Вопрос 16 Миссия и цели организации
Миссия - это причина существования предприятия.
В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.
Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.
В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании.
Выбор миссии придает деятельности предприятия стабильность, так как определяются основные принципы его работы. Миссия позволяет организации быть гибкой и в случае необходимости изменить ее профиль.
Для выбора миссии предприятию необходимо четко определить, кто будет являться его клиентами и какие потребности покупателей оно будет удовлетворять. На основе миссии определяются цели деятельности.
Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время.
Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Факторы выработки миссии
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
• состояние среды обитания организации;
• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
• отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию ее расшифровке должны быть отражены:
• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.
Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.
По установившемуся мнению, существует два типа целей с той точки зрения, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. В принципе, в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные цели. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и соответственно долгосрочные цели достигаются через два-три года.
Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно эти темпам роста могут устанавливатся цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.
Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако и очень сложной для достижения. Организация, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справится с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение четко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рсковать. Стратегия организации должна быть сформулированна очень ясно.
Цель стабильного роста предполагает, что при её достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.
Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одну другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой.
- Вопрос 1 Эволюция научных концепций и научных школ управления
- Вопрос 2Американская, европейская, японская модели управления: сравнительная характеристика
- Вопрос 3 Российская модель управления: основные черты и тенденции развития. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли в XX веке.
- Вопрос 4 Система управления и исследование систем управления
- Вопрос 5 Понятие и сущность управления. Виды и уровни управления
- Вопрос 6 Функции управления, их взаимосвязь и роль в системе управления.
- Вопрос 7 Понятие, классификация и эволюция принципов управления.
- Вопрос 8 Методы управления.
- Вопрос 9 Целевое управление, управление ориентированное на результат, ситуационное управление
- Вопрос 10 Управление рисками.
- Вопрос 11 Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности
- Вопрос 12 Стратегическое управление: понятие, основные подходы, типы, виды стратегий
- Вопрос 13 Понятие и показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
- Вопрос 14 Менеджер: понятие роли, типы и требования. Лидерство и стили управления
- Вопрос 15 Понятие и основные функции управления персоналом
- Вопрос 16 Миссия и цели организации
- Вопрос 17 Иерархия и ее роль в функционировании организации
- Вопрос 18 Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии оценки среды (реsт-анализ, swot- и snw-анализ).
- Вопрос 19 Понятие, элементы и виды организационных структур.
- Вопрос 20 Коммуникации в управлении.
- Вопрос 21 Организационное проектирование: понятие, модели, методы, задачи, технологии
- Вопрос 22 Управленческое решение: методы разработки, принятие, реализация и оценка последствий
- Вопрос 23 Особенности управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления
- 24. Понятие и система государственной службы рф
- 25. Основные права и обязанности гос.Гражданского служащего рф
- 26. Ограничения и запреты для гражданских и муниципал. Служащих рф
- 27. Ответственность гос. Гражданских и муниципальных служащих рф:
- 28. Гос. Гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения
- 29. Прохождение гос. Гражд. Службы рф
- 30. Гос. И обществен. Контроль за гос. Гражданской службой рф
- 31. Основные гарантии для гос. Гражд. Служащих рф
- 32. Условия и порядок рассмотрения споров в гос. Гражд. Службе рф
- 33. Управление гос. Гражд. Службой рф
- 34. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации (на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).
- 35. Основные направления и проблемы реформирования гос. Службы рф
- 36. Основные концепции бюрократии. Бюрократия и бюрократизм в сфере гос.Службы
- 37. Коррупция в системе гос. Службы рф: причины и пути ограничения
- Вопрос 38
- 39. Понятие муниципальной службы и ее взаимосвязь с гос. Гражданской службы рф
- 40. Правовое регулирование муниципальной службы в рф
- 41. Муниципальная должность, понятие, виды, способы замещения.
- Раздел 3
- Государственное управление как система. Формы и методы государственного управления
- Особенности Российского федерализма. Феномен сложнопостроенного субъекта
- 44. Конституционно - правовой статус рф и ее субъектов
- 45. Порядок избрания и конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
- 46. Органы исполнительной власти рф: структура, формирование, проблемы взаимодействия.
- Федеральное собрание Российской Федерации: конституционно правовой статус, структура, формирование
- 48. Судебная система рф. Прокуратура рф.
- 49. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации
- Задачи и механизмы организации связей с общественностью в органах государственного управления
- Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления:
- Законодательные органы гос. Власти субъектов рф: статус, структура, компетенция и порядок формирования
- 53. Органы исполнительной власти субъектов ры: понятие, виды порядок формирования и компетенция.
- Правовое регулирование порядка обращения граждан в органы гос. Управления. Производство по административным жалобам граждан
- Политические партии и иные общественные организации и их роль в государственном управлении
- Вопрос 56
- Вопрос 57
- Вопрос 58 Управление экономическим развитием региона: основные формы и методы
- Вопрос 59 Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.
- Вопрос 60 Порядок разработки и реализации региональных целевых программ
- Вопрос 61 Основные формы и методы управления государственным и муниципальным имуществом
- Вопрос 62 Финансовые ресурсы субъектов рф, деятельность органов государственной власти, по управлению ими
- 63. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции
- 64. Институты непосредственного народовластия системе местного самоуправления
- 65. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, ответственность
- Глава муниципального образования и исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления: понятие, правовой статус, признаки
- 67. Понятие, виды и система муниципальных правовых актов
- 68. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований
- 69. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
- Вопрос 70
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами
- Вопрос 73 Государственная и муниципальная инвестиционная политика
- Вопрос 74 Институт полномочного представителя Президента рф. Федеральные округа.
- Вопрос 75 Государственное регулирование недропользования.
- Раздел 5 Закона рф "о недрах" установил систему платежей, взимаемых при пользовании недрами:
- 63.Бюджетная система и бюджетный процесс.
- 64. Региональная государственная политика в социальной сфере