logo search
SRAVNITEL_NOE_KORPORATIVNOE_PRAVO_Sukhanov

2. Англо-американское законодательство о корпорациях

Традиционной особенностью стран common lawявляется господство в них прецедентного права(case law),т.е. решений высших судов по конкретным делам в качестве важнейшего, основного источника <1>. Однако в сфере корпоративных отношений статутное право Англии и США традиционно играет гораздо большую роль, чем в других сферах (например, в области договорного права).

--------------------------------

<1> Следует иметь в виду, что судебное (прецедентное) право создается немногочисленными высшими судами; например, в Англии оно формируется лишь тремя ее высшими судами - Верховным судом (Supreme Court, функции которого до октября 2009 г. выполнял апелляционный комитет палаты лордов -Appellate Committee of the House of Lords), Апелляционным судом(Court of Appeal)и главным образом - Высоким судом справедливости(High Court of Justice). Последний имеет в своем составе королевскую коллегию(Queen's Bench Division),которая применяет и творит общее право(common law), и канцлерскую коллегию(Chancery Division),которая применяет и творит право справедливости(law of equity).

Кроме того, к решениям Верховного суда в Англии традиционно приравниваются обладающие необязательной силой (binding authority),а особой убедительностью(persuasive authority)решения Судебного комитета Тайного совета(Judicial Committee of the Privy Council), который состоит в основном из судей Верховного суда и, формально не являясь судом, фактически составляет последнюю инстанцию по делам, рассмотренным судами стран Карибского региона, входящих в Британское Содружество, или территорий этого региона, подконтрольных Великобритании. Поскольку именно здесь расположено большинство офшорных зон и юрисдикций, используемых российскими и другими зарубежными предпринимателями (в частности, Британские Виргинские острова), решения Судебного комитета Тайного совета, в том числе по корпоративным спорам, приобретают важное практическое значение.

Основным английским корпоративным законом является Закон о компаниях 2006 г.(Companies Act, CA 2006), распространяющий свое действие на правосубъектные корпорации. Статус неправосубъектных товариществ (не являющийся формально признанным предметом английского корпоративного права) определяетсяPartnership Act1890 г. (дляgeneral partnership(общих партнерств) - аналогов полных товариществ) иLimited Partnership Act1907 г. (для партнерств ограниченной ответственности - аналогов европейской коммандиты). Кроме того, с 20 июля 2000 г. здесь вступил в силу специальный Закон о партнерствах с ограниченной ответственностью(Limited Liability Partnerships Act, LLPA), представляющих собой смешанную форму юридического лица - правосубъектную коммандиту без комплементария и в этом смысле более близких к компаниям, чем к партнерствам.

Американское корпоративное законодательство, опирающееся на унифицированные федеральные акты, в основном представлено законами отдельных штатов. В связи с этим говорить о единой системе американского корпоративного права можно лишь с известной долей условности. Однако в любом случае его развитие определяется некоторой разнонаправленностью и даже определенной конкуренцией законодательства отдельных штатов и федерального корпоративного законодательства: первое характеризуется постоянным стремлением к либерализации и дерегулированию корпоративных отношений, тогда как второе вынуждено устанавливать определенные границы такому развитию в интересах защиты кредиторов (третьих лиц) и миноритариев корпораций.

Дело в том, что с развитием междуштатной торговли и других экономических отношений сфера действия корпораций, зарегистрированных в конкретном штате, неизбежно стала выходить за его пределы. Верховный суд США еще во второй половине XIX в. своими решениями установил, что регистрация корпорации в одном штате для осуществления в нем коммерческой деятельности (intrastate commerce)не препятствует осуществлению ею аналогичной деятельности в других штатах(interstate commerce).Это сделало возможной регистрацию корпорации не в том штате, где ею будет осуществляться основная предпринимательская деятельность, а в том штате, где имеется наиболее либеральное корпоративное законодательство.

Данную ситуацию использовали прежде всего небольшие восточные штаты - сперва Нью-Джерси, затем Мэн и Делавэр, Нью-Йорк и Западная Виргиния, быстро освободившие свое законодательство от традиционных для того времени ограничений (требования создания корпораций только для прямо названных целей и на строго определенный срок (от 20 до 50 лет); установления максимального размера объявленного капитала; требования оплаты акций (долей) исключительно деньгами в размере их полной (номинальной) стоимости; обязательности места жительства учредителей и (или) директоров корпорации в штате ее регистрации; запрета корпорациям иметь акции (доли) других корпораций и создания холдингов и т.п.). В результате уже в конце XIX в. здесь возникло знаменитое "состязание в дерегулировании" (race for laxity),или "гонка внизу"(race to the bottom).Именно оно не только повлекло отмену названных и других ограничений (включая требования к первоначальному капиталу корпорации), но и вызвало к жизни такие институты корпоративного права, как неголосующие акции(nonvoting shares)и акции без номинальной стоимости(no par value shares), возможность закрепления в уставе корпорации неограниченных правомочий ее менеджмента по изменению в будущем ее учредительных документов(charter amendments)и др.

Одновременно оно породило огромную волну разнообразных злоупотреблений и афер, потребовавшую разработки законодательных мер по защите от действий недобросовестных участников корпоративных отношений. С этой целью Национальной конференцией разработчиков единообразного права штатов(National Conference of Commissioners on Uniform State Laws)в 1928 г. после многолетних усилий был создан проект Единообразного закона о коммерческих корпорациях(Uniform Business Corporation Act),который должен был стать моделью для корпоративных законов отдельных штатов. Однако фактически только пять штатов инкорпорировали его в свое право в начале 30-х годов прошлого века. Поэтому в 1946 г. комитетом по корпоративному праву Американской ассоциации адвокатов(American Bar Association, ABA)был разработан Модельный закон о коммерческих корпорациях (полностью опубликован в 1950 г. и серьезно обновлен в 1969 г.).

В 1984 г. он подвергся основательной модернизации и в настоящее время именуется Модернизированным модельным законом о коммерческих корпорациях - Revised Model Business Corporation Act (RMBCA). Поскольку вся работа по модельному закону о корпорациях была осуществлена не Национальной конференцией разработчиков единообразного права штатов, а Американской ассоциацией адвокатов, данный акт рассматривается в качестве модельного, а не единообразного закона и формально не считается единообразным правом(uniform law)рекомендательного характера, хотя фактически и выполняет аналогичные функции. Постепенно законодательство большинства штатов восприняло основные положенияRMBCA,хотя в него едва ли не ежегодно вносились различные изменения, в том числе заимствованные из законодательства отдельных штатов (особенно штата Делавэр, где действует Общий закон о корпорациях 1967 г.(Delaware General Corporation Law)). Одним из немногочисленных исключений стала Калифорния, корпоративное право которой также сосредоточено в Общем законе о корпорациях 1977 г.(California General Corporation Law), в ряде случаев значительно отличающемся по содержанию от нормRMBCA.

Для новой формы корпораций - компаний с ограниченной ответственностью(Limited Liability Company, LLC)Конференцией разработчиков единообразного права штатов в 1994 г. был принят и с 1996 г. действует особый Единообразный закон -Uniform Limited Liability Company Act (ULLCA).Он также был воспринят рядом отдельных штатов.

Вместе с тем среди отдельных штатов продолжается жесткая конкуренция за регистрацию компаний, которая составляет важное препятствие для разработки единообразных правил о статусе корпораций. В литературе отмечается, что развитие корпоративных законов в отдельных штатах нередко определяется исключительно интересами соперничества между ними в предоставлении наиболее льготных условий для регистрации компаний, а не соображениями осмысленной правовой политики, поэтому, например, в штате Нью-Джерси любые законодательные попытки защиты акционеров наталкиваются на возражение о том, что эффектом их принятия непременно станет уход зарегистрированных корпораций в другие штаты, прежде всего в Делавэр <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Merkt H., US-amerikanisches Gesellschaftsrecht. S. 71.

В таких условиях на долю федерального законодательства остается использование пробелов, образовавшихся в процессе дерегулирования корпоративных отношений законодательством соревнующихся штатов, а также принятие обладающих большей юридической силой законодательных актов публично-правового характера в области антимонопольного, налогового, административного, уголовного, процессуального законодательства, а также законодательства о рынке ценных бумаг. С их помощью прямо или косвенно ограничиваются наиболее сомнительные законодательные попытки отдельных штатов в рассматриваемой сфере. При ином подходе, как отмечают некоторые исследователи, указанное соревнование штатов в конце концов могло бы привести к полной потере доверия вкладчиков к рынку капиталов.

Типичным примером таких федеральных законов является принятый в июле 2002 г. (в результате скандального банкротства компании "Энрон") Закон о реформе отчетности публичных компаний и защите инвесторов (Public Company Accounting Reform and Investor Protection Act of 2002,известный также по фамилиям своих инициаторов - сенатора Пола С. Сарбейнеса и конгрессмена Майкла Оксли какSarbanes-Oxley Act). Этот федеральный закон не только установил строгие требования к отчетности корпораций (являющейся в американском праве в отсутствие требований к уставному капиталу корпораций главным средством защиты интересов их кредиторов), включая серьезную уголовную и административную ответственность за их несоблюдение, но и создал дополнительную систему органов, призванных периодически контролировать содержание такой отчетности.

Еще в 1970 г. Конгрессом США был принят Федеральный закон о противодействии последствиям организованного обмана и коррупции (Federal Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act, RICO).Он установил жесткую уголовную и имущественную ответственность (в частности, в форме тройного возмещения убытков -triple damages) за весьма абстрактно описанные им правонарушения, в том числе в сфере корпоративных отношений (попытка оспорить конституционность его широких формулировок была отклонена решением Верховного суда США в 1985 г. пятью голосами против четырех). Федеральными законами, устанавливающими процедуры рассмотрения исков акционеров (Private Securities Litigation Act1995 г. иSecurities Litigation Uniform Standards Act1998 г.), многие корпоративные споры были прямо выведены из-под действия либерального законодательства отдельных штатов и переданы на исключительное рассмотрение федеральных судов.

В 1980 г. Конгрессом США были рассмотрены, но не приняты проекты специальных федеральных законов о защите прав акционеров(Federal Protection of Shareholder's Rights Act)и о корпоративной демократии(Federal Corporate Democracy Act).Однако на их базе Американский институт права в 1982 г. подготовил проект рекомендаций по принципам корпоративного управления(Principles of Corporate Governance),который после обсуждения и доработки был опубликован в 1984 г. в качестве акта рекомендательного характера - Кодекса корпоративного управления(Corporate Governance Code).Этот акт был широко воспринят в большинстве штатов США, а его идеи и основные положения заимствованы во многих европейских правопорядках <1>.

--------------------------------

<1> После этого и в Европе стали широко использоваться добровольно применяемые корпорациями акты рекомендательного характера в форме национальных кодексов корпоративного управления: таковы, например, кодексы корпоративного управления Великобритании(UK Corporate Governance Code)и Германии(Deutscher Corporate Governance Kodex).

Именно таким образом - в форме противодействия и взаимодействия относительно жесткого федерального корпоративного законодательства и более либерального законодательства отдельных штатов - в США происходит установление определенного баланса интересов третьих лиц, акционеров, менеджмента и работников корпораций. Поэтому корпоративно-правовое регулирование в американском праве не ограничивается законодательством о статусе корпораций и фактически во многом определяется публичным, а не только частным правом.

Следует подчеркнуть весьма важную роль, которую при этом играет законодательство о ценных бумагах и биржах - прежде всего федеральный Закон о сделках с ценными бумагами 1934 г. (Securities Exchange Act)(с изменениями, внесенными специальным Законом 1968 г. -Williams Act) и различные правила, принимаемые федеральной Комиссией по ценным бумагам и биржам(Securities and Exchange Comission, SEC) (SEC Rule).Фактически именно они во многом определяют статус и права участников публичных корпораций и даже содержание ряда внутрикорпоративных отношений (например, порядок использования доверенностей на право голосования на общих собраниях корпораций).

Статус партнерств - аналогов полных товариществ (строго говоря, не являющийся предметом американского корпоративного права) регулируется на основе разработанного указанной выше Национальной конференцией в 1994 г. Модернизированного единообразного закона о партнерствах (Revised Uniform Partnership Act, RUPA).В 1997 г. в него были внесены дополнения, после которых он вновь стал называтьсяUniform Partnership Act (UPA)и в этом качестве был принят большинством штатов. В 1976 г. таким же образом был обновлен Единообразный закон о партнерствах с ограниченной ответственностью(Revised Uniform Limited Partnership Act, RULPA)- аналоге европейской коммандиты. После внесения в него изменений в 1985 г. его также приняло большинство штатов. В 2002 г. принята новая редакция этого Единообразного закона (известная какRULPA2001), пока, однако, не ратифицированная ни одним из штатов. В связи с гораздо меньшим экономическим значением партнерств и отсутствием во многих случаях необходимости их регистрации законодательство отдельных штатов не состязалось в либерализации их статуса, который в результате в гораздо большей мере, чем статус корпораций, определяется унифицированным федеральным законодательством.

В 1992 г. Национальной конференцией разработчиков единообразного права штатов был принят Единообразный закон о незарегистрированных некоммерческих ассоциациях(Uniform Unincorporated Nonprofit Association Act),действующий в редакции 1996 г. и являющийся основой регламентации статуса некоммерческих корпораций законодательством большинства штатов (законы некоторых штатов о некоммерческих корпорациях подготовлены на основе другого модельного акта -Model Nonprofit Corporation Act,разработанногоABA). Такого рода организации пришли в американское право из английского, в котором в форме незарегистрированных свободных ассоциаций(unincorporated voluntary associations)традиционно действуют не только клубы и разнообразные территориальные объединения граждан, но даже некоторые профсоюзы и союзы работодателей.