Вопрос 7 Понятие, классификация и эволюция принципов управления.
Развитие принципов управления
Уже в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления. Административный гений римлян, проявившийся в создании эффективной системы управления, превратил Рим из маленького городка в столицу огромной империи.
Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях. Наконец, промышленная революция, развернувшаяся в XVIII в., характеризовалась стремительным ростом числа мануфактур, ожесточенно конкурировавших друг с другом. В конечном счете поиски наиболее эффективной стратегии предприятия в этих условиях и привели к возникновению науки управления как академической дисциплины.
Возникновение современной теории управления часто связывают с именем Фредерика Тейлора, бывшего безусловным лидером всего движения научного менеджмента между 1883 и 1911 гг. Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими. Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной теории управления Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы.
Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы:
1. Принципы, описывающие функции управления (Анри Файоль);
2. Общие принципы построения организационной структуры (Джеймс Муни и Алан Рейли);
3. Свод синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное управление (Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик).
Анри Файоль: функции и принципы управления
Анри Файоль (1841-1925), вероятно, имеет больше всего прав на то, чтобы называться отцом-основателем современного управления. Он начинал свою карьеру в качестве горного инженера в одной из французских промышленных компаний. Будучи одним из ее директоров, он за несколько лет превратил фирму из почти банкрота в высокоприбыльное предприятие.
Файоль рассматривает управление как процесс, имеющий место во всех без исключения организациях - военных, государственных, промышленных, коммерческих и религиозных, - вне зависимости от их характера и размера. Он выделяет 6 основных сторон деятельности, 5 функций и 14 принципов, которые должны воплощаться в работе управленцев высшего звена.
Основные стороны деятельности включают:
1. Техническую: производство продукта.
2. Коммерческую: закупку товаров, продажу и обмен готовой продукции.
3. Финансовую: получение и использование капитала.
4. Обеспечение безопасности труда и собственности.
5. Ведение отчетности.
6. Собственно управление, в котором Файоль выделяет 5 функций, или типов задач, менеджера:
1) Планирование. Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.
2) Организация. Конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.
3) Командование. Оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.
4) Координация. Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.
5) Контроль. Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил.
Как видно из этого перечня, Файоль отводит основную роль функциям планирования и организации, в то время как все остальные служат их дополнением и развитием. 14 принципов были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:
1. Разделение труда. Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает затраты.
2. Полномочия. Власть и право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения от других людей составляют ключевой элемент любой организации. Полномочия могут быть получены либо за счет занятия формальной позиции, либо за счет неформального статуса.
3. Дисциплина. Контроль необходим для обеспечения порядка и эффективности. Лучший способ поддержания дисциплины - подбор хороших руководителей, ясные и недвусмысленные формулировки прав и взаимных обязательств руководителей и подчиненных и вынесение любых наказаний исключительно на основании установленных правил.
4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения от одного и только одного руководителя. Этот принцип определяет направления коммуникации внутри организации.
5. Единство направления. Вся деятельность учреждения в одном из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом.
6. Субординация. Личные интересы подчинены общим. Интересы организации превыше всего.
7. Вознаграждение. Файоль осознавал, что реальный размер вознаграждения определяется многими факторами, часто не зависящими ни от достоинств вознаграждаемого, ни от желаний вознаграждающего, но считал, что управленцы должны стремиться к наибольшему соответствию между ними.
8. Централизация/децентрализация. Понятие централизации указывает на состояние, когда все решения принимаются на высших уровнях организации, а роль низших сводится к их исполнению. Децентрализация описывает положение дел, когда право принимать ответственные решения делегируется на нижние уровни. В больших организациях децентрализация является жизненно необходимой.
9. Вертикаль власти. Отношения подчинения, связывающие руководителя всей организации через цепочку руководителей низших уровней с каждым из служащих. Однако существование слишком жесткой иерархии снижает гибкость организации и ее способность реагировать на изменение обстоятельств, поэтому учреждения, действующие в нестабильной среде, как правило, допускают нарушения вертикали власти и участие подчиненных в принятии решений наравне с руководителями.
10. Порядок. Последовательность или устройство вещей, событий и действующих лиц, которое обеспечивает свое место для каждого. Этот принцип требует, чтобы в каждой организации существовал план, отражающий ее порядок.
11. Равенство. Отношение руководителя к подчиненным должно быть тактичным, доброжелательным и справедливым. Никому не должно отдаваться предпочтение по личным мотивам.
12. Стабильность. Работа с персоналом должна строиться на неизменных принципах, делающих действия руководителей предсказуемыми для подчиненных. Это обеспечивает уверенность в будущем и чувство безопасности.
13. Инициатива. Служащих следует побуждать подавать новые идеи и предложения, которые можно будет использовать на благо организации.
14. Корпоративный дух (espri do corps). Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и единства в организации.
Принципы Файоля были с энтузиазмом встречены на европейском континенте, и некоторые правительственные учреждения, например, французское Министерство почт, телеграфа и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им. Через некоторое время они нашли сторонников и в Соединенных Штатах, где были дополнены и переработаны новым поколением исследователей, в частности Муни и Рейли.
- Вопрос 1 Эволюция научных концепций и научных школ управления
- Вопрос 2Американская, европейская, японская модели управления: сравнительная характеристика
- Вопрос 3 Российская модель управления: основные черты и тенденции развития. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли в XX веке.
- Вопрос 4 Система управления и исследование систем управления
- Вопрос 5 Понятие и сущность управления. Виды и уровни управления
- Вопрос 6 Функции управления, их взаимосвязь и роль в системе управления.
- Вопрос 7 Понятие, классификация и эволюция принципов управления.
- Вопрос 8 Методы управления.
- Вопрос 9 Целевое управление, управление ориентированное на результат, ситуационное управление
- Вопрос 10 Управление рисками.
- Вопрос 11 Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности
- Вопрос 12 Стратегическое управление: понятие, основные подходы, типы, виды стратегий
- Вопрос 13 Понятие и показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
- Вопрос 14 Менеджер: понятие роли, типы и требования. Лидерство и стили управления
- Вопрос 15 Понятие и основные функции управления персоналом
- Вопрос 16 Миссия и цели организации
- Вопрос 17 Иерархия и ее роль в функционировании организации
- Вопрос 18 Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии оценки среды (реsт-анализ, swot- и snw-анализ).
- Вопрос 19 Понятие, элементы и виды организационных структур.
- Вопрос 20 Коммуникации в управлении.
- Вопрос 21 Организационное проектирование: понятие, модели, методы, задачи, технологии
- Вопрос 22 Управленческое решение: методы разработки, принятие, реализация и оценка последствий
- Вопрос 23 Особенности управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления
- 24. Понятие и система государственной службы рф
- 25. Основные права и обязанности гос.Гражданского служащего рф
- 26. Ограничения и запреты для гражданских и муниципал. Служащих рф
- 27. Ответственность гос. Гражданских и муниципальных служащих рф:
- 28. Гос. Гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения
- 29. Прохождение гос. Гражд. Службы рф
- 30. Гос. И обществен. Контроль за гос. Гражданской службой рф
- 31. Основные гарантии для гос. Гражд. Служащих рф
- 32. Условия и порядок рассмотрения споров в гос. Гражд. Службе рф
- 33. Управление гос. Гражд. Службой рф
- 34. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации (на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).
- 35. Основные направления и проблемы реформирования гос. Службы рф
- 36. Основные концепции бюрократии. Бюрократия и бюрократизм в сфере гос.Службы
- 37. Коррупция в системе гос. Службы рф: причины и пути ограничения
- Вопрос 38
- 39. Понятие муниципальной службы и ее взаимосвязь с гос. Гражданской службы рф
- 40. Правовое регулирование муниципальной службы в рф
- 41. Муниципальная должность, понятие, виды, способы замещения.
- Раздел 3
- Государственное управление как система. Формы и методы государственного управления
- Особенности Российского федерализма. Феномен сложнопостроенного субъекта
- 44. Конституционно - правовой статус рф и ее субъектов
- 45. Порядок избрания и конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
- 46. Органы исполнительной власти рф: структура, формирование, проблемы взаимодействия.
- Федеральное собрание Российской Федерации: конституционно правовой статус, структура, формирование
- 48. Судебная система рф. Прокуратура рф.
- 49. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации
- Задачи и механизмы организации связей с общественностью в органах государственного управления
- Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления:
- Законодательные органы гос. Власти субъектов рф: статус, структура, компетенция и порядок формирования
- 53. Органы исполнительной власти субъектов ры: понятие, виды порядок формирования и компетенция.
- Правовое регулирование порядка обращения граждан в органы гос. Управления. Производство по административным жалобам граждан
- Политические партии и иные общественные организации и их роль в государственном управлении
- Вопрос 56
- Вопрос 57
- Вопрос 58 Управление экономическим развитием региона: основные формы и методы
- Вопрос 59 Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.
- Вопрос 60 Порядок разработки и реализации региональных целевых программ
- Вопрос 61 Основные формы и методы управления государственным и муниципальным имуществом
- Вопрос 62 Финансовые ресурсы субъектов рф, деятельность органов государственной власти, по управлению ими
- 63. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции
- 64. Институты непосредственного народовластия системе местного самоуправления
- 65. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, ответственность
- Глава муниципального образования и исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления: понятие, правовой статус, признаки
- 67. Понятие, виды и система муниципальных правовых актов
- 68. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований
- 69. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
- Вопрос 70
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами
- Вопрос 73 Государственная и муниципальная инвестиционная политика
- Вопрос 74 Институт полномочного представителя Президента рф. Федеральные округа.
- Вопрос 75 Государственное регулирование недропользования.
- Раздел 5 Закона рф "о недрах" установил систему платежей, взимаемых при пользовании недрами:
- 63.Бюджетная система и бюджетный процесс.
- 64. Региональная государственная политика в социальной сфере