3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
В 1949 году была создана международная региональная организация – Совет Европы, целями которой стали:
- защита прав человека;
- содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
- поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.);
- развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы;
- помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.
Структурно Совет Европы состоит из:
- Комитета Министров, который является исполнительно-распорядительным органом, в состав которого входят министры иностранных дел 46 государств-членов или их заместители;
- Парламентской Ассамблеи, являющейся совещательным представительным органом, который состоит из 313 членов (и их 313 заместителей), представляющих 46 национальных парламентов, и делегаций парламентов ряда стран Центральной и Восточной Европы, имеющих статус "специально приглашенных".
- Конгресса местных и региональных властей Европы. Данный консультативный орган, представляет местные и региональные власти и состоит из двух палат: одна палата представляет интересы местных властей, другая - региональных органов власти.
- Международного Секретариата, состоящего из 1200 сотрудников, содействующих работе главных органов Совета Европы. Он возглавляется Генеральным Секретарем, избираемым на пятилетний срок
Наиболее эффективную деятельность Совет Европы проводит по таким направлениям как:
- защита права человека. В этой области в рамках Совета Европы разрабатываются международные договоры, за соблюдением и исполнением которых организация осуществляет особый контроль. Так, Европейская Конвенция по правам человека 1950 года представляет собой четкий механизм контроля и защиты прав человека. Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране. Европейский Суд по правам человека, также как и Комитет министров, следит за соблюдением Конвенции. В соответствии с Конвенцией, он рассматривает как индивидуальные жалобы, так и иски со стороны государств-членов. Российская Федерация участвует в работе Суда с 1998г.
Конвенция по предотвращению пыток 1987 г. предусматривает выборочную проверку мест заключения группой независимых экспертов Совета Европы в государствах-членах, ратифицировавших эту конвенцию.
Отдельное внимание было уделено вопросам трудовой миграции. В частности, в рамках СЕ принята Конвенция о правовом статусе иностранных рабочих. Положения данного договора закрепляют принцип равенства по отношению к трудоустройству иностранных рабочих и граждан своих стран. Она признает право на воссоединение семьи. Европейский Кодекс социального обеспечения устанавливает критерии защиты прав граждан в различных сферах социального обеспечения (пенсии, пособия по безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и т.д.).
Кроме того, деятельность Совета Европы распространяется на такие сферы жизнедеятельности как здравоохранение (Европейская Фармакопея, созданная в 1964 году, установила имеющие обязательную юридическую силу стандарты в отношении примерно 800 медицинских препаратов, начиная с лекарственных растений и простых химических соединений естественного или искусственного происхождения и кончая более сложными препаратами, включая вакцины для людей или животных). В настоящее время Совет Европы разрабатывает рамочную Конвенцию по биоэтике. Два дополнительных протокола будут посвящены медицинским исследованиям, проводимым на человеке, а также трансплантации органов.
- сотрудничество в борьбе с международной преступностью. Особое внимание уделяется борьбе с терроризмом. Так, в соответствии с Конвенцией 1977 года устанавливается, что определенные виды террористических актов не будут более квалифицироваться как политические преступления в случае возникновения вопроса о выдаче преступника и осуществлении правового взаимодействия в этой области.
- сотрудничество в области образования, науки и культуры. На основе положений Европейской культурной конвенции устанавливаются рамки межправительственного сотрудничества в области образования, культуры, наследия, спорта и молодежи. В числе конкретных примеров действия конвенции можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования, новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и образование в сфере прав человека.
Деятельность Совета Европы достаточно эффективно прослеживается также и в таких областях как спорт, средства массовой информации, региональное развитие, молодежные движения, охрана окружающей среды и т.п.
4. СНГ: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, роль в формировании межгосударственных отношений на постсоветском пространстве.
После прекращения в декабре 1991 г. существования Союза ССР возник правовой вакуум в урегулировании экономических взаимоотношений между новыми государствами. В Минском соглашении 1991 года о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) Беларусь, Россия и Украина, провозгласив прекращение существования СССР и создание СНГ, заявили, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координационные институты Содружества, относится в частности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, а также общеевропейского и евроазиатского рынков.
Основными целями создания СНГ можно назвать: дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.
В задачи СНГ входит:
- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств - членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
- сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
- содействие гражданам государств - членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
СНГ имеет свою организационно-правовую структуру. В нее входят Совет глав государств и Совет глав правительств. Задачами данных органов является рассмотрении всех вопросов, затрагивающих деятельности Содружества. Совместную координационную деятельность в области внешней политики государств-членов с Советом глав государств и правительств осуществляет Совет министров иностранных дел. Кроме того, Совет министров иностранных дел осуществляет консультации по внешнеполитическим вопросам. Исполнительным органом является Координационно-консультативный комитет. Он исполняет решения Советов глав государств и правительств. В состав Комитета входят представители государств. Для обеспечения региональной безопасности был создан Совет министров обороны, который осуществляет главное командование вооруженных сил. В рамках данного органа функционирует и Совет командующих пограничными войсками.
СНГ также как и многие международные организации имеет свою систему правосудия. Ее представляет Экономический суд. К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств - членов. Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.
В рамках СНГ создана система защиты прав человека. Деятельностью по соблюдения прав человека занимается Комиссия по правам человека, которая имеет статус консультативного органа.
Совещательным и консультативным органом СНГ является Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из делегаций парламентов государств-членов.
Органы СНГ проводят существенную деятельность в области гармонизации и унификации законодательства государств-членов. В частности, парламенты и правительства сторон совместно Межпарламентским комитетом и Интеграционным Комитетом принимают меры по гармонизации национальных законодательств.
Решения, резолюции и рекомендации по вопросам гармонизации, принимаемые Советом, и модельные законодательные акты, принимаемые Межпарламентским комитетом, направляющий в соответствующие органы сторон для выполнения необходимых внутригосударственных процедур; включения решений в национальные законодательные и иные нормативные акты; разработки национальных законодательных актов на основе модельных законов; внесение изменений и дополнений в национальные законодательные и иные нормативно-правовые акты.
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).