4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
Гражданское население рассматривается в качестве бенефициара международного права. Оно находится под защитой международного сообщества. Гражданское население оккупированной территории пользуется специальными гарантиями своей безопасности. Оно и территория его проживания не могут быть объектами военных нападений.
Гражданские объекты, особенно необходимые для жизнедеятельности гражданского населения или потенциально опасные, подвергаются защите. Не могут быть объектом нападения.
Театр военный действий по возможности не должен располагаться вблизи населенных пунктов. Если этого не удается избежать, то воюющие державы должны делать заблаговременные предупреждения, чтобы гражданское население могло эвакуироваться из опасного района.
На оккупирующей державе лежит ответственность за жизнь гражданского населения на территории оккупации. Оккупационная администрация обязана сделать все от нее зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью.
Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и об его способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которые они не совершали (коллективные наказания).
Оккупирующая держава должна уважать собственность гражданского населения. Грабеж запрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории.
Захват, повреждение или уничтожение образовательных, научных и благотворительных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться.
Оккупирующая держава может реквизировать имущество частных лиц в случае военной необходимости с компенсацией или последующим возвратом. Также войска могут находиться на постое у частных лиц. Это не приводит к появлению у оккупирующей державы прав собственности на это имущество.
Оккупирующая держава должна обеспечить жизнедеятельность населения:
- не допустить распространения голода;
- обеспечивать питьевой водой;
- обеспечивать медикаментами
- не уничтожать продовольствие, сельскохозяйственные объекты, посевы;
- не причинять ущерб здоровью населения и окружающей среде;
- отправление религиозных обрядов;
- получение гуманитарной помощи.
Статус раненных и больных могут получить и комбатанты, и некомбатанты, и гражданское население, если они вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
По окончании боевых действий каждая из воюющих сторон должна подбирать раненых и обеспечивать им лечение и уход.
Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. С ними нужно обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Раненых и больных даже с их согласия запрещается подвергать физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки (за исключением случаев, продиктованных необходимостью лечения).
Раненые и больные содержатся в достойных условиях. После излечения могут подвергаться препровождению в лагерь для военнопленных или интернированию, репатриации.
Медицинские формирования пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения. Оккупирующая держава обязана обеспечивать, чтобы медицинские потребности гражданского населения на оккупированной территории продолжали удовлетворяться.
Оккупирующая держава не может реквизировать гражданские медицинские формирования, их оборудование, их материалы или привлекать в принудительном порядке к труду их персонал, пока эти ресурсы необходимы для обеспечения надлежащего медицинского обслуживания гражданского населения и для непрерывного ухода за ранеными и больными, уже проходящими лечение.
Лица, выполняющие медицинские функции, не могут принуждаться к нарушению норм медицинской этики, включая разглашение врачебной тайны.
Медицинские учреждения должны быть не только на суше, но и на море для помощи раненым, больным и потерпевшим кораблекрушения. Для этих целей используют госпитальные суда и спасательные плавучие средства. Эти суда и средства в полном объеме пользуются защитой, предоставляемой медицинским учреждениям. Они также могут пользоваться защитной символикой.
Значительную роль в помощи раненым, больным и гражданскому населению (жертвам войны) играет деятельность Международного Комитета Красного Креста. Организация была основана в 1863 году швейцарцем Жаном Анри Дюнаном. Штаб-квартира находится в Женеве. Представительства организации расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации.
МККК упоминается в Женевских конвенциях. Символика, созданная для МККК (красный крест, красный полумесяц, красный лев, красный кристалл), находится под международной защитой так же, как и символика межгосударственных организаций. Статус МККК включает привилегии и иммунитеты, сравнимые с межгосударственными организациями.
МККК занимается координацией усилий Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца по оказанию гуманитарной помощи в ситуации вооружённого конфликта и распространению знаний о международном гуманитарном праве и универсальных гуманитарных принципах с целью предотвращения страданий людей.
Основные органы управления МККК:
1. Ассамблея – высший орган.
2. Совет Ассамблеи – действует поручению Ассамблеи.
3. Президент – высшее должностное лицо, обеспечивает деятельность Ассамблеи и Совета Ассамблеи.
4. Директорат – исполнительный орган, состоит из Генерального директора и трёх директоров.
5. Контрольный орган.
МККК в своей деятельности руководствуется принципами:
- гуманности;
- беспристрастности;
- нейтральности;
- независимости;
- добровольности;
- единства – в каждой стране может создаваться только одно Национальное Общество Красного Креста;
- универсальности – всемирность движения.
МККК постоянно упоминается в Женевских конвенциях 1949 года как организация, на которую международное сообщество возлагает обязанности в области помощи жертвам войны. Более того, с уважением к статусу МККК должны относиться все воюющие стороны. Сам Комитет называет себя хранителем международного гуманитарного права.
В задачи МККК входит:
- посещение военнопленных и лиц, задержанных в связи с вооруженным конфликтом;
- розыск пропавших без вести;
- содействие обмену посланиями между разлученными членами семей;
- воссоединение разлученных родственников;
- предоставление чистой воды, продуктов и медицинской помощи тем, кто в этом нуждается;
- содействие соблюдению международного гуманитарного права;
- мониторинг соблюдения международного гуманитарного права;
- участие в развитии международного гуманитарного права.
В настоящее время офисы МККК расположены в государствах, чье население в силу разных причин нуждается в помощи МККК. Как правило, там ведутся вооруженные конфликты немеждународного характера. Так, на протяжении 2007 года МККК выполнял миссии в Восточном Тиморе, Демократической Республике Конго, Ираке, Уганде, Израиле и Палестине, во многих других государствах.
- Раздел 1. Международное право в системе международных отношений
- Раздел 2. Субъекты международного права
- Раздел 3. Нормы, источники и принципы
- Тема 1. Нормы и источники международного права
- Тема 2. Принципы международного права
- Раздел 4. Соотношение международного и внутригосударственного права
- Тема 1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
- Тема 2. Реализация норм международного права
- Раздел 5. Мирное разрешение международных споров
- 1. Понятие международного спора
- 2. Международные переговоры и консультации
- 3. Международные следственные и согласительные комиссии
- 4. Добрые услуги и посредничество
- 5. Разрешение споров в международном третейском суде
- 6. Компетенция Международного суда оон по разрешению международных споров.
- 7. Разрешение споров в рамках международных организаций
- Раздел 6. Право международных договоров
- 1. Понятие и источники права международных договоров.
- 2. Понятие и виды международных договоров.
- 3. Стадии заключения договоров.
- 4. Действие и применение договоров.
- 4. Способы толкования договоров.
- 5. Основания и виды недействительности международных договоров.
- 6. Прекращение и приостановление действия договоров.
- Раздел 7. Ответственность в международном праве
- 1. Понятие и юридическая природа международной ответственности.
- 2. Основания международной ответственности.
- 3. Виды и формы международной ответственности. Санкции и контрмеры в международном праве.
- 4. Порядок привлечения к международной ответственности.
- Раздел 8. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.
- 2. Органы внешних сношений
- 3. Дипломатические представительства.
- 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 5. Консульские представительства
- 6. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
- 7. Постоянные представительства при международных организациях.
- 8. Торговые представительства
- 9. Специальные миссии
- 10. Международные конференции
- Раздел 9. Право международных организаций
- Тема 1. Универсальные международные организации
- 1. Понятие, источники права международных организаций.
- 2. Международные организации: понятие, виды и функции.
- 3. Оон: организационно-правовая структура, компетенция.
- Тема 2. Региональные международные организации. Региональные и субрегиональные международные организации
- 1. Обсе: природа учредительных актов, организационно-правовая структура, основные направления деятельности.
- 2. Европейский Союз.
- 3. Совет Европы: органы, основные направления деятельности.
- 5. ЕврАзЭс и еэп как попытка формирования Общего рынка на постсоветском пространстве.
- Раздел 10. Право международной безопасности
- 1. Понятие международной безопасности.
- 2. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.
- 3. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы.
- Раздел 11. Территория и международное право
- Раздел 12. Международная защита прав человека
- 1. Международные стандарты прав человека
- 2. Правовое закрепление международных стандартов
- 3. Международные механизмы защиты прав человека
- 3.1. Международные процедуры
- 3.2. Критерии приемлемости индивидуальной жалобы
- 3.3. Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб
- 4. Международно-правовые вопросы гражданства
- Раздел 13. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
- 2. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов.
- 3. Понятие, виды и правовой статус участников вооруженных конфликтов.
- 4. Защита гражданского мирного населения, раненных и больных.
- 5. Защита культурных ценностей и гражданских объектов в период вооруженного конфликта.
- Раздел 14. Международное уголовное право
- 1. Виды, формы и основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
- 2. Международные преступления и преступления международного характера.
- 3. Понятие и виды правовой помощи по уголовным делам.
- 4. Экстрадиция. Передача осужденных.
- 5. Деятельность международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол.
- 6. Международные трибуналы.
- Раздел 15. Международное экономическое право
- Раздел 16. Международное морское право
- Раздел 17. Международное экологическое право
- 5. Изменение климата и проблемы охраны окружающей среды
- Раздел 18. Международное воздушное право
- 3. Международная организация гражданской авиации (икао).