logo search
шпоры на ГОС экзамен по ТГП

76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

Многообразие государств отображается в категориях типа и формы государства. В современных государствах вопрос определе­ния формы государства является делом конституции, выражается в наименованиях государств. В то же время политическая окраска понятия типа и формы государства приводит к тому, что за внеш­ней терминологией зачастую скрывается совсем не тот смысл, ко­торый теория вкладывает в понятия типа и формы государства.

Дошедшее до наших дней классическое учение о формах госу­дарства с разделением на монархию (единоличное господство), ари­стократию (господство элиты) и политеи (непосредственная демок­ратия народа) представляло эти формы как хороший тип государ­ства, в противоположность которым плохой тип; тирания (деспотия единоличного правителя), олигархия (господство богатеев), демо­кратия (господство черни), — свидетельствовали о вырождении хо­роших форм государства, а смена этих форм происходила как бы по кругу. В дальнейшем представление о цикличном изменении формы государства было заменено идеями прогрессивного развития форм государства. При этом классическое тройственное деление форм государства уступает место различению таких форм, как мо­нархия и республика. Можно отметить, что в таком разграничении уже снимается вопрос о хороших и плохих типах государства. Для нашего времени альтернативная пара "монархия и республика" мало что значит в оценке степени государственного деспотизма и свободы граждан, где на первый план выступает характер государственного контроля и вмешательство в систему общественных отношений со стороны государства, обеспечение принципа суверенности индиви­да. В этой связи могут быть выделены такие типы государства, как государство-учреждение и государство-корпорация. Государство-уч­реждение строится сверху вниз. В нем реализуется принцип опеки над людьми, что придает политическому строю авторитарный харак­тер. Государство-учреждение часто называют патерналистским го­сударством. Другим типом выступает государство-корпорация. Оно строится снизу вверх, основано на голосовании и формируется из самостоятельных суверенных индивидов. Существование этих ти­пов государства определяется уровнем правосознания народа. Толь­ко зрелое правосознание народа приводит к становлению такого типа государства, как государство-корпорация.

При характеристике современного государства часто используется деление государств на демократию и автократию. При таком подхо­де демократия фактически отождествляется с конституционным го­сударством, которое может быть и республикой, и монархией, где по-разному проведен принцип разделения властей, используются в соответствии с традициями представительная и непосредственная демократия. Автократическое государство является антиподом кон­ституционного государства как самозванное господство отдельного человека или группы.

Из других оснований для типологии важно выделить различение государств на единые (унитарные) и федеративные государства; по принципу соотношения между государством и правом различаются правовое государство и этатистское государство; по принципам фи­нансирования государства делятся на бюрократические и налоговые государства.

Разнообразие типов и форм государства связано с условиями су­ществования государства, размерами его территории, количеством населения, биологическим, психологическим и социальным составом этого населения. Как показывает история развития государств, не существует тенденций перехода от монархии к республикам; смены правления меньшинства на правление большинства; перехода от авторитаризма к демократии; исчезновения политического неравенства.

Понятиям типа и формы государства нельзя придавать опреде­ляющего значения при характеристике государств, поскольку ис­пользование того или другого типа или формы государства во мно­гом дань традиции народа, составляющая национальной культуры, принадлежность локальной цивилизации. К тому же различные по типу и форме государства неизбежно стремятся социализировать личность, нивелируя ее по отношению к другим людям, в то время как доминантой развития современных цивилизаций является персонализация индивида в его социальных и природных связях, ограни­чение и исключение даже легального насилия по отношению к лич­ности. В этих условиях предрешен кризис любого типа и формы го­сударства, исключая, возможно, находящегося в стадии становле­ния государства корпоративного типа.