logo search
Учебное пособие ГМУ

1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления

В структуре государственного управления выделяют организационную и территориальную структуры управления, которые отражают национальную специфику. В России сложилась трехуровневая организационная система федеральных органов власти: аппарат правительства; министерства; службы-агентства. Правительство – высшие органы исполнительной и распорядительной власти. Министерства – органы, выполняющие функции выработки государственной политики и координирующие деятельность государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере. Службы – органы, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения (службы судебных приставов, налоговая, таможенная службы). Агентства – органы, оказывающие государственные услуги, как за счет бюджетных средств, так и на коммерческой основе (авиационно-космическое, статистическое и др.). Иные органы, реализующие контрольные функции государства по отношению

к хозяйствующим субъектам и населению.

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) ОК 006-2011 принят и введен в действие с 1 января 2012 года приказом Росстандарта от 26 апреля 2011 года № 60-ст. Актуальность создания новой версии ОКОГУ обусловлена ограниченной классификационной ёмкостью в предыдущей версии ОКОГУ ОК 006-93, необходимостью отражения в классификаторе всей совокупности органов государственной власти и управления, включая структуру федеральных органов исполнительной власти, установленную Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями). Для увеличения классификационной ёмкости в новой версии ОКОГУ длина кода была увеличена до семи знаков по сравнению с пятью знаками в ОКОГУ ОК 006-93. В ОКОГУ ОК 006-2011 использован иерархический метод классификации объектов и серийно-порядковый метод кодирования. Структура кода имеет вид: ХХХХХХХ. Объектами классификации в ОКОГУ ОК 006-2011 являются: органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.

В классификатор также включены:

- организации, по которым осуществляется федеральное статистическое наблюдение и группировки хозяйствующих субъектов и общественных объединений, используемые для официального статистического учета;

- межгосударственные органы управления, образованные странами, в том числе в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Всё классификационное множество объектов ОКОГУ распределяется в нём на следующие пять основных групп, имеющих код (рис.1).

1000000

Государственная власть в Российской Федерации. Другие государственные органы Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации

2000000

Государственная власть в субъектах Российской Федерации. Другие государственные органы субъектов Российской Федерации

3000000

Местное самоуправление в Российской Федерации. Избирательные комиссии муниципальных образований

4000000

Организации, по которым осуществляется федеральное статистическое наблюдение. Группировки хозяйствующих субъектов и общественных объединений, используемые для официального статистического учета

5000000

Межгосударственные органы управления

Рисунок 1 – Основные группы объектов классификации по ОКОГУ

Большинство наименований группировок ОКОГУ не претерпели значительных изменений, за исключением отдельных позиций, что было связано с совершенствованием классификационной структуры. Для внедрения новой версии ОКОГУ с 1 января 2012 года в информационную систему государственной статистики приказом Росстата от 09.06.2011 № 270 осуществлена загрузка классификатора в Автоматизированный банк классификаторов (АБК), Статистический регистр хозяйствующих субъектов Росстата (Статрегистр Росстата), Электронный каталог статистических показателей (ЭКСП), Центральную базу статистических данных (ЦБСД), Единую межведомственную информационно-статистическую систему (ЕМИСС). Замена кодов ОКОГУ ОК 006-93 на коды ОКОГУ ОК 006-2011 хозяйствующим субъектам, учтенным в Статистическом регистре Росстата, осуществляется в автоматизированном режиме с использованием таблицы соответствия (переходного ключа).

Федеральным органам исполнительной власти, являющимся субъектами официального статистического учета, Банку России предоставлена возможность получения сведений об изменении идентификации хозяйствующих субъектов кодами ОКОГУ в рамках прямого доступа к Информационной системе для пользователей (ИСП), размещенной на сайте Росстата. Обращения хозяйствующих субъектов в органы государственной статистики в целях получения информации об идентификации кодами новой версии ОКОГУ не требуется.

Любое территориальное образование может быть признано самостоятельным управляющим субъектом при наличии определенных элементов. К ним относятся территориальная граница, собственность, легитимные органы власти, бюджет и население. В основе построения территориальной системы лежат следующие принципы:

- комплементарности, характеризующийся установкой на непрерывность в структуре власти, создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням на основе выделения иерархии властных полномочий как «сверху», так и «снизу»;

- субсидиарности, определяющий процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти в целях обеспечения устойчивой последовательности исполнения властных полномочий управленческими органами и порядка распределения ответственности этих органов перед населением в двух измерениях: вертикальном (распределение властных полномочий между уровнями власти «снизу - вверх» или «сверху - вниз») и горизонтальном (распределения полномочий между ветвями власти) на региональном или местном уровнях;

- суверенности, предполагающий наличие фактической независимости как существенного признака государства и означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимости государства в рамках международного правопорядка»;

- демократизма, который исходит из необходимости активного участия населения в принятии решений государственного и муниципального значения;

- гомогенности, сущность которого проявляется в соответствии и соподчиненности законодательства субъектов РФ федеральному законодательству.

Государственное управление концентрируется на федеральном уровне. В круг полномочий регионов входят вопросы, не вошедшие в сферу влияния федеральной власти. Например, в России на федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ.

Территориальная организация публичной власти, как правило, в федеративных государства включает в себя три уровня: федеральный, субъектов федерации (региональный уровень), муниципальный (уровень местного самоуправления). В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно Конституции РФ 1993 года Российской Федерации, федеративное устройство страны основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ. В Указе Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996) под регионом понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий». В качестве региона может выступать как отдельный субъект РФ, так и объединение нескольких субъектов. Всего в состав РФ входят 83 субъекта РФ: республики, края, области, автономная область, города федерального значения, автономные округа.

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан (Башкирия), Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия–Алания, Татарстан (Татария), Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Чувашская (Чувашия);

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Краснояр-

ский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Читинская.

Автономная область: Еврейская.

Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург;

Автономные округа: Ненецкий, ХантыМансийский–Югра, Чукотский, ЯмалоНенецкий, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий и Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенский.

В 2000 году в РФ были образованы федеральные округа: Центральный,

Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальнево

сточный. В 2010 из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований - ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.

Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) вводит понятие экономической территории страны. Экономическая территория страны - географическая территория, находящаяся под управлением правительства, в пределах которой люди, товары и капитал перемещаются беспрепятственно. Она включает в себя воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых страна пользуется исключительными правами, а также территориальные анклавы в странах остального мира (четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран и используются правительством, которое владеет или арендует их для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой они фактически расположены). На рисунке 2 приведена схема территориальной организация государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации.

Федеральные органы государственного управления

Москва

Центры федеральных

округов

Региональные центры

Городские округа

и муниципальные районы

Региональные органы государственного управления

Органы местного самоуправления (муниципальный уровень)

1-й уровень

Городские

округа - 521

Внутригородская территория

городов федерального значения - 256

Муниципальные

районы - 1799

2-й уровень

Городские поселения - 1734

Сельские

поселения - 19861

Межселенные

территории

Города

районного

подчинения

Поселки городского типа

Сельские населенные пункты

(села, поселки, деревни, хутора и др.) - 153045

Формы организации населения по месту жительства

Территориальное

общественное

самоуправление (ТОС)

Жилые

микрорайоны

Группы

жилых

домов

Многоквартирные

жилые дома

Рисунок 2 - Схема территориальной организация государственного управления и местного самоуправления России на 01.01.2008 г.