70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
Среди юристов получило распространение (О. Э. Лейст) разделение юридической ответственности на две разновидности — штрафную и правовосстановительную, в зависимости от содержания санкций как штрафных (карательных) и правовосстановительных. Эти разновидности санкций по разному служат правопорядку: штрафные санкции (уголовные, административные, дисциплинарные) устанавливают пределы наказания или взыскания, которые назначаются правонарушителю в соответствии с составом правонарушения; правовоста-новительные санкции (гражданско-правовые) направлены на устранение вреда и носят абсолютно определенный характер, поскольку размер ущерба может быть точно определен независимо от установления обстоятельств правонарушения.
Лица привлекаются к штрафной ответственности, наказанию или взысканию на основе решения, которое выносится в установленном законом порядке. Поэтому при штрафной ответственности так важна квалификация правонарушения, индивидуализация наказания, реализация мер принуждения, наконец, выход из состояния ответственности.
Лицо, совершившее правонарушение, за которое наступает право-восстановительная ответственность может в любой момент без вмешательства государственных органов возместить причиненный ущерб, восстановить нарушенные права, выполнить обязанности и прекратить противоправное состояние. Для правовосстановительной ответственности определяющее значение имеет точное определение существующих обязанностей правонарушителя. Она прекращается сразу же по исполнению правонарушителем своей обязанности. В отличии от этого штрафная ответственность не только не завершается реализацией наказания, но и предполагает состояние нака-занности (судимости), специфический шлейф ответственности, который тянется за правонарушителем. Штрафная ответственность протекает в строго процессуальной форме и не может быть завершена ни на одной из стадий своего развития. Среди стадий юридической ответственности: первая стадия: с момента совершения правонарушения до обнаружения компетентными государственными органами — стадия возникновения юридической ответственности; вторая стадия: с обнаружения правонарушения до вступления в силу акта применения права — стадия, конкретизации юридической ответственности; третья стадия: с момента вступления в силу правоприменительного акта до исполнения наказания — стадия реализации юридической ответственности.
В связи с разделением юридической ответственности на штрафную и правовосстановительную следует обратить внимание на применение мер государственного (правового) принуждения при отсутствии правонарушения. Таким образом государственное принуждение может осуществляться в рамках юридической ответственности за совершенное правонарушение, а может быть применено при отсутствии правонарушения (профилактические меры и меры защиты).
Меры защиты часто отождествляют с мерами юридической ответственности, используемыми в рамках правовосстановительной ответственности. Здесь необходимо учитывать, что меры защиты применяют при отсутствии правонарушения (возмещения вреда, возникшего при спасании государственного и общественного имущества)
В условиях рыночной экономики приобретает большое значение расширение использования правовосстановительной ответственности в обеспечении нарушенных прав, исполнении обязанностей, возмещении причиненного вреда. Это однако не означает ограничение использования штрафной ответственности, которая сохраняет свой высокий статус в обеспечении правопорядка.
71. Государственное (правовое) принуждение. Государственная власть осуществляется с использованием принуждения. В то же время гарантии правильной реализации принуждения, его эффективности заложены в сочетании принуждения и убеждения. Нельзя как переоценивать роль принуждения, так и недооценивать его в условиях современной государственной жизни. Государственное принуждение включает в себя такие элементы как: 1) субъекты принуждения — государственный орган или должностное лицо; 2) осуществление принуждения — процесс воздействия государственной власти на правоприменителя; 3) объект принуждения — физическое или юридическое лицо, допустившее противоправное деяние. Характерной чертой государственного принуждения современного государства является осуществление его исключительно в правовых формах, что дает основание называть такое принуждение правовым принуждением. Действительно, государственное принуждение, основанное на праве и осуществляемое в пределах права, приобретает качество правового принуждения. Правовое наполнение государственного принуждения обусловлено тем, насколько оно подчинено общим принципам правовой системы общества, является единым и всеобщим на территории всего государства, регламентировано с помощью норм права по содержанию, пределам и условиям применения, действует через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, оснащено развитыми процессуальными формами. Высший уровень правового содержания государственного принуждения есть свидетельство исключения произвола со стороны государственных органов и должностных лиц, что характерно для правового государства.
Неоднородность общественных отношений, регулируемых правом, определяет существование таких видов правового принуждения как уголовно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарно-правовое и административно-правовое. По функциональному значению в деле охраны правопорядка различаются государственные средства предупреждения, пресечения и наказания. Среди принудительных мер значительную роль играют восстановительные меры (меры защиты). Их необходимо отличать от мер юридической ответственности (штрафные меры). Штрафные меры (меры ответственности) и меры защиты (правовосстановительные меры) выполняют разные функции.
Применение штрафных мер связано с официальным обвинением лица в совершении правонарушения (преступления или проступка). Отсюда выделяется уголовная, административная или дисциплинарная ответственность. Применение мер защиты имеет целью обеспечить интересы тех лиц, права которых нарушены. Здесь защита права допустима как в силу объективно противоправного поведения, так и при отсутствии противоправности. В конечном счете функция восстановительных мер сводится к обеспечению исполнения юридической обязанности. Характерно, что меры защиты представляют возможность правонарушителю на любой стадии процесса возместить причиненный им вред, ущерб, уплату неустойки (штрафа, пени).
Существование правовой процедуры применения мер государственного принуждения — одна из важнейших составляющих принципа законности в деятельности правового государства. Следует заметить, что в системе государственного принуждения используются меры, оказывающие морально-правовое воздействие в таких формах как замечание, предупреждение, общественное порицание и т. д. Меры государственного принуждения могут применяться в связи с экстремальными социальными условиями, военными действиями и стихийными бедствиями. Государство использует также профилактические меры в интересах государственной безопасности, охраны прав граждан. К примеру, применяется досмотр багажа, личный досмотр, проверка документов и др. Такого рода государственное принуждение принципиально отличается от санкций, связанных с фактами противоправного поведения. Эти меры составляют особую группу в системе государственного принуждения, но они также должны быть регламентированы нормами права. Вопрос о государственном (правовом) принуждении непосредственным образом связан с представлениями об обязательности права, поскольку его воплощение в жизнь определяется как социальной и личностной ценностью, так и гарантированностью государством.
72. Понятие государства. Сильное и слабое государство. Государство и гражданское общество. Опыт существования государства определил такие его атрибуты как народ, территорию и власть. В современной интерпретации они обозначаются в виде государственного народа, государственной территории и государственной власти. При этом государство является не только основной формой политического сообщества, но и ключевым элементом идентификации народа. Составляя основание дли дефиниции государства, эти характеристики государства не являются исчерпывающими,
Государственный народ выступает как этническая общность, самоопределяющаяся нация, объединение людей, действующее в едином правовом пространстве и связанное государственной принадлежностью. Самосознание, привычки, идеалы, язык характеризуют взаимосвязь народа и государства. При этом в соответствии с фактами мировой истории чаще государства формировали народы, нежели наоборот. В противоречие с устоявшимся тезисом о первичности народа по отношению к государству, именно государства способствуют гармонизации интересов, стимулируют объединение и созревание народов. Чувство национальной принадлежности развивается у представителей определенных групп населения путем идентификации на племенном, локальном, региональном, государственном уровне.
Национальная идентификация выступает как результат длительного и непрерывного процесса формирования коллективного сознания принадлежности к одинаковым культурным, историческим, языковым традициям. Она идет рука об руку с легитимностью власти, то есть убеждениями, что власть справедливо представляет интересы социальных групп на определенной территории. Если с народом или властью не идентифицируется большинство населения, то нельзя ждать соблюдения требовании норм, установленных государственной властью.
Государственная территория является частью территории земли, с которой исторически связан государственный народ в границах, признанных мировым сообществом. Географическая территория пребывания народа должна быть признана в качестве территории его проживания и деятельности, поскольку только признание есть способ утверждения народом своей независимости.
Государственная власть представляет собой организацию публичной политической власти, обладающую суверенитетом и действующую в соответствии с правами человека. Она должна обеспечивать безопасность данной политической общности, способствовать укреплению идентификации народа, успешно разрешать конфликтные ситуации, используя механизмы нормирования, управления и принуждения.
Атрибуты государства дают первое приближение к определению понятия государства и указывают на необходимость раскрытия его содержания как сложной системы управления, несущей на себе отпечатки свойств современного человека, таких как активность, рациональность, автономность и др. В этой связи государство выступает как система мобилизации ресурсов, система руководства, система легитимности. В то же время каждое из этих проявлений государства невозможно без организационного единства. При этом в систему организационного единства входят: политическое единство, обеспечивающее каждому возможность участвовать в политической жизни; правовое единство, гарантированное конституцией и иерархией нормативно-правовых актов; единство власти при разделении властей и ответственности каждой власти за свои действия; единство народа, выраженное в государственном образе мысли людей и гражданстве; территориальное единство, сложившееся в устойчивых границах и территориальной целостности.
Государство выступает как суверенный институт, отвечающий за целостность территории, контролирующий вооруженные силы, способный изыскивать достаточные финансовые средства для содержания должностных лиц и обладающий правом принимать властные решения. Государство может быть названо сильным, если оно способно управлять территорией, защищать ее и контролировать, принимать решения, финансировать свою деятельность, осуществлять общее управление экономикой и обладать властью в системе коммуникаций. Государство, которое при осуществлении этих задач проявляет свою несостоятельность, а также постоянно сталкивается с противостоянием своей политике как изнутри, так и снаружи, может быть названо слабым государством. В механизме управления делами общества государство становится средством общественного компромисса.
Гражданское общество — это своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой независимо от государства. Здесь самореализация индивидов и коллективов происходит через такие институты как семья, церковь, средства массовой информации, различного рода объединения. Политология рассматривает в качестве компонентов гражданского общества отдельного индивида и группы давления. При этом различаются группы давления двух типов: структурные (этносы, элиты, профсоюзы и др.) и коньюнктурные (клубы избирателей, социальные движения и т. п.). Политические партии и организации являются связующими звеньями между гражданским обществом и государством. Гражданское общество характеризуется разветвленной системой общественных связей и интересов, которые взаимодействуют с личными правами и свободами суверенных индивидов.
Качественный аспект взаимоотношения гражданского общества и государства связан с механизмом взаимодействия между ними. В этом механизме фиксируется два основных элемента. Во-первых, это система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемая на территориальной основе. Определяющим звеном выступают партии, часть которых действует в рамках гражданского общества (массовые партии и партийные органы1), а часть в рамках государства (парламентские фракции). Чтобы не допустить вмешательства партийных органов в деятельность государства, установлен принцип конституционной автономности фракций. Во-вторых, взаимодействие гражданского общества и государства через группы и объединения по интересам (лоббизм).
Лоббисты взаимодействуют с органами исполнительной и законодательной власти через специфические институты, к примеру, консультационные комитеты и комиссии при правительстве, министерствах, ведомствах. С помощью этой системы, именуемой функциональным представительством, обеспечивается связь между государством и обществом, согласовываются общегосударственные и частные интересы. В тех случаях, когда устанавливается взаимозависимость между заинтересованными группами и государством, она характеризуется как "корпоративистская". Специалисты отмечают, что корпоративистский треугольник (государство бизнес — профсоюзы) теснит институты парламентской демократии.
Гражданское общество выступает не только как материальное основание деятельности современного государства. Духовная опора бытия государства также зиждется в гражданском обществе, создавая условия для продвижения к новому типу культуры и новой организации социального управления. Суверенные индивиды в гражданском обществе посредством общественного договора формируют государство, которое получает правовые основания для своей деятельности в форме конституции и законов. Глубинный смысл демократических выборов как раз и состоит в том, чтобы формирование государства шло из недр гражданского общества.
73. Суверенитет государства. Суверенитет выступает как свойство, присущее государственной власти. Отсюда следует важный вывод, что любое государственное образование должно обладать суверенитетом. Представление о суверенитете существенно изменилось не только в сравнении с первоначальным смыслом этого термина, но даже в сравнении с представлениями, существовавшими после Второй мировой войны.
В самом общем виде понятие суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во внешнеполитической сфере. Различается государственный суверенитет, суверенитет нации и суверенитет народа. Суверенитету народа принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему государства. Национальный суверенитет рассматривается как полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Государственный суверенитет определяют как исходящую от народа верховную власть, состоящую в самостоятельном осуществлении государством своих функций в рамках национального и международного права.
В современных условиях важное значение приобрел вопрос о возможности ограничения суверенитета. Однако несмотря на то, что международное право, а также нормы, действующие в рамках международных интеграционных объединений ограничивают суверенитет государств, нельзя свидетельствовать потерю государствами их суверенитета. Содержание и объем суверенитета зависят от того, является ли государство независимым в международных отношениях, либо оно выступает как составная часть более крупного государственного образования (федерации, конфедерации), либо оно член межгосударственного союза. Просматривается различение проблемы независимости и самостоятельности государства при характеристике объема суверенитета. Главный тезис государственный суверенитет не абсолютен, а относителен. В то же время государственный суверенитет производен от суверенитета народа, который един и неотчуждаем, точно также как суверенитет каждой нации, составляющей многонациональный народ. Суверенность государства выражена не только в обладании этим свойством, но и состоит в способности распоряжаться собственным суверенитетом от частичного самоограничения до полного отказа (суверенное решение ГДР об объединении с ФРГ). По существу же каждый участник международного соглашения идет на определенное ограничение своего суверенитета.
Особый вид самоограничения суверенитета связан с созданием федеративного государства. В федеративном государстве его члены делегируют федеральным органам большую часть своих суверенных прав. Мировой опыт показывает, что в первую очередь это касается области внешних сношений. Считается, что именно концентрация внешнеполитических полномочий у федерации превращает ее в союзное государство и отличает от других объединений государств. Из этого не следует, что субъекты федерации утрачивают способность к внешним связям. Просто эта способность является частичной, в сравнении с универсальной, характерной для федерации в целом. В пределах компетенции, установленной конституцией, за каждым членом федерации признается вправо заключать договоры с иностранными государствами.
По существу деление суверенитета на внешний и внутренний сегодня отображает связь между фактом существования государственной власти и ее внешним признанием. При этом суверенитет факта государственной власти частное дело существующего режима, в то время как суверенитет признания — это проблема международного сообщества или других государств. В современных государствах все чаще не только дискутируется, но и официально признается проблема суверенитета личности как возможности международных институтов обеспечить защиту прав человека от посягательств государства.
- 3. Первоначальное и производное возникновение государства. Олигархическая теория происхождения государства
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права
- 6. Юриспруденция, ее система
- 7. Объект и предмет юридической науки. Правоведение и государствоведение
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и практике
- 10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулирование
- 12. Нормативный, социологический и философ подходы к определению права.
- 13. Правовые системы. Типология правовых систем
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые системы. Источники индусского и мусульманского права
- 17. Компаративистика, ее роль в изучении правовой реальности
- 18. Философия права. Отрасли философии права
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Собственная ценность права. Правовые ценности
- 24. Предмет и метод правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Структура правовой нормы
- 28. Классификация правовых норм
- 29. Понятие и содержание правового отношения
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовой менталитет. Правовое мышление.
- 32. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 33. Правовая культура общества и ее компоненты
- 34. Правосознание и правовая культура личности
- 35. Понятие и классификация принципов права
- 36. Правовые презумпции, правовые аксиомы, правовые фикции
- 37. Юридическая концепция прав человека
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Четвертое поколение.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 44. Понятие правопорядка. Гарантии законности и правопорядка
- 45. Источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества.
- 47. Юридическая практика: понятие и виды
- 49. Основы цивилизационного подхода к праву и государству
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право
- 55. Материальное и процессуальное право
- 56. Реализация права. Формы реализации права
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 64. Понятие и виды правового поведения.
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Условия, исключающие юридическую ответственность
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 74. Современное и досовременное государство.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы
- 89. Форма правления, форма государственного устройства и государственный режим
- 97. Государство и религия. Светское и теократическое государство