logo
Междунар право конспекты лекций

3. Дипломатические представительства.

Для установления дипломатических отношений необходимо признание de-jure и взаимное согласие государств. Признание de-jure не порождает самих дипломатических отношений, а лишь предоставляет возможность их установления. И между ними может быть разрыв во времени. Так, СССР признал ОАЭ в 1971 году, а обмен дипломатическими представительствами произошел лишь в 1985 г.

Учреждение постоянных дипломатических представи­тельств осуществляется по взаимному соглашению, выражен­ному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установле­нии дипломатических отношений. Например, дипломатические отношения с Боснией и Герцеговиной были установлены на уровне посольств, соответствующая договоренность была оформлена путем обмена нотами (Указ Президента Об установлении дипломатических отношений с Боснией и Герцеговиной от 5.12. 96 г.).

Дипломатическое представительство — это орган аккредитую­щего государства, учрежденный на территории государства пре­бывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

В Венской Конвенции о дипломатических сношениях употребляется термин «представительство». Различают следующие виды ди­пломатических представительств: 1) посольства — представи­тельства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и пол­номочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) мис­сиипредставительства, возглавляемые чрезвычайными и пол­номочными посланниками; 3) иные официальные представи­тельства, имеющие иное название (например, предста­вительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России, представительство ЕЭС в Канаде).

Уровень представительства определяют государства. Все дипломатические представительства, независимо от ви­да, имеют официальный правовой статус, одни и те же приви­легии и иммунитеты.

Дипломатическое представительство возглавляет глава представительства.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., подразделяются три класса: 1) класс послов и нунциев, аккредитуемых при гла­вах государств; 2) класс посланников и интернунциев, аккреди­туемых также при главах государств; 3) класс поверенных в де­лах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Класс главы дипломатического представительства определя­ется по соглашению государств. В назначении главы представительства можно выделить следующие этапы: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы ди­пломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представи­тельства; 3) выдача верительной грамоты. Этот документ, подписанный гла­вой аккредитующего государства, удо­стоверяет официальный статус главы дипломатического представительства, аккредитованного в этом качестве в госу­дарстве пребывания. Раньше функцию верительной грамоты выполнял перстень государя; 4) с момента вручения верительных грамот главе государст­ва, принимающего дипломатического представителя лицо считается приступившим к своим обязанностям.

Деятельность представительства прекращается в случаях, когда дипломатические отношения между государствами временно прерваны или разорваны; когда между государствами возникло состояние войны; когда одно из государств прекращает свое существование как субъект международного права.

Функции дипломатического агента прекращаются

а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания, что функции дипломатического агента прекращены

б) в случае признания государством пребывания дипломатического агента нежелательным лицом. Совершение дипломатическим агентом серьезного правона­рушения может стать основанием для объявления его нежела­тельным лицом (persona поп grata). В таком случае аккредитую­щее государство должно отозвать такое лицо.

В штат дипломатического представительства включается дипломатический, административ­но-технический и обслуживающий персонал.

Члены дипло­матического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с суще­ствующими в стране правилами относительно прохождения ди­пломатической службы. В Положение О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов названы следующие ранги: послы, посланники, советники, секретари, атташе. Лица, которым присвоены ди­пломатические ранги, сохраняют их пожизненно.

По общему правилу, дипломатический персонал состоит только из граждан аккредитующего государства (ст. 8 Венской Конвенции 1961 г). К дипломатиче­скому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, а также специалисты по областям со­трудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Члены дипломатического персонала назначаются ведомством иностранных дел аккреди­тующего государств без предварительного запроса. В соответствии с Вен­ской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., государство пребывания может предложить, чтобы имена военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее российское законодательство предусматри­вает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

Совокупность глав дипломатических представительств, аккредитованных в данной стане пребывания, составляют дипломатический корпус. В широком смысле слова дипломатический корпус состоит не только из глав дипломатических представительств, но включает в себя дипломатический персонал всех иностранных представительств, а также членов их семей. Возглавляет дипломатический корпус дуайен, как правило, старший по возрасту и по времени пребывания в данной стране.

Административно-технический персонал включает заведующе­го канцелярией, финансовых работников, переводчиков, дело­производителей и др. К обслуживающему персоналу относятся врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Основные функции дипломатического представительства закреплены в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в преде­лах, допускаемых международным правом;

в) ведение перегово­ров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Дипломатическое представительство может выполнять консульские функции.

Согласно Положению о Посольстве РФ в числе основных задач и функций Посоль­ства, наряду с названными в Конвенции:

- обеспече­ние национальных интересов, реализация внешнеполитическо­го курса РФ в государстве пребывания;

-распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политики РФ;

- осуществление контро­ля за выполнением договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

- защита имущественных прав и интересов России в государстве пребывания;

- осуществление необхо­димых мер по обеспечению безопасности Посольства, его со­трудников и членов их семей.

Функции дипломатических представительств и консульских учреж­дений могут быть закреплены в международных договорах. Согласно договорам о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам дипломатические представительства или консульские учреждения выполняют поручения компе­тентных органов аккредитующего государства. Например, ст. 11 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам предусматривает ­право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.

Функции дипломатических представительств могут быть закреплены в национальном зако­нодательстве. Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Рос­сийской Федерации, заявления по вопросам гражданства.

В составе посольств РФ в отдельных странах функционируют представители соответствующих министерств. Например, в Посольстве РФ в Эстонии создан отдел социального обеспечения.

Дипломатическое представительство при осуществлении своих функций обязано уважать законы и обычаи государства пребывания, не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

В этой связи интерес представляет интерес институт дипломатического убежища. Договорное оформление этот институт получил в Гаванской Конвенции об убежище 1928 г., согласно которой допускается предоставление убежища преследуемым лицам на территории дипломатического представительства. В настоящее время данный институт получил юридическое закрепление в странах Латинской Америки. На региональном уровне этот вопрос урегулирован Межамериканской конвенцией о праве дипломатического убежища.

Международный Суд ООН дал ограничительное толкование нормам Конвенции 1928 г., указав, что предоставление убежища может быть только кратковременным и не может изымать гражданина из-под юрисдикции государства гражданства. Международное право запрещает предоставление убежища в дипломатических представительствах. Согласно п. 3 ст. 41 Венской Конвенции 1961 г., по­мещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями.