Вопрос 10 Управление рисками.
Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи либо отклонения от цели.
Следует отметить, что разница между риском и неопределенностью относится к способу задания информации и определяется наличием (в случае риска) или отсутствием (при неопределенности) вероятностных характеристик неконтролируемых переменных. В отмеченном смысле эти термины употребляются в математической теории исследования операций, где различают задачи принятия решений при риске и соответственно в условиях неопределенности.
Если существует возможность качественно и количественно определить степень вероятности того или иного варианта, то это и будет ситуация риска.
Рассматривая деятельность некоторой экономической системы, нужно учитывать, что она всегда сопряжена с неопределенностью в самых различных сферах и на самых различных этапах ее развития. Наличие неопределенности в деятельности экономических систем обусловливает возникновение рисков, без учета которых невозможно эффективное развитие экономики. В литературе существуют различные формулировки термина "неопределенность". Неопределенность - это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах.
По времени возникновения неопределенности распределяются на ретроспективные, текущие и перспективные.
По факторам возникновения неопределенности подразделяются на экономические (коммерческие) и политические.
Следующим видом неопределенности является неопределенность внешней среды.
Особый вид неопределенности имеет место при наличии конфликтных ситуаций, в качестве которых могут быть стратегия и тактика лиц, участвующих в том или ином конкурсе, действия конкурентов, ценовая политика олигополистов и т.п.
Наличие неопределенностей значительно усложняет процесс выбора оптимальных решений и может привести к непредсказуемым результатам.
С точки зрения вероятности выпадения событий неопределенность можно подразделить на два вида: полная неопределенность; частичная неопределенность.
В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, моральных и прочих потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных предпринимателем (фирмой) целей учитывать риск при реализации хозяйственной деятельности.
Таким механизмом является управление риском (риск-менеджмент).
В первую очередь важна оценка степени риска, т.е. количественный анализ, предполагающий численное определение отдельных рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется (устанавливается) также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.
При анализе экономического риска, разделив рассматриваемую систему или экономический процесс на подсистемы, используя математические методы, модели и приемы, экспертизы и опыт специалистов, вычислительную технику, лицо, принимающее решение, может анализировать неопределенность, связанную с каждым из элементов системы. Может рассматриваться степень зависимости между риском и составляющими данного объекта, оцениваться совокупное влияние рисков подсистем на процесс.
В результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском и на этой основе - меры предотвращения и уменьшения риска.
После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности намеченных мер. В случае достаточности - осуществляется реализация проекта (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска).
основные методы воздействия на риск.
Такой метод воздействия на риск, как избежание риска представляет собой простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.
Избежание риска – наиболее простое и радикальное направление нейтрализации рисков, данный метод позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с производственными рисками, но одновременно не позволяет получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью.
Вторую группу методов воздействия на риск составляют методы удержания, или сохранения риска – оставление риска за инвестором, на его ответственности.
Одним из методов сохранения риска на существующем уровне выступает принятие риска без финансирования, что подразумевает отказ от любых действий, направленных на компенсацию возможного ущерба.
Снижение риска – это сокращение вероятности и объема потерь. Наиболее распространенными методами снижения риска являются:
диверсификация;
лимитирование;
приобретение дополнительной информации о выборе и результатах.
Такой метод снижения риска, как лимитирование выражается в установлении лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.д. Лимитирование является важным приемом снижения риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п.
Передача (трансфер) риска означает передачу ответственности за риск третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. В данную группу вошли три основных метода передачи риска:
страхование;
хеджирование;
прочие договорные формы передачи ответственности.
Уровень риска деятельности предприятия возрастает, если на нем недостаточно развита система коммуникаций, так как это приводит к сбору неточной и устаревшей информации, на основе которой разрабатываются и принимаются управленческие решения. Для того чтобы снизить вероятность потерь принимаемого управленческого решения, следует собрать всю доступную информацию: как первичную, так и вторичную. Вторичная информация это сведения, которые когда-то уже были собраны.
Для снижения возможности потерь можно использовать тактику ожидания, т. е. вместо сбора информации организация выжидает определенное время и затем исходя из сложившихся условий принимает меры. Данная модель поведения не всегда применима, так как зачастую необходимо срочное принятие решений. В данных условиях нет возможности ни выжидать, ни собирать сведения и спасением способны стать компетентность и опыт руководителя.
Для того чтобы подобная ситуация не застала врасплох, на предприятии должны использоваться современные средства связи, за счет которых информация будет постоянно обновляться, так как в сегодняшних условиях ничто не ценится дороже, чем точная и оперативная информация.
Не всегда организация обладает возможностью объективно определить вероятность последствий принимаемых решений.
- Вопрос 1 Эволюция научных концепций и научных школ управления
- Вопрос 2Американская, европейская, японская модели управления: сравнительная характеристика
- Вопрос 3 Российская модель управления: основные черты и тенденции развития. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли в XX веке.
- Вопрос 4 Система управления и исследование систем управления
- Вопрос 5 Понятие и сущность управления. Виды и уровни управления
- Вопрос 6 Функции управления, их взаимосвязь и роль в системе управления.
- Вопрос 7 Понятие, классификация и эволюция принципов управления.
- Вопрос 8 Методы управления.
- Вопрос 9 Целевое управление, управление ориентированное на результат, ситуационное управление
- Вопрос 10 Управление рисками.
- Вопрос 11 Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности
- Вопрос 12 Стратегическое управление: понятие, основные подходы, типы, виды стратегий
- Вопрос 13 Понятие и показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
- Вопрос 14 Менеджер: понятие роли, типы и требования. Лидерство и стили управления
- Вопрос 15 Понятие и основные функции управления персоналом
- Вопрос 16 Миссия и цели организации
- Вопрос 17 Иерархия и ее роль в функционировании организации
- Вопрос 18 Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии оценки среды (реsт-анализ, swot- и snw-анализ).
- Вопрос 19 Понятие, элементы и виды организационных структур.
- Вопрос 20 Коммуникации в управлении.
- Вопрос 21 Организационное проектирование: понятие, модели, методы, задачи, технологии
- Вопрос 22 Управленческое решение: методы разработки, принятие, реализация и оценка последствий
- Вопрос 23 Особенности управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления
- 24. Понятие и система государственной службы рф
- 25. Основные права и обязанности гос.Гражданского служащего рф
- 26. Ограничения и запреты для гражданских и муниципал. Служащих рф
- 27. Ответственность гос. Гражданских и муниципальных служащих рф:
- 28. Гос. Гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения
- 29. Прохождение гос. Гражд. Службы рф
- 30. Гос. И обществен. Контроль за гос. Гражданской службой рф
- 31. Основные гарантии для гос. Гражд. Служащих рф
- 32. Условия и порядок рассмотрения споров в гос. Гражд. Службе рф
- 33. Управление гос. Гражд. Службой рф
- 34. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации (на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).
- 35. Основные направления и проблемы реформирования гос. Службы рф
- 36. Основные концепции бюрократии. Бюрократия и бюрократизм в сфере гос.Службы
- 37. Коррупция в системе гос. Службы рф: причины и пути ограничения
- Вопрос 38
- 39. Понятие муниципальной службы и ее взаимосвязь с гос. Гражданской службы рф
- 40. Правовое регулирование муниципальной службы в рф
- 41. Муниципальная должность, понятие, виды, способы замещения.
- Раздел 3
- Государственное управление как система. Формы и методы государственного управления
- Особенности Российского федерализма. Феномен сложнопостроенного субъекта
- 44. Конституционно - правовой статус рф и ее субъектов
- 45. Порядок избрания и конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
- 46. Органы исполнительной власти рф: структура, формирование, проблемы взаимодействия.
- Федеральное собрание Российской Федерации: конституционно правовой статус, структура, формирование
- 48. Судебная система рф. Прокуратура рф.
- 49. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации
- Задачи и механизмы организации связей с общественностью в органах государственного управления
- Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления:
- Законодательные органы гос. Власти субъектов рф: статус, структура, компетенция и порядок формирования
- 53. Органы исполнительной власти субъектов ры: понятие, виды порядок формирования и компетенция.
- Правовое регулирование порядка обращения граждан в органы гос. Управления. Производство по административным жалобам граждан
- Политические партии и иные общественные организации и их роль в государственном управлении
- Вопрос 56
- Вопрос 57
- Вопрос 58 Управление экономическим развитием региона: основные формы и методы
- Вопрос 59 Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.
- Вопрос 60 Порядок разработки и реализации региональных целевых программ
- Вопрос 61 Основные формы и методы управления государственным и муниципальным имуществом
- Вопрос 62 Финансовые ресурсы субъектов рф, деятельность органов государственной власти, по управлению ими
- 63. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции
- 64. Институты непосредственного народовластия системе местного самоуправления
- 65. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, ответственность
- Глава муниципального образования и исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления: понятие, правовой статус, признаки
- 67. Понятие, виды и система муниципальных правовых актов
- 68. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований
- 69. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
- Вопрос 70
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами
- Вопрос 73 Государственная и муниципальная инвестиционная политика
- Вопрос 74 Институт полномочного представителя Президента рф. Федеральные округа.
- Вопрос 75 Государственное регулирование недропользования.
- Раздел 5 Закона рф "о недрах" установил систему платежей, взимаемых при пользовании недрами:
- 63.Бюджетная система и бюджетный процесс.
- 64. Региональная государственная политика в социальной сфере