logo search
Междунар право конспекты лекций

Раздел 16. Международное морское право

1. Понятие, источники международного морского права. Кодификация морского права.

Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права. Становление данной отрасли, как отрасли современного международного права неразрывно связано с его кодификацией. Она проходила в несколько этапов. Поскольку многие нормы международного морского права существовали в качестве обычных возникла необходимость их облечения в нормативно-правовое содержание. Процессом кодификации и нормативного документального закрепления занимались три Конференции ООН по морскому праву. Завершением первого этапа кодификацией стало принятия ряда конвенций: по открытому морю, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе и рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Результатом второго этапа кодификации стало принятие целого ряда универсальных, региональных и двусторонних договоров по различным вопросам морского права. Наиболее важными из них являются:

- Международные конвенции об охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг.;

- Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г.;

- Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979 г.;

- Европейская конвенция о рыболовстве 1964 г.;

- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.;

- и другие.

Завершительным этап кодификации и прогрессивного развития международного морского права стало подписание Конвенции по морскому праву 1982 г. Данная конвенция воспроизводит основные положения конвенций, касающихся открытого моря, территориальных вод, прилежащей зоны и т.д. Некоторые положения морского права дополнена и уточнены. Конвенция 1982 г. устанавливает правовой статус и юридический режим исключительной экономической зоны, морского дна, территориальных вод, Мирового океана, а также регулирует полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над ним, т.е. в воздушном пространстве до границы его с космическим пространством. Кроме того, устанавливается право транзитного прохода всех иностранных судов через международные проливы, соединяющие районы открытого моря, о праве архипелажного прохода и др.

В процессе развития международного морского права сформировались принципы данной отрасли. Так, императивный характер имеет принципы свободы открытого моря, который означает: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и сооружения, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Поскольку данный перечень не имеет исчерпывающего характера, то исходя из нормативного содержания можно предположить, что данный принцип предусматривает своду любых действий, осуществляемых в мирных целях.

Принцип мирного использования мирового океана означает, что государства должны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства. Данный принцип относится ко всем видам морской деятельности государств на всех морских пространствах.

Принцип охраны морской среды включает в себя: предотвращение загрязнения морской среды, охрану и рациональное использование живых морских ресурсов, запрещение деятельности, осуществляемой под юрисдикцией и контролем одного государства, которая причиняет ущерб морской среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции, обязанность государств сотрудничать в области охраны морской среды.

Исходя из содержания принципов международного морского права данная отрасль представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между субъектами права в связи с их деятельность в Мировом океане.

2. Понятие и правовой режим внутренних морских вод.

Конвенция ООН по морскому праву предусматривает наличие у прибрежных государств морских пространств, имеющих статус внутренних вод, составляющих интегральную часть территории государства, включая воздушное пространство над ними, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом Конвенция устанавливает, что исходной линией, от которой измеряется ширина территориального моря, является, в частности, внешняя граница внутренних вод. Согласно Конвенции к внутренним водам относятся воды заливов, ширина входа в которые не превышает 24 мили, а также воды так называемых «исторических» заливов, если даже ширина входа в залив превышает указанный лимит. Во внутренние воды включаются воды портов и воды между прямыми исходными линями, от которых производится отсчет территориальных вод, и берегом. Для установления внешней границы внутренних вод иногда приходится прибегать к долговременной практике государств и их законодательству.

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относит воды:

- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

К историческим заливам РФ относят, например, залив Петра Великого и Пенжинская губа на Дальнем Востоке.

Внутренние морские воды полностью находятся под суверенитетом прибрежного государства, и иностранные морские суда при нахождении во внутренних водах обязаны соблюдать законодательство прибрежного государства.

Правовой режим морских портов в основном регулируется нормами национального права. В частности, ст. 5 Федерального закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» предусматривает, что морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов. Перечень таких портов устанавливается Правительства Российской Федерации.

Кроме того, ст. 6 данного закона устанавливает порядок захода иностранных судов в морские порты РФ. Так, право открытого захода предоставляется всем иностранным судам, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности.

Иностранные суда при заходе в морские порты, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:

- законодательство Российской Федерации;

- пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- правила, установленные для морских портов;

- правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации.

Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов.

Судно, терпящее бедствие, может осуществлять заход в любой порт прибрежного государства.

3. Территориальное море: ширина и правила отсчета, правовой режим, юрисдикция прибрежного государства.

В соответствии с Конвенцией по морскому праву 1982 г. внешняя граница территориальных вод устанавливается путем отсчета расстояния, равного ширине территориальных вод, от исходных линий. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориальных вод является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах и надлежащим образом опубликованная. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега или в непосредственной близости от него имеется цепь островов, прибрежное государство вправе применять метод прямых исходных линий, т.е. соединять соответствующие точки прямыми линиями и отсчитывать от них внешний предел территориальных вод.

Конвенция предусматривает, что государство вправе устанавливать ширину своего территориального моря в пределах, двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий. Такие же пределы установлены ст. 2 Федерального закона РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Статья 4 указанного закона устанавливает, что исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

- прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

- прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

- система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

На территориальное море, как и на внутренние морские воды распространяется суверенитет прибрежного государства, кроме того, суверенитет распространяется и а воздушное пространство, над данными территориями, а также на поверхность и недра морского дна там, где поверх лежащие воды входят в состав территориальных вод. Это устанавливается Конвенцией по морскому праву 1982 г.

Правовой статус территориальных вод имеет свои особенности. Это связано с тем, что исторически территориальные воды использовались для международного судоходства. В связи с этим возникла необходимость единого международно-правового регулирования пребывания в иностранных территориальных водах. Таким образом, был сформирован принцип права мирного прохода иностранных судов.

Под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды судов иностранных государств, с целью пересечь эти воды без захода во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Пункт 2 ст. 18 Конвенции по морскому праву предусматривает, что остановка и стоянка на якоре, возможна только в вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Право мирного прохода предоставляется как торговым судам, так и военным, если они не нарушают мир и добрый порядок или безопасность прибрежного государства. На борту судна, осуществляющего мирный проход, действует законодательство флага судна, в отношении лиц, находящихся на нем. Однако Конвенция предусматривает ряд исключений на основании которых может быть применено и законодательство прибрежного государства:

- если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

- если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

- если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или

- если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

4. Прилежащая зона.

Целью установления прилежащей зоны является обеспечение дополнительной защиты прав и интересов государства в пределах его территории, включая территориальное море. Права, которые осуществляет прибрежное государство в прилежащей зоне носят ограниченный характер, т.к. прибрежное государство может осуществлять лишь защиту точно указанных интересов, в частности, таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных.

Установление или не установление прилежащей зоны зависит от усмотрения государства. В целом ширина прилежащей зоны не должны превышать 24 морские мили, кроме того, она является районом открытого моря.

5. Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны.

Фактически территория исключительной экономической зоны является частью открытого моря. В соответствии со ст. 55 Конвенции по морскому праву 1982 г. исключительная экономическая зона представляется собой район, который находится за пределами территориального моря и прилегает к нему, на который не распространяется суверенитет прибрежного государства. Юрисдикция прибрежного государства на данной территории не является, как правило, исключительной. Конвенция 1982 г. предусматривает ограниченный перечень прав прибрежного государства. В частности, п. 1 ст. 56 предусматривает, что прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Юрисдикция государства распространяется на создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морские научные исследования, защиту и сохранение морской среды. Кроме того, прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должно учитывать права и обязанности других государств. В исключительной экономической зоне все государства, в том числе и не имеющие выхода к морю обладают свободой судоходства. Так, ст. 6 Федерального закона РФ «Об исключительной экономической зоне РФ» предусматривает, что в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов. Однако п. 2 данной статье указывает, что свободы осуществляются при условии соблюдения законодательства РФ и международных договоров, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов исключительной экономической зоны.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

6. Континентальный шельф: понятие и правовой режим.

В соответствии со ст. 76 Конвенции по морскому праву и ст. 1 Федерального закона РФ «О континентальном шельфе» континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводный окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Однако если окраина материка простирается более чем на 200 миль от берега, то в таком случае внешняя граница может находиться не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты, представляющей собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Конвенция по морскому праву закрепляет за прибрежными государствами на континентальном шельфе исключительные права. Поскольку регулирование осуществляется как на международном уровне, так и на национальном, законодательство государств также содержит перечень исключительных прав. Так, ст. 5 ФЗ РФ «О континентальном шельфе» предусматривает, что РФ обладает суверенными правами в целях разведки и разработки минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации. Государство обладает исключительными правами: на разрешение и регулирование буровых работ; на сооружение, а также разрешение и регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений. Юрисдикция прибрежного государства устанавливается в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами.

На континентальном шельфе, так же как и в свободной экономической зоне действует принцип свободы судоходства, а также, прибрежное государство не должно препятствовать осуществлению иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

7. Дно морей и океанов за пределами континентального шельфа (Район).

Данное пространство является «общим наследием человечества». Согласно Конвенции по морскому праву ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть.

Одним из принципов режима Района является принцип мирного использования, в интересах поддержания мира и безопасности и интересов всех государств в области военного и торгового мореплавания, а также рыболовства.

За соблюдением правомерного использования Района ведет наблюдение Международный орган по морскому дну. В его обязанности входит:

- предоставление полномочий на деятельность в районе;

- принимать решения в отношении распределения финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе;

- предоставлять рекомендации по развитию международного сотрудничества в вопросах деятельности в Районе;

- утверждать планы работ государств-членов, физических и юридических лиц в Районе и контроль за их выполнением.

8. Открытое море: понятие, правовой режим.

Открытое море – это пространство, находящееся за пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства. В основе правового режима данного пространства лежит принцип свободы открытого моря. Тем не менее, свобода имеет ограничения использования открытого моря. Так, например, исходя из принципа не применения силы и угрозы силой, открытое море должно использоваться исключительно в мирных целях.

В целом же принцип свободы открытого моря предусматривает возможность его использования как прибрежными государствами, так не имеющими выхода к морю. Так, открытое море используется для свободы судоходства как торгового, так и военного мореплавания. Все государства осуществляют в открытом море исключительную юрисдикцию над судами своего флага. Однако Конвенция по морскому праву предусматривает изъятия из исключительной юрисдикции и возможность осмотра судна, в случае если судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием, либо не имеет национальности.

Режим свободы открытого моря также предполагает: свободу полетов гражданских и военных летательных аппаратов, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободу возводить искусственные острова и сооружения, свободу рыболовства, свободу научных исследований.

Рекомендованная литература

Гуцуляк В.Н. Морское право./ В.Н. Гуцуляк. М., «РосКонсульт», 2001.

Лазарев М.И. Морская правоспособность и дееспособность государств / М.И. Лазарев // Москов. журн. междунар. права. 2000. № 2.

Мировой океан и международное право. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды. М., 1988.

Молодцов С.В. Международное морское право / С.В. Молодцов. М., 1987.