Вопрос 11 Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как
превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,
воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как
конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде
нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в
практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом
аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат
научно-производственного цикла (НПЦ).
Инновационный менеджмент - это одно из направлений стратегического менеджмента, которое определяет основные направления в научно-технической и производственной деятельности предприятия, в области разработки и внедрения новой продукции, совершенствования уже существующей и снятия с производства и реализации устаревшей.
критерии отбора нововведений:
1-фин-эк-ие. Их применение при обосновании инно-х проектов нужно во всех случаях независимо от того, какова степень неопределенности будущих научно-тех-х и комер-х рез-тов и предстоящих затрат. При принятии реш-й исп-ся пока-ли: цена(у) проекта и исто-ки фина-ния -чистая текущая цена(у),-рентаб-сть (отдача капвложений),-период возврата капвло-й (срок окупа-ти),-эффект масштаба (экономия на основе условно-постояных издержек.
2- нормативные. К их числу отно-ся: -правовые критерии, -требования стандартам, -эколог-е треб-я, -патентоспо-ть и иные усл-я соб-ия прав интел-ой собс-ти.
3- критерии обеспе-ти ресурсами. Ресур-е критерии опред-ют принцип-ую возмо-ть осуще-я иннова-го проекта. Относ-ся: научно-технич-е(научно-технич-й задел, спец-сты соотв-й квалификации), произв-е (наличие мощностей для пр-ва нового продукта), технолог-е, финансовые.
Инновационный менеджмент разрабатывается на основе маркетинговых исследований, финансового анализа, анализа структуры персонала и внутренней культуры и имиджа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления деятельности на рынке и создаются новации (идеи). Затем с помощью НИОКР разрабатываются новые виды деятельности или товары (технологии) ~ инновации. После их оценки с точки зрения экономической эффективности начинается процесс создания нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка с целью его тестирования, по результатам которого принимается решение о внедрении его в массовое производство. От слаженности работы данных этапов зависит оперативность внедрения инноваций и эффективность работы предприятия в изменяющихся условиях.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
1) разработку планов и программ инновационной деятельности;
2) наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
3) рассмотрение проектов создания новых продуктов;
4) проведение единой инновационной политики: координации деятельности в
этой области в производственных подразделениях;
5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной
деятельности;
6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных
проблем - от идеи до серийного производства продукции.
Существует тринадцать принципов, на которых базируется данный инновационный менеджмент.
1. Системный: результаты деятельности одного отдела служат исходным материалом для другого, а предприятие в целом взаимодействует с внешней средой.
2. Маркетинговый: деятельность предприятия ориентируется на покупателя, его предъявляемые и потенциальные потребности.
3. Функциональный: продукт - это совокупность функций, удовлетворяющих потребности покупателей, поэтому выясняются функции товара, требующие усовершенствования, а затем идет его разработка.
4. Воспроизводственный: регулярное возобновление производства товаров, удовлетворяющих потребности определенного рынка с меньшими затратами производства на единицу продукции. В соответствии с данным подходом работа предприятия основывается на опережающей базе сравнения по качеству продукции, технологиям, ресурсоемкости и т. д.
5. Нормативный: нормирование всех направлений менеджмента.
6. Комплексный: учитывает все направления менеджмента в их взаимосвязи, начиная от организационно-правовых и заканчивая экологическими.
7. Интеграционный: исследование и укрепление взаимосвязей между отделами управления инновационным менеджментом и стадиями управления жизненным циклом продукции.
8. Динамический: изучение данных аналогичных объектов предприятия в динамике.
9. Процессный: все функции менеджмента взаимосвязаны.
10. Количественный: перенос внимания от качественных характеристик к количественным.
11. Административный: жесткая регламентация всех видов деятельности фирмы.
12. Поведенческий: применение принципов школы человеческих отношений, в соответствии с которыми особое внимание уделяется персоналу предприятия.
13. Ситуационный: возможность применения определенного управленческого решения в зависимости от ситуации. Теория менеджмента еще недостаточно адаптирована в нашей стране, поэтому российские предприятия в значительной мере отстают от зарубежных конкурентов. Становление инновационного предпринимательства тесно сопряжено с развитием практики венчурного (рискового) финансирования. В широком смысле под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки зрения
финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий.
В узком смысле оно означает долго- или среднесрочные инвестиции в виде кредитов или вложений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорастущих компаний.
Венчурные предприятия могут быть двух видов:
> собственно рисковый бизнес;
> внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего
срока договора. Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на
определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских».
Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.
Прямые и косвенные методы государственного регулирования
инвестиционного процесса.
Устойчивость научно-технического развития обеспечивается определяющей ролью государства в регулировании долгосрочных инвестиций. Необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов, принятия долгосрочных программ давно осознана в промышленно развитых странах. В современных условиях хозяйствования роль государства в регулировании инновационной и инвестиционной политики должна быть повышена.
Инвестиционная политика должна учитывать текущее состояние производственного аппарата и приоритеты в решении перспективных проблем
экономики. Механизм адаптации к новым условиям воспроизводства должен опираться на накопленный инвестиционный потенциал и его соответствие
мировым требованиям. Кроме прямого вмешательства в инвестиционный процесс, мировая практика выработала множество методов косвенного воздействия на усиление инвестиционной активности. Через систему правового, экономического и организационного обеспечения государство регулирует налоги, кредиты, амортизационную политику.
- Вопрос 1 Эволюция научных концепций и научных школ управления
- Вопрос 2Американская, европейская, японская модели управления: сравнительная характеристика
- Вопрос 3 Российская модель управления: основные черты и тенденции развития. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли в XX веке.
- Вопрос 4 Система управления и исследование систем управления
- Вопрос 5 Понятие и сущность управления. Виды и уровни управления
- Вопрос 6 Функции управления, их взаимосвязь и роль в системе управления.
- Вопрос 7 Понятие, классификация и эволюция принципов управления.
- Вопрос 8 Методы управления.
- Вопрос 9 Целевое управление, управление ориентированное на результат, ситуационное управление
- Вопрос 10 Управление рисками.
- Вопрос 11 Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности
- Вопрос 12 Стратегическое управление: понятие, основные подходы, типы, виды стратегий
- Вопрос 13 Понятие и показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
- Вопрос 14 Менеджер: понятие роли, типы и требования. Лидерство и стили управления
- Вопрос 15 Понятие и основные функции управления персоналом
- Вопрос 16 Миссия и цели организации
- Вопрос 17 Иерархия и ее роль в функционировании организации
- Вопрос 18 Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии оценки среды (реsт-анализ, swot- и snw-анализ).
- Вопрос 19 Понятие, элементы и виды организационных структур.
- Вопрос 20 Коммуникации в управлении.
- Вопрос 21 Организационное проектирование: понятие, модели, методы, задачи, технологии
- Вопрос 22 Управленческое решение: методы разработки, принятие, реализация и оценка последствий
- Вопрос 23 Особенности управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления
- 24. Понятие и система государственной службы рф
- 25. Основные права и обязанности гос.Гражданского служащего рф
- 26. Ограничения и запреты для гражданских и муниципал. Служащих рф
- 27. Ответственность гос. Гражданских и муниципальных служащих рф:
- 28. Гос. Гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения
- 29. Прохождение гос. Гражд. Службы рф
- 30. Гос. И обществен. Контроль за гос. Гражданской службой рф
- 31. Основные гарантии для гос. Гражд. Служащих рф
- 32. Условия и порядок рассмотрения споров в гос. Гражд. Службе рф
- 33. Управление гос. Гражд. Службой рф
- 34. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации (на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).
- 35. Основные направления и проблемы реформирования гос. Службы рф
- 36. Основные концепции бюрократии. Бюрократия и бюрократизм в сфере гос.Службы
- 37. Коррупция в системе гос. Службы рф: причины и пути ограничения
- Вопрос 38
- 39. Понятие муниципальной службы и ее взаимосвязь с гос. Гражданской службы рф
- 40. Правовое регулирование муниципальной службы в рф
- 41. Муниципальная должность, понятие, виды, способы замещения.
- Раздел 3
- Государственное управление как система. Формы и методы государственного управления
- Особенности Российского федерализма. Феномен сложнопостроенного субъекта
- 44. Конституционно - правовой статус рф и ее субъектов
- 45. Порядок избрания и конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
- 46. Органы исполнительной власти рф: структура, формирование, проблемы взаимодействия.
- Федеральное собрание Российской Федерации: конституционно правовой статус, структура, формирование
- 48. Судебная система рф. Прокуратура рф.
- 49. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации
- Задачи и механизмы организации связей с общественностью в органах государственного управления
- Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления:
- Законодательные органы гос. Власти субъектов рф: статус, структура, компетенция и порядок формирования
- 53. Органы исполнительной власти субъектов ры: понятие, виды порядок формирования и компетенция.
- Правовое регулирование порядка обращения граждан в органы гос. Управления. Производство по административным жалобам граждан
- Политические партии и иные общественные организации и их роль в государственном управлении
- Вопрос 56
- Вопрос 57
- Вопрос 58 Управление экономическим развитием региона: основные формы и методы
- Вопрос 59 Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.
- Вопрос 60 Порядок разработки и реализации региональных целевых программ
- Вопрос 61 Основные формы и методы управления государственным и муниципальным имуществом
- Вопрос 62 Финансовые ресурсы субъектов рф, деятельность органов государственной власти, по управлению ими
- 63. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции
- 64. Институты непосредственного народовластия системе местного самоуправления
- 65. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, ответственность
- Глава муниципального образования и исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления: понятие, правовой статус, признаки
- 67. Понятие, виды и система муниципальных правовых актов
- 68. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований
- 69. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
- Вопрос 70
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами
- Вопрос 73 Государственная и муниципальная инвестиционная политика
- Вопрос 74 Институт полномочного представителя Президента рф. Федеральные округа.
- Вопрос 75 Государственное регулирование недропользования.
- Раздел 5 Закона рф "о недрах" установил систему платежей, взимаемых при пользовании недрами:
- 63.Бюджетная система и бюджетный процесс.
- 64. Региональная государственная политика в социальной сфере