Вопрос 72 Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами
Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить существующие в настоящее время нижеуказанные субъекты управления и субъекты права.
1. Субъектами управления являются:
· представительные органы РФ и муниципальных образований; · государственные исполнительные органы; · исполнительные органы муниципальных образований.
2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами:· хозяйствующие субъекты;
· органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством;· физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.
Земельным законодательством в соответствии с их целевым назначением все земли Российской Федерации подразделяются на семь категорий:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов (городов и других поселений);
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и т. п.;
- земли особо охраняемых территорий (природоохранного, природно-заповедного
фонда, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения);
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
В основу регулирования земельных отношений положены следующие принципы:
- приоритет экологического благополучия окружающей среды;
- защита установленных законом прав граждан и юридических лиц на землю;
- целевое использование земель;
- равноправие всех форм собственности на землю;
- платность использования земель;
- рациональное использование земель, сохранение невосполнимых земельных ресурсов для обеспечения перспектив развития города;
комплексный подход в использовании земель;
- плановость в использовании земель;
- подконтрольность использования земель;
- эффективное управление земельными ресурсами.
Система государственного управления земельными ресурсами имеет более законченный вид и стройную структуру (cм. схему).
Разграничив компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, Земельный кодекс в ст.9 отнес к ведению Федерации: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
разработку и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.
Субъекты Федерации на основании ст.10 Земельного кодекса, наделены полномочиями:
по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный кодекс (ст.11) относит:
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Государственный земельный кадастр, как один из видов природно-ресурсовых кадастров, представляет собой единую государственную информационную систему. Роль и значение такой системы в регулировании земельных отношений определяется целями создания государственного земельного кадастра, а именно - получением достоверных и научно обоснованных сведений о земле, которые активно используются в области организации её рационального использования, а также в процессе изучения правовых, природных и хозяйственных характеристик данного природного ресурса. Кроме того, государственный земельный кадастр является исходной базой для других видов кадастровой информации. Так, например, он является основой градостроительных кадастров всех уровней.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 11 января 2001 г. N 22 о Федеральной службе земельного кадастра России
1. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр)является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:
1) осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;
2) ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции - государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого ьимущества (кроме технического учета) в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;
3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
4) организация и осуществление землеустройства;
5) организация и осуществление мониторинга земель; 6) организация и осуществление прогнозирования и планирования
рационального использования земель в пределах ее компетенции; и д.р.
Городской кадастр (кадастр населенных пунктов) является одним из составляющих государственного кадастра страны и представляет из себя формирование взаимосвязанных государственных мероприятий по разноплановому изучению правового, природного и хозяйственного положения земель вследствие осуществления регистрации землепользований, количественного и качественного учета земель, их оценки с точки зрения доходности для различных бюджетов в целях наиболее рационального использования земель.
В системе Государственного кадастра объектов недвижимости используются специальные технологии, программное обеспечение и техника, которые позволяют в короткие сроки обрабатывать большие объемы информации, имеющей большое значение для управления недвижимостью. Например, программный комплекс 'Единый государственный реестр земель' (ПК ЕГРЗ), позволяющий значительно ускорить процесс учета объектов недвижимости, делает возможным получение сведений о любом земельном участке практически в режиме реального времени. Программный комплекс 'Государственная кадастровая оценка земель' не только сокращает сроки получения результатов кадастровой оценки; без подобной технологии было бы невозможно обрабатывать значительные объемы фактического материала. Следовательно, земельно-кадастровая информация - это не только сведения об объектах государственного кадастрового учета - о земельных участках, связанном с ними недвижимом имуществе и территориальных зонах, но еще и применяемые в этой области информационные технологии.
Используются Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.
Управление земельными ресурсами, как объектом уникальным, настолько многофункционально и структурно сложно, что оно должно осуществляться децентрализовано, на уровнях федеральном, субъектов Федерации (региональном), и муниципальном (местном) в тесном взаимодействии с хозяйствующими на земле субъектами (первый вариант). В каждом из вариантов также важно определить роль и положение органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на землю, нотариата, организаций, осуществляющих технический учет объектов недвижимого имущества, органов, регулирующих градостроительную деятельность, оценщиков, субъектов риэлторской деятельности.
- Вопрос 1 Эволюция научных концепций и научных школ управления
- Вопрос 2Американская, европейская, японская модели управления: сравнительная характеристика
- Вопрос 3 Российская модель управления: основные черты и тенденции развития. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли в XX веке.
- Вопрос 4 Система управления и исследование систем управления
- Вопрос 5 Понятие и сущность управления. Виды и уровни управления
- Вопрос 6 Функции управления, их взаимосвязь и роль в системе управления.
- Вопрос 7 Понятие, классификация и эволюция принципов управления.
- Вопрос 8 Методы управления.
- Вопрос 9 Целевое управление, управление ориентированное на результат, ситуационное управление
- Вопрос 10 Управление рисками.
- Вопрос 11 Управление инновациями. Сущность, принципы, методы и организационные формы инновационной деятельности
- Вопрос 12 Стратегическое управление: понятие, основные подходы, типы, виды стратегий
- Вопрос 13 Понятие и показатели эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
- Вопрос 14 Менеджер: понятие роли, типы и требования. Лидерство и стили управления
- Вопрос 15 Понятие и основные функции управления персоналом
- Вопрос 16 Миссия и цели организации
- Вопрос 17 Иерархия и ее роль в функционировании организации
- Вопрос 18 Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии оценки среды (реsт-анализ, swot- и snw-анализ).
- Вопрос 19 Понятие, элементы и виды организационных структур.
- Вопрос 20 Коммуникации в управлении.
- Вопрос 21 Организационное проектирование: понятие, модели, методы, задачи, технологии
- Вопрос 22 Управленческое решение: методы разработки, принятие, реализация и оценка последствий
- Вопрос 23 Особенности управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления
- 24. Понятие и система государственной службы рф
- 25. Основные права и обязанности гос.Гражданского служащего рф
- 26. Ограничения и запреты для гражданских и муниципал. Служащих рф
- 27. Ответственность гос. Гражданских и муниципальных служащих рф:
- 28. Гос. Гражданская должность: понятие, классификация, способы замещения
- 29. Прохождение гос. Гражд. Службы рф
- 30. Гос. И обществен. Контроль за гос. Гражданской службой рф
- 31. Основные гарантии для гос. Гражд. Служащих рф
- 32. Условия и порядок рассмотрения споров в гос. Гражд. Службе рф
- 33. Управление гос. Гражд. Службой рф
- 34. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации (на примере Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).
- 35. Основные направления и проблемы реформирования гос. Службы рф
- 36. Основные концепции бюрократии. Бюрократия и бюрократизм в сфере гос.Службы
- 37. Коррупция в системе гос. Службы рф: причины и пути ограничения
- Вопрос 38
- 39. Понятие муниципальной службы и ее взаимосвязь с гос. Гражданской службы рф
- 40. Правовое регулирование муниципальной службы в рф
- 41. Муниципальная должность, понятие, виды, способы замещения.
- Раздел 3
- Государственное управление как система. Формы и методы государственного управления
- Особенности Российского федерализма. Феномен сложнопостроенного субъекта
- 44. Конституционно - правовой статус рф и ее субъектов
- 45. Порядок избрания и конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
- 46. Органы исполнительной власти рф: структура, формирование, проблемы взаимодействия.
- Федеральное собрание Российской Федерации: конституционно правовой статус, структура, формирование
- 48. Судебная система рф. Прокуратура рф.
- 49. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации
- Задачи и механизмы организации связей с общественностью в органах государственного управления
- Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и управления:
- Законодательные органы гос. Власти субъектов рф: статус, структура, компетенция и порядок формирования
- 53. Органы исполнительной власти субъектов ры: понятие, виды порядок формирования и компетенция.
- Правовое регулирование порядка обращения граждан в органы гос. Управления. Производство по административным жалобам граждан
- Политические партии и иные общественные организации и их роль в государственном управлении
- Вопрос 56
- Вопрос 57
- Вопрос 58 Управление экономическим развитием региона: основные формы и методы
- Вопрос 59 Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона.
- Вопрос 60 Порядок разработки и реализации региональных целевых программ
- Вопрос 61 Основные формы и методы управления государственным и муниципальным имуществом
- Вопрос 62 Финансовые ресурсы субъектов рф, деятельность органов государственной власти, по управлению ими
- 63. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции
- 64. Институты непосредственного народовластия системе местного самоуправления
- 65. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, ответственность
- Глава муниципального образования и исполнительно - распорядительные органы местного самоуправления: понятие, правовой статус, признаки
- 67. Понятие, виды и система муниципальных правовых актов
- 68. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований
- 69. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
- Вопрос 70
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами
- Вопрос 73 Государственная и муниципальная инвестиционная политика
- Вопрос 74 Институт полномочного представителя Президента рф. Федеральные округа.
- Вопрос 75 Государственное регулирование недропользования.
- Раздел 5 Закона рф "о недрах" установил систему платежей, взимаемых при пользовании недрами:
- 63.Бюджетная система и бюджетный процесс.
- 64. Региональная государственная политика в социальной сфере