2. Органы внешних сношений
Органы внешних сношений — действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права, и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, защиту прав и законных интересов государства, и его организаций и граждан, находящихся за рубежом.
Все органы внешних сношений можно разделить на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные органы подразделяются на органы общей или специальной компетенции.
В числе органов общей компетенции глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет ex officio Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ).
Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (ст. 86 Конституции РФ).
Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Правительство РФ согласно Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ, организует меры по исполнению международных договоров (ст. 4 Закона).
Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества (ст. 14 Закона)
К компетенции Правительства РФ относятся утверждение, принятие международных договоров по вопросам, относящимся к его ведению (ст.21 Закона). От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются межправительственные договоры, ведет переговоры и подписывает такие договоры Председатель Правительства РФ. Согласно ст. 21 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан России за пределами ее территории.
Органом специальной компетенции является МИД РФ, а также ряд федеральных министерств и ведомств.
Министерство иностранных дел РФ согласно Положению о МИД РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и в сфере международных отношений Российской Федерации. В числе его задач - разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами; обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности РФ; защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств; координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ (п. 2 Положения).
Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. на МИД России возложены полномочия в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. и от 25 августа 2005 г. закреплены полномочия МИДа России в области обеспечения биологической и химической безопасности России и функции МИДа России по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
В систему МИДа России входят: 1) центральный аппарат; 2) загранучреждения; 3) территориальные органы; 4) организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.
МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также вышеназванным Положением.
На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъектах РФ функционируют представительства МИДа России и их отделения. В Красноярске Представительство МИД РФ действует с 1999 г. Территория деятельности нашего представительства включает в себя Красноярский край, Республику Тыва и Республику Хакасия. Прежде всего, представительство отвечает за организацию взаимодействия МИД с органами государственной власти на территории, которую оно обслуживает. Участвует в пределах своей компетенции в обеспечении контроля за соблюдением норм международного права и международных обязательств РФ названными выше регионами. В представительстве организован прием граждан России и стран зарубежья, а также лиц без гражданства, осуществляется содействие общественным объединениям и неправительственным организациям при осуществлении ими международных связей.
Мировая практика также располагает институтом представительств (отделений) МИД на территории своих государств. Их имеют, например, Австралия, Бразилия, Республика Корея. Из стран-участниц СНГ - Грузия и Украина, которые создали представительства своих МИД в Батуми и Одессе.
Отраслевые министерства и ведомства тоже выполняют внешние функции в установленной сфере деятельности. Например, Федеральное агентство по образованию взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в том числе, осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования (п. 5 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»).
В своей деятельности Федеральное агентство по образованию руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами РФ (п. 3 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»). Норма аналогичного содержания закреплена в Положении «О министерстве транспорта РФ». Министерство транспорта РФ в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности (п.1. Положения).
Зарубежные органы, находящиеся за пределами государства, подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).