4. Порядок привлечения к международной ответственности.
Из анализа теоретической литературы, практики международных отношений и кодификационной работы Комиссии международного права ООН можно выстроить следующую последовательную схему этапов несения ответственности:
1. Предварительное определение ответственного субъекта.
2. Определение понесенного ущерба.
3. Формулирование требования.
4. Предъявление требования.
5. Принятие окончательного решения и его исполнение.
На первом этапе важно точно определить, кто причинил вред и кто будет нести ответственность. Это может быть субъект международного права либо специальный субъект, указанный в соответствующем документе (оператор, запускающее государств и т.п.). Также, поскольку международное право позволяет несение ответственности за деятельность международных организаций государствами-участниками, важным является и этот момент.
Второй этап предполагает определение понесенного ущерба. На этом этапе (пока предварительно) устанавливается характер ущерба – материальный или нематериальный – и его размер, а также формы его возмещения.
На третьем этапе формулируется требование, в котором по существу отражаются представления потерпевшего относительно того, как следует поступить ответственному субъекту для достижения целей ответственности. На этом же этапе выбирается форма выражения требования. Если речь идет о межгосударственных отношениях, то может быть выбрано официальное заявление, нота, претензия. Если на возмещение ущерба претендует не государство или какой-то субъект международного права, то заявляется претензия или подается иск. Отличие требований, сделанных государством, и требований, сделанных частными субъектами, заключается в степени определенности и четкости выдвигаемых требований. Ноты и заявления могут и не содержать точного определения понесенного ущерба, в то время как претензии и иски должны. В том случае, если государство представляет интересы своих физических или юридических лиц, оно может выбрать как первый вариант, так и второй. Выбор формы требования связан с выбором органа, в который оно подается. При этом нельзя с уверенностью утверждать, что форма требования определяет орган или наоборот. Эти вопросы решаются взаимосвязано. Кроме того, форма требования и выбор органа может быть установлен международными договорами. Так, например, в конвенциях об ответственности за ядерный ущерб прямо говорится о подаче требований в национальные юрисдикционные органы. А это означает еще и то, что такие претензии и иски по форме и содержанию должны соответствовать внутренним процессуальным правилам государства, орган которого будет его принимать.
Четвертый этап – это собственно предъявление требования. В межгосударственных отношениях это возможно как непосредственно (например, вручение ноты главе дипломатического представительства или министру иностранных дел), так и опосредованно. При этом в качестве посредника может выступать и другое государство, и должностное лицо межгосударственной организации. В последнем случае необходимо соблюдение следующего условия – и потерпевшее государство, и ответственное должны быть оба участниками этой организации. В качестве посредника может выступать, например, Генеральный секретарь ООН.
Пятый этап – это принятие окончательного решения и его исполнение. Необходимо отметить, что на этом этапе возможно обращение к мирным средствам разрешения споров, предусмотренным международным правом.
Имплементация международной ответственности предполагает определение условий и размера несения ответственности субъектом международного права. Условия несения ответственности – это совокупность обстоятельств, наличие или отсутствие которых является достаточным и необходимым для имплементации ответственности. В первую очередь речь идет об обстоятельствах, исключающих международную ответственность. Проекты статей об ответственности предусматривают только обстоятельства, исключающие противоправность. Это по существу означает, что при отсутствии этих обстоятельств привлечение к международной ответственности может и не состояться, так как по своему характеру не только несение, но и призвание к международной ответственности носит добровольный характер. Либо привлечение к ответственности станет невозможным из-за несоблюдения процедуры имплементации. Можно назвать следующие обстоятельства, исключающие противоправность:
- обстоятельства, связанные с деятельностью потерпевшего государства – согласие, самооборона;
- форс-мажор – непреодолимую силу или непредвиденное событие, не поддающееся контролю;
- бедствие и состояние необходимости.
В международных договорах, в силу которых субъекты должны нести ответственность за правомерную деятельность, могут содержаться иные обстоятельства, освобождающие от ответственности. Например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. освобождает государство от ответственности в силу поведения потерпевшей стороны. Кроме того, перечислены случаи, в которых конвенция не применяется, если ущерб причинен гражданам запускающего государства либо иностранным гражданам, имеющим отношение к запуску космического объекта.
Рекомендованная литература
Проект статей об ответственности государства за международно-противоправные деяния // www.un.org/ilc.
Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве / Ю.М. Колосов. М., 1975.
Лукашук И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН / Т.Н. Нешатаева. Иркутск, 1992
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).