logo
Междунар право конспекты лекций

Раздел 1. Международное право в системе международных отношений

1. Международное право как особая правовая система

При разнообразии определений большинство авторов определяют международное право как совокупность юридических норм, соз­даваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений.

И.И. Лукашук определяет международное право как систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. По мнению Г.В. Игнатенко предметом регулирования международного права являются не только межгосударственные, но и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отно­шения.

Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин «jus gentium» («право народов»).

Международное право рассматривалось как право естественное. Г. Гроций отмечал, что «народ, нарушающий право естественное и право народов подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем».

Ф.Ф. Мартенс определял международное право как совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере их взаимных отношений»

Г.В. Игнатенко отмечает условный характер термина международное право, поскольку создается оно не народами непосредственно, а государствами как суверенными политическими организа­циями, ориентировано прежде всего на регулирование межго­сударственных взаимосвязей и обеспечивается преимуществен­но усилиями самих государств. По его мнению, реально существует межгосударственное право.

В доктрине существует дискуссия относительно обязательной силы международного права. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы международного права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств.

Ряд авторов так или иначе отрицают юридическую силу международного права. В конце 19 в немецкая и американские школы отрицали юридический характер норм международного права. Международное право рассматривалось как сочетание 2-х форм силы – формальной власти и потока решений, в которых предписания формулировались и применялись в целях сосуществования различных государств (М. Макдугал).

Высказываются мнения, что международное право пограничное явление между правом и политикой (Я. Шатаро, Япония). По мнению А. Лассона, «нормы международного права лишь правила мудрости».

Представляется, что юридически обязательная сила - необходимое качество нормы международного права, которое регулирует международные отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юридически обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом. Это находит подтверждение в принципе добросовестного выполнения обязательств в международных отношениях.

Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударствен­ной системы, и выступает как регулятор международных отношений. Эту функцию международного права выделяют во многих научных трудах и учебниках (Г.И. Тункин, И.И. Лукашук, С.В. Черниченко).

Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характе­ристика международного права как составной части формирую­щегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом внутригосударственное (на­циональное) право взаимодействующих государств. Имеется ввиду согласование, взаимодействие, в рамках которого опреде­ленные нормы международного права участвуют в регулирова­нии и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

Практическое значение имеет вопрос: к кому обращены нормы международного права? На наш взгляд, международное право выступает не только как регулятор международных отношений, но и регулятор внутригосударственных отношений.

В «Курсе международного права» утверждается, что «нормы международного права обязывают государства в целом, а не от­дельные его органы и должностные лица», а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответст­венных за обеспечение выполнения международных обяза­тельств, регулируются нормами внутригосударственного права.

По мнению С.В. Черниченко объектом международно-правового регулирования выступают межгосударственные отношения.

Между тем, применение международных норм во внутригосударственной сфере приобретает существенное значение, поскольку от этого зависит эффективность его норм. Представляется спорным вывод, что международное право «лишено механизма, способного регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, даже, если они выходят за пределы государственных границ» (И.И. Лукашук).

Сегодня многие внутренние дела регулируются с участием международного права, поэтому сфера функционирования международного права может быть распространена на внутренние дела. Д.Б. Левин полагал, что «внутренние дела государства - это не такие дела, которые государство не вправе сделать объектом международного регулирования, а такие, которые оно не обязано сделать объектом такого регулирования».

Регулируя непосредственно межгосударственные отношения, международный договор часто содержит положения, направленные на урегулирование отношений между внутригосударственными субъектами. Р.А. Мюллерсон правильно отмечает, что «государства путем согласования воль могут также создавать нормы, направленные на регулирование между их юридическими и физическими лицами».

Многие международ­ные договоры формулируют права и обязанности государственных органов, возлагая непосредственно на них ответственность за реализацию международных обязательств.

Возрастает количество международных договоров, отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам, юридическим лицам как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых международными нормами.

Одни и те же вопросы могут быть предметом как международно-правовых отношений, так и национально-правовых отношений. О частичном совпадении объекта международного и внутригосударственного права говорили как дореволюционные (П. Казанский), так и современные ученые - международники (Г.В. Игнатенко, Д.Б. Левин, С.Ю. Марочкин, Р.А. Мюллерсон, В.В. Терешкова).

Действительно, «ничто не мешает государству в силу его суверенитета распространить действие им же согласованных и принятых норм международного права в сфере внутреннего права для регулирования отношений с участием организаций и индивидов» (С.Ю. Марочкин).

Автор разделяет мнение, что «сфера международно-правового регулирования расширяется за счет объектов внутригосударственного регулирования, но не столько путем их «изъятия», сколько совместного регулирования». Международное право выступает как общий «правовой стандарт» для национальных правовых систем (Ю.А. Тихомиров).

Социальной функцией международного права является упрочение существующей системы международных отношений. Дж. Хау отмечал, «международное право призвано создать упорядоченное и стабильное международное общество, от чего все мы, государства и отдельные граждане, можем только выиграть».

Юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений в целях упрочение существующей системы международных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное право выполняет функцию интернационализации, направленную на расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании уважения к международному праву и охраняемым им интересам и ценностям.

2. Предмет международно-правового регулирования

Международное право регулирует международные правоотноше­ния, которые складываются:

а) между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватываю­щие международное сообщество государств в целом (предотвращение вредного искусственного влияния на природную среду, климат);

б) между государствами и международными межправительственными организациями (членство государства в международной организации);

в) между государствами и государственно-подобными образова­ниями, имеющими самостоятельный междуна­родный статус (открытие представительства Ватикана в России);

г) между международными межправительственными органи­зациями (взаимодействие Интерпола и ЮНЕСКО в розыске похищенных ценностей).

Нормами международного права регулируются также международные отношения негосударственно­го характера. Данные отношения выходят за пределы юрисдикции какого-либо отдельного государ­ства и становятся объектом совместной компетенции государств либо всего международного сообщества в целом. К ним относятся отношения между юридическими и физическими лицами различных государств, или отношения с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

Г.В. Игнатенко выделяет в особую категорию смешанные международные отношения государственно-негосударственного характера и относит к ним отношения государств с юридическими и физическими лица­ми, находящимися под юрисдикцией других государств, а так­же с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

Предмет регулирования международного права включает

  1. вопросы, которые являются исключительно международными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства (международная безопасность, вопросы охраны окружающей среды, режим открытого моря, исследование космоса, режим Антарктики).

  2. вопросы, не связанные с общечеловеческими интересами, но их разрешение возможно только при совместных усилиях двух или более государств (решение вопросов двойного гражданства; режим государственной границы, оказание правовой помощи по выдаче лиц, совершивших преступление).

  3. вопросы, урегулирование которых относится к внутренней компетенции государства, но в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств (осуществление уголовной юрисдикции в отношении преступлений международного характера, защита прав человека, оказание помощи в случае ядерной аварии).

  1. Особенности современного международного права

Международное право появилось вместе с возникновением государства и прошло слож­ный путь развития.

В литературе предлагают различную периодизацию истории формирования международного права. И.И. Лукашук выделяет следующие периоды:

- предыстория международного права (с древних веков до конца средних);

- классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

- переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

- современное международное право.

В древние века субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Международные нормы имели религиозный характер. Вместе с тем, появилась возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме, мало чем отличались от нынешних договоров. Однако, заключение договора скреплялось религиозной клятвой и сопровождалось обрядом жертвоприношения, иногда международные договоры обеспечивались обменом заложников.

Широкое распространение получили торговые договоры, чаще всего их заключали для признания прав за иностранцами. На взаимных началах между древнегреческими государствами был создан институт защиты прав иностранцев, предусмотрена выдача политических беженцев.

Государства постоянно направляли друг другу посольские миссии, послы пользовались неприкосновенностью.

Войны были повсеместным явлением, ведение войны считалось справедливым делом. Законы и обычаи войны закрепляли право сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя.

Появились нормы, регулирующие статус территорий, устанавливалась свобода плавания в открытом море.

В средние века заключались мирные и союзные договоры. Международные связи развивались внутри региона. Регулирование межгосударственных отношений осуществлялось обычаями. Предметом соглашений между государствами были договоры о мире, союзе, торговле, территориальных изменениях. Договоры заключались в письменной форме, появился институт гарантии договоров со стороны третьих государств.

Сформировалось посольское право: появились первые инструкции для послов, по прибытии в страну посол вручал верительные грамоты, нарушение неприкосновенности послов влекло наказание.

Сложилась обычная норма о праве прибрежного государства иметь территориальное море, его ширина определялась в соответствии с «правом пушечного выстрела», сформировались обычаи морской торговли.

Военные обычаи оставались жестокими, не было различия между воинами и мирными жителями, но была сделана попытка запретить отдельные виды оружия (арбалеты).

Появилась практика рассмотрения международных споров в третейских судах и арбитражах. В качестве арбитров выступали духовные и светские лица.

Важное значение имел Вестфальский трактат 1648 г, который установил систему европейский государств, их границы равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры.

Классическое международное право. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование «права, кот определяет отношения между народами и правителями». В практике государств он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем, он допускает, что «известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения, как между всеми государствами, так и между большинством из них».

Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще дипломатами использовалась юридическая аргументация. Великая французская революция оказала влияние на развитие международного права. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений.

Территориальные вопросы стали решаться на основе принципа территориального верховенства государств, Швейцария получила статус постоянного нейтралитета, на уровне договоров был закреплен режим свободы судоходства по международным рекам.

Получили правовое оформление вопросы о праве убежища и о правовом режиме иностранцев, было введено деление дипломатических агентов на классы и ранги. Венский конгресс 1814-1815 г запретил работорговлю, на Парижском конгрессе 1856 г официально было отменено каперство.

С развитием почты, телеграфа, железнодорожных сообщений остро стал вопрос об их международно-правовом регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. была принята Конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

На Гагаских конференциях мира (1899 г, 1906-1907 г.г.), было принято большое количество конвенций, направленных на гуманизацию правил ведения войны.

На этапе перехода от классического к современному международному праву в 1919 г. была учреждена Лига Наций, первая универсальная организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. О развитии механизма международно-правового регулирования свидетельствуют положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все международно-правовые споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта (Пакт Бриана-Келлога) об отказе от войны как орудия национальной политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН, положения которого отражали новое мышление. Устав закрепил становление новых принципов и норм между­народного права, прежде всего таких, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмеша­тельство в их внутренние дела, а позднее — отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угро­зы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека. В соответствии с Преамбулой Устава Организации Объе­диненных Наций между­народное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержа­ние международного мира и безопасности, «содействовать соци­альному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».

Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия как преступление против мира и безопасности человече­ства.

Сущностью современного международного права стал принцип мирного сосуществования государств. Устав Организации Объединенных Наций закрепил решимость государств «прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи».

В основу международных отношений был положен принцип сотрудничества. Государства приняли на себя обязательства развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государства­ми в соответствии с Уставом ООН).

Классическое международное право рассматривалось как «право цивилизованных народов», право «христианских государств». В соответствии с таким подходом из равноправного общения исключались слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

В современных отношениях государства признают «всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами» (Заключительный Акт СБСЕ 1975 г).

Международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые про­цедуры решения межгосударственных споров мирными средст­вами.

Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования международного права. Создание развитой системы международных организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоприменения.

Современному международному праву присуще тесное взаимодействие материальных и процессуальных норм. В международных договорах сформулированы как материальные, так и процессуальные нормы. Примером служит Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европей­ская конвенция о защите прав человека и основных свобод, многочисленные конвенции о борьбе с преступностью, Статут Международного уголовного суда и другие акты. В этой связи оправдана постановка вопроса о международ­ном процессуальном праве как самостоятельном нормативном комплексе, который можно рассматривать как отрасль между­народного права (Г.В. Игнатенко).

Существенным фактором совершенствования международ­ного права явились прогрессивные перемены в межгосударственных отношениях. Это иллюстрирует Всемирный саммит глав государств и правительств 2005 г. В Итого­вом документе закреплено, что «наши общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уваже­ние всех прав человека, уважение к природе и общая ответственность имеют важнейшее значение для международных отно­шений».

Международное право — это самостоятельный правовой комплекс и основанная на его нор­мах и реализующая эти нормы правовая система.

Междуна­родное право как особая правовая система имеет:

Особый предмет регулирования.

Предметом правового регули­рования являются преимущественно межгосударственные отно­шения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо междуна­родного сообщества государств в целом.

Самостоятельный круг субъектов.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, который благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм. Общепринятыми субъектами являются государства, народы, нации, борющиеся за создание независимого государства, международные организации, государствоподобные образования.

Особый порядок образования норм международного права.

Способом создания международных норм является согласование воль субъектов. Нормы международного права создаются государствами путем свободного волеизъявления и компромисса. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке: 1) достижение согласия относительно содержания нормы; 2) достижение согласия относительно признания правила поведения общеобязательным.

Особый механизм реализации норм международного права.

Го­сударства, являясь создате­лями международно-правовых норм, самостоятельно обеспечивают их реализацию. Процесс реализации включает в себя два вида деятельности – правовое и организационное обеспечение реализации и непосредственную деятельность по достижению результата. Выделяют международный и внутригосударственный механизмы реализации.

Особый круг источников.

Источниками международного права являются обычай, международный договор, правотворческие решения международных организаций, решения международных судебных органов.

Исторически сложилось деление на международное публичное и международное частное право. Международ­ное частное право - это совокупность норм, регулирующих международные отношения негосударственного характера, имея в виду прежде всего граж­данско-правовые и родственные им отношения с иностранным элементом. Такие правила содержатся не только в национальном законодательстве, но и в международных договорах и международных обычаях.

Вопрос о соотношении международного публичного права и международного частного права является дискуссионным. Весь спектр мнений по вопросу о разграничении международного частного и публичного права можно свести к трем основным направлениям:

1) одни ученые с позиций единства объекта относят МЧП к международному праву «в широком смысле» (С. Б. Крылов, В. Э Грабарь, И.П. Блищенко, С. А. Малинин, Д.И. Фельдман, Л.Н. Галенская);

2) другие исходят из концепции внутригосударственной природы международного частного права (М.И. Брун, И.С. Перетерский, С.И. Лебедев, Л.А. Лунц, Г.К. Матвеев, О.Н. Садиков, М.М. Богуславский, Дж. Чешир, Г.К. Дмитриева);

3) третье направление, исходит из двойственности норм МЧП: норм международно-правовых и норм внутригосударственных (А. Н. Макаров, Р. А. Мюллерсон, В.Г. Храбсков). Еще в 1907 году Г.Ф. Шершеневич отметил, что различие между частным и публичным правом, «установившееся исторически и упорно поддерживаемое, скорее сознается инстинктивно, чем основывается на точных признаках». Сходный взгляд у М. М. Агаркова, который полагает, что «разделение на публичное и частное право покоится не на принципиальных основаниях, а на исторически сложившихся традициях».

Разграничение частного и публичного права проводится еще по ряду критериев: различие цели рассматриваемых норм, содержание и субъектный состав регулируемых отношений, характера норм и другие.

Некоторые элементы частного права тесно переплетаются с отдельными элементами публичного права, кроме того, наблюдается сходство характера норм той и другой ветви права. «Целеустремленность обоих, — писал И. С. Перетерский, — является однородной». Исходные начала для международного публичного и частного права едины, поскольку речь идет о регулировании отношений, возникающих в международной жизни. Ряд авторов отмечает, что некоторые принципы международного публичного права имеют фундаментальное значение для сферы международного частного права и находят в нем свое отражение (Л.Н. Галенская).

Фактором, сближающим международное публичное и частное право, является возрастание количества международных договоров, в нормах которых переплетаются публичные (межгосударственные) и частно - правовые аспекты.

Конституция РФ, квалифицируя нормы международного права как составную часть российской правовой системы, не проводит различие между публичной и частной природой этих норм. В международные отношения могут вступать не только государства, но и международные организации, юридические и физические лица, общественные организации, транснациональные компании. Соответственно, правовое регулирование этих отношений осуществляется как нормами международного публичного права, так и нормами международного частного права.

4. Система международного права

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Традиционно в международном праве выделяют такие отрасли: право международных договоров, дипломатическое и консульское право, право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право, международное морское право, международное космическое право. Однако, содержание и наименование многих отраслей оживленно обсуждается в науке. Нет единого мнения о международном гуманитарном праве, международном уголовном праве, международном экономическом праве.

В пределах отраслей существуют правовые институты нор по конкретным вопросам регулирования. Например, в международном морском праве сложились группы норм, регулирующие режим территориального моря, открытого моря, континентального шельфа, исключительно экономической зоны, Района морского дна.

В литературе выделяют общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функциональ­ного назначения, - нормы о международной правосубьектности, нормы о международном правотворчестве, нормы о международном правоприменении (Г.В. Игнатенко).

Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Системе права присуща характерная для нее структура. Международное право имеет сложную нормативную струк­туру. Основные принципы международного права составляют ядро системы и имеют определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования. Международное право включает единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Систему международного права следует отличать от международной нормативной системы. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании международных отношений. В нее входят политические, правовые, моральные и иные международные нормы.

По своей природе политические нормы представляют согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юридическую, а политическую обязательную силу. Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений. Санкции при нарушении политических норм заключаются в отрицательной реакции государств и международных организаций на нарушение этих норм. Связь политических и правовых норм двусторонняя. Политические нормы создаются и осуществляются, не вступая в противоречие с международным правом. С другой стороны, правовые нормы создаются и реализуются с учетом существующих политических норм.

Появление многочисленных международных органов и организаций вызвало к жизни большое количество норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием государств. Организационные нормы - это нормы внутреннего права международных организаций.

Отношения государств могут регулироваться обыкновениями. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юридическая сила, становится обычной нормой международного права.

Участники международного общения могут руководствоваться правилами международной вежливости. Это - не обладающие юридической силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Например, реторсия представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки международного права, действия.

Рекомендованная литература

Дмитриева Г. К. Мораль и международное право / Г.К. Дмитиева. М., 1991.

Мовчан А.П. Международное право и мировой порядок / А.П. Мовчан // Москов. журн. междунар. права. 1993. № 2.