реальные планы достижения постав­ленных целей;на четвертом производятся контроль, измерение, оценка ра­боты и достигнутых каждым руководителем результатов, и по каналам обратной связи осуществляется корректировка зада­ний, после чего может потребоваться новое согласование це­лей.

Концепция управления по результатам

В качестве примера рассмотрим концепцию управления по це­лям, разработанную финскими специалистами и учеными под на­званием «Управление по результатам». Она является частью общей работы по совершенствованию управления финскими организация­ми, включающей такие направления, как: совершенствование дея­тельности организаций, направленное на повышение их эффектив­ности; улучшение структуры, средств и способов управления, а так­же атмосферы внутри организаций; совершенствование стиля рабо­ты и всестороннее развитие руководителей, форм сотрудничества и повышение практических навыков управленческой деятельности.

Сущность концепции — целостная система управления, ориен­тированная на результаты и основанная на использовании творчес­кого потенциала трудового коллектива, новых методов и техники управления.

Принципы концепции — целью деятельности является получе­ние запланированных результатов. Цели и приоритеты не являются постоянными величинами, их пересмотр связан с изменением вне­шних и внутренних условий, с достижением ранее поставленных целей или с признанием их ошибочности.

Основные понятия. Цели — это те ключевые результаты, к кото­рым организация стремится на протяжении достаточно длительно­го периода времени. Нормативное число ключевых результатов — от 4 до 6. Выделяются три типа ключевых результатов: по коммер­ческой деятельности (например, оборот, издержки, переменные и постоянные затраты, доля на рынках, рентабельность, платежеспо­собность и т. п.), по функциональным подсистемам (например, по производству — количество, ассортимент и качество производи­мой продукции, ритмичность производства, использование произ­водственных мощностей и др.), по некоммерческой деятельности, способствующей достижению целей функциональных подсистем (атмосфера взаимоотношений, сотрудничество с другими организа­циями, престиж и имидж предприятия, творчество и пр.). Крите­риями отбора задач, определяемых после установления целей, яв­ляются: согласованность, одобрение, реалистичность, гибкость, из­меримость, привлекательность для исполнителей.

Стадии процесса управления:

Составление автопортрета трудового коллектива.

Планирование результатов, включающее разработку долго­срочных, стратегических, годовых и индивидуальных (для лиц, занимающих ключевые позиции в организации) планов.

Достижение результатов на основе ситуационного руковод­ства, использующего прогрессивные стиль, методы и техни­ку, а также такие черты менеджеров, как настойчивость, творческий подход, знание людей и дела.

Контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов их получения и использования сложившихся ситуаций. Вы­воды по результатам оценки учитываются в повседневной работе, в планах отчетного периода и при стратегическом планировании.

Развитие, выступающее как процесс изменений, которым мож­но управлять в соответствии с общими принципами менеджмента организации. Развитие при управлении по результатам предполага­ет комплексное совершенствование всей организации, а также вос­питание творчески мыслящих, напористых и профессионально подготовленных руководителей.

В литературе по менеджменту уделяется большое внимание анализу достоинств и недостатков системы управления по целям (результатам). К несомненным достоинствам относят прежде всего условия для повышения эффективности работы за счет четкого представления каждым работником организации связи между сво­ими задачами и целями организации. В результате согласования целей на всех уровнях и во всех звеньях усиливается мотивация к работе и заинтересованность в достижении запланированных це­лей и задач. Четкие временные рамки решения задач организации позволяют продвигаться к получению конечного результата малы­ми шагами. Взаимоотношения между руководителями и подчинен­ными улучшаются, так как система мотивирует и тех и других ра­ботать на конечные результаты. Кроме того, создаются необходи­мые условия для наставничества и обучения в процессе выполне­ния согласованного круга задач.

Под технологией управления понимается совокупность методов и приемов реализации управленческих функций. Рассмотрим их более подробно.

1. Линейная технология характеризуется строгой последовательностью отдельных работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с заранее намеченным планом. Она используется в типовых случаях при достаточной определенности ситуации и конечной цели (например, на транспорте).2. Когда невозможно точно оценить ситуацию, вьщелрггь ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Желаемый результат достигается на основе совокупности решений, разрабатываемых одновременно по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный характер. Обычно такое положение имеет место в сфере научных исследований.3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе процесса, предполагает, что частично последние вообще не требуют корректировки, частично их преодоление возможно силами самих исполнителей, и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать его на пустяки и дать возможность сосредоточиться на главных проблемах. Однако он аребует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к формализации и бюрократизации управления.4. Технология управления по ситуации применяется в условиях высокой неопределенности.Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа изменений во внешней и внутренней среде организации.5. Технология управления по результатам заключается в том, что в зависимости от степени решения поставленных задач происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется при отсутствии достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, например при руководстве войсками в боевых условиях.6. Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на контроль и стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей, сформулированных работниками на их основе совместно с непосредственными руководителями и зафиксированных в специальном документе.7. Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности точно определить пути их решения. Тогда последнее разрабатывается, отталкиваясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации.Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределенности.

СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(от лат situatio - положение) - оперативное управление, осуществляемое в дополнение к стратегическому, перспективному. С.У. заключается в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся экономической ситуацией.Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.