3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
Европейский Суд по правам человека действует на постоянной основе. Число судей в составе суда равно числу государств-участников Конвенции. Они избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. По достижении 70 лет судья должен уйти в отставку. Членом суда может стать лицо, обладающее высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, которые предъявляются при назначении на высокие судебные должности на национальном уровне, либо быть юристом с признанным авторитетом.
Для рассмотрения дел в Европейском суде образованы Комитеты, состоящие из 3-х судей, Палаты - из 7 судей и Большая Палата - из 17 судей.
Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования ЕКПЧ или Протоколов к ней, либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед палатой вопрос противоречит сложившемуся прецедентному праву.
Передача заявления в Большую Палату может произойти на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, что ни одна сторона в споре не возражает против этого. Председатель Суда, Председатели Палат и Судья, представляющий заинтересованное государство могут участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел.
Комитет по правам человека является квазисудебным органом, поскольку рассматривает заявления в рамках специальной процедуры, которая не является публичным судебным рассмотрением.
Индивидуальная жалоба рассматривается в межгосударственном органе на предмет приемлемости. Если жалоба признана приемлемой, то дело рассматривается по существу.
Процедура рассмотрения дела Европейским Судом осуществляется в письменной и устной форме. В Комитете по правам человека рассматривает дела в закрытом заседании и использует только предоставленные сторонами письменные материалы.
Европейский Суд выполняет посреднические функции между сторонами,
Определяется срок, в течение которого должны быть поданы меморандумы и прочие документы. До его истечения стороны вправе подавать предварительные возражения в отношении юрисдикции, приемлемости и по другим процедурным или юридическим вопросам, требующим ответа Суда.
Государству-ответчику посылается жалоба, по получении ответа на нее и комментария правительства, они направляются заявителю. Если это необходимо, то для сторон проводятся консультации. В целях изучения дела осуществляется расследование, которое имеет конфиденциальный характер. Основные усилия Суда на этом этапе направлены на достижение полюбовного урегулирования вопроса между сторонами на основе уважения прав человека.
Дружественное урегулирование представляет собой взаимные уступки заявителя и государства-ответчика. Однако фактически единственной «уступкой» со стороны заявителя может быть отзыв его жалобы, иногда вместе с обязательством не возбуждать судебное дело в связи с этим вопросом в других международных или национальных судебных органах. Часто стороны договариваются о выплате определенной денежной суммы, особенно в тех случаях, когда восстановить нарушенное положение не возможно. По некоторым заявлениям, в которых речь идет, например, о нарушении правил задержания, государству-ответчику достаточно выпустить задержанного, изъять протоколы обвинения или обеспечить, чтобы необоснованное обвинение не ставило под угрозу профессиональную карьеру заявителя и т.д. Дружественное урегулирование спора не освобождает государство от обязанности внести изменения в законодательство или правоприменительную практику, которыми было вызвано нарушение ЕКПЧ.
Один из членов суда подготавливает доклад по данному делу, в нем содержится информация, позволяющая сделать выводы о фактах и нарушенных правах. Доступ к материалам дела является открытым. В исключительных случаях может быть принято решение об обратном с обязательным указанием причины, - например, необходимость обеспечения защиты частной жизни заявителя. Эти же правила распространяются и на слушание дела.
При устном разбирательстве заслушивается докладчик и стороны. По своему желанию заявитель может выступать сам или передать эти полномочия законному представителю. В отдельных случаях Суд может принять решение о необходимости участия самого заявителя.
По просьбе одной из сторон Суд может провести экспертизу, вызвать свидетелей, экспертов или любое другое лицо, чьи показания или заявления могут существенно повлиять на ход рассмотрения дела и на вынесение судебного решения. Связанные с этим расходы несет та сторона, от которой исходила инициатива. В исключительных случаях они могут быть отнесены на счет Совета Европы.
На любой стадии рассмотрения суд может исключить жалобу из списка дел, если из анализа обстоятельств будет следовать, что заявитель не намерен добиваться дальше рассмотрения своего дела, или вопрос был уже урегулирован дружественной процедурой или по другой обоснованной причине. В случае примирения выносится краткое решение с изложением фактов и условий примирения, которое направляется сторонам и Комитету министров, который осуществляет надзор за выполнением взятых сторонами обязательств.
Судебное решение (как и решение в Комитете по правам человека) принимается большинством голосов тайным голосованием. Каждый судья, рассматривающий дело и участвующий в вынесении решения, имеет право приложить собственное мнение, независимо от того совпадает оно или расходится с мнениями большинства.
Решение Европейского Суда окончательное и обжалованию не подлежит. Контроль за исполнением решения осуществляет Комитет Министров Совета Европы.
В решении международного органа указывается, имело ли место нарушение международного договора и если да, то каких конкретно положений. В компетенцию Европейского Суда входит определение компенсации за ущерб, причиненный нарушением стандартов в области прав человека. В соответствии со ст. 41 ЕКПЧ потерпевшей стороне предоставляется справедливое возмещение, справедливое удовлетворение, если Суд установит, что имело место нарушение Конвенции или протоколов к ней. Европейский Суд не всегда определяет размер компенсации в самом судебном решении, позволяя заинтересованному государству самому урегулировать этот вопрос с заявителем. Размер справедливого возмещения различен: 1 франк был присужден француженке, убившей мужа и долгое время находившейся в тюрьме до суда, что было признано Европейским Судом как нарушение ЕКПЧ; 250 000 евро было присуждено в деле Михеев против России заявителю, в отношении которого были применены пытки.
В отличие от решений Европейского Суда Комитет по правам человека не определяет конкретную сумму компенсации в связи с допущенными нарушениями, а лишь обязывает государство таковую назначить и выплатить.
Особого внимания заслуживает вопрос о степени обязательности для государства решений, принимаемых межгосударственными органами.
Комитет по правам человека доводит до сведения государства свою позицию и рекомендует устранить нарушение прав человека в отношении заявителя, если Комитетом признано нарушение. Представляется, что государства, признавшие юрисдикцию Комитета, не вправе игнорировать мнение Комитета и обязаны выполнять его решение.
Европейский Суд по правам человека выносит обязательное для сторон решение. В п.11 Постановления от 10.10.2003 г. Верховный Суд РФ подчеркнул, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. В силу п. 1 ст. 46 Конвенции эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов.
Представляет интерес и механизм реализации решения Европейского Суда в рамках национальной правовой системы. Суд не вправе отменить национальные решения и предписывать конкретные меры, т.к. это относится к внутренней компетенции государства.
В соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит. Вместе с тем, согласно ст. 53 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Высокие договаривающиеся Стороны обязуются выполнять решения Суда по любому делу, в котором они являются сторонами». Это означает, что решение Европейского Суда по правам человека может привести к пересмотру решения Конституционного Суда РФ или Верховного Суда РФ.
Согласно ст. 413 УПК РФ вступившие в силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и возобновлено производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В числе таких обстоятельств установленное Европейским Судом нарушение Европейской Конвенции. К сожалению, российское законодательство не содержит четких предписаний о механизме подобного пересмотра.
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).