2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
Коммуникативная подсистема - относительно самостоятельный элемент системы государственного (муниципального) управления, представляющая собой совокупность информации, информационных потоков как средство обеспечения согласованности в управлении, совокупность связей, многообразных взаимодействий и управленческих отношений в системе государственного и муниципального управления; пространство, в котором формируются и функционируют органы власти и управления. Термин «коммуникация» (от лат. communicare - делаю общим, сообщение, передача) в смысловом аспекте социального взаимодействия — это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Она представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
Управленческие коммуникации – это совокупность информационных связей между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали (внутренняя среда) и с внешней общественной средой. Понятие «коммуникация» имеет двойной смысл.
Во-первых, оно фиксирует статику взаимодействия, например акт, письменный документ, несущий информацию, выполняющий функции: информативную, эмотивную (побуждает эмоции, мотивацию взаимодействия), в том числе правовой акт, выполняющий управленческую функцию (побуждает правоотношения) и через это устанавливающий и поддерживающий фактические контакты.
Во-вторых, фиксирует динамику, процесс взаимодействия, контакты, отношения. Коммуникация считается состоявшейся только тогда, когда информация воспринята адресатом. По критерию отношения к границам организации коммуникации они могут быть внешними и внутренними. При внешних коммуникациях источник или получатель сообщения находится за пределами организации. Например, пресс-релиз – информация, посылаемая местной администрацией в средства массовой информации, содержащее какую-либо новость для местного сообщества, публичное выступлении представителя пресс-службы местной администрации на пресс-конференции, издание информационного бюллетеня для широкой публики, проведение «дней открытых дверей». Квалифицированное ведение внешних коммуникаций требует хорошего знания внешней среды организации, в том числе знаковых систем, используемых объектами внешней среды.
Внутренние коммуникации осуществляются в рамках самой администрации. Источник и получатель находятся внутри нее. Интернет–пространства относятся к средствам осуществления внутренних коммуникаций. Выбор и построение оптимальных внутренних коммуникаций определяется характером и особенностями организации – организационной миссией, ее общественным статусом, масштабами, сферами деятельности, целями и стратегией. Эффективные внутренние, также как и внешние коммуникации должны быть важнейшим элементом организационной культуры.
По критерию характера взаимодействия коммуникации могут быть личными и неличными. Личные коммуникации предполагают личный контакт при личной встрече, по телефону или по почте (обычной или электронной). Неличная коммуникация не предполагает контакта «персона-персоне». Коммуникации могут быть текущими, осуществляемыми по обычному графику в соответствии с перспективным или среднесрочным планом. Формальные коммуникации отличаются от неформальныих документированностью, для которой характерна письменная и/или протокольная, регламентированная утвержденными инструкциями форма. Неформальные коммуникации – слухи, преднамеренная утечка информации влияют на формирование общественного мнения.
Электронные коммуникации отличает высокая скорость, адресность и потенциал широкого масштаба распространения информации. Это электронная почта, Интернет-представительство организации или web-страница персоны, информационный портал государственных (муниципальных) органов власти, листы рассылки новостей или дискуссионных листов, web-конференции и форумы, телеконференции, сайты местных администраций и т.д. Органы управления могут строить коммуникации с участниками разных отраслей (например, электроника, топливно-энергетический комплекс, автомобилестроение и др.) и сфер жизни общества (бизнес, государство, наука, образование, культура).
Монокультурными являются коммуникации между участниками одной культуры. Мультикультурные коммуникации рассчитаны на несколько инокультурных аудиторий (например, пресс-конференция перед журналистами разных стран, выступление в газете, которую читают граждане разных стран, рассылку пресс-релиза в несколько иностранных информационных агентств и др.). Глобализация бизнеса увеличивает значимость мультикультурных коммуникаций.
В современном мире значительную роль играет массовая коммуникация. Она предполагает систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись среди больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. В системе массовой коммуникации особую значимость имеет коммуникация в управлении.
Коммуникация в системе управления – официально, юридически регламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за ними определенной самостоятельности и индивидуальности. С позиции теории социального взаимодействия орган государственного и муниципального управления можно определить как:
форму взаимодействия людей, направленного на выполнение определенной общественно значимой функции;
социотехническую систему, где системообразующим компонентом выступает человек, совокупности взаимодействующих людей.
Коммуникационная система реализуется одновременно через содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержание обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство» в местном сообществе.
Отношения – субъективная составляющая коммуникационного процесса. Взаимодействие обеспечивается и выражается через:
а) систему официальных отношений, регламентируемых юридическими предписаниями;
б) распределение функций (горизонтальная специализация);
в) субординацию должностей (вертикальная специализация, с объемом и мерой ответственности в принятии решений на разных уровнях);
г) систему коммуникаций – средств и каналов передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (отчеты) и по горизонтали (консультации, обмен мнениями равных по рангу).
Управленческая деятельность имеет межличностный характер. Коммуникативное взаимодействие, осуществляется через функциональные связи участников управления. В коммуникационных потоках важна синхронность, достоверность, адекватность на всех этапах коммуникативного процесса — при приеме, передаче и переработке информации, во всех элементах его структуры.
Структура коммуникативного процесса условно включает четыре элемента:
1. Отправитель, лицо, генерирующее идею, или собирающее и передающее информацию.
2. Собственно информация (сообщение), закодированная с помощью символов.
3. Канал, средство передачи информации.
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Управленческие коммуникации образуют два блока:
а) коммуникации, обслуживающие органы управления. Это функциональное взаимодействие и служебная информация, циркулирующая в структурах всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих непосредственное социально-экономическое и политико-административное управление.
б) коммуникации, существующие в сфере межличностных отношений госаппарата.
В коммуникации, обращенные к обществу, часть коммуникационной деятельности в системе управления, которая делает ее открытой, способной к адаптации, совершенствованию.
По направленности коммуникации ее можно классифицировать на горизонтальные, вертикальные, диагональные – в зависимости от уровня, или статуса участников.
Горизонтальные коммуникации - это коммуникации между лицами одинакового статуса, или уровня в социальной иерархии. Значение горизонтальных коммуникаций в компаниях растет вместе с тенденцией децентрализации управления.
Вертикальные коммуникации осуществляются между людьми, стоящими на различных ступеньках социальной или организационной иерархии – между руководителем сотрудником отдела, селекторные совещания т.д.
Диагональной является коммуникация участников разных уровней управления, не принадлежащих к одной вертикали управления.
На эффективность работы и сплоченность служащих влияет используемая в организации модель внутрикоммуникативных сетей. Коммуникативные сети подразделяются на централизованные (вся коммуникация замыкается на руководителе) и децентрализованные (коммуникация относительно равномерно распределяется между всеми членами организации). Централизованные сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, уменьшают удовлетворенность работой у членов групп, снижают уровень коллективного единства, хотя и способствуют развитию лидерства. Известно множество других вариантов коммуникационных моделей: цепочная, звездная, веерная, иерархическая, колесо и др.
При цепочной структуре коммуникаций решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой структуре одинаковы, а командный стиль руководства не проявляется. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации. Многозвенная структура коммуникации – наиболее часто встречаемая на уровне первичного коллектива. Здесь все участники коммуникации связаны между собой. Эту модель отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Ярко выражены отношения субординации и командования. В звездной структуре ярко выражен руководитель, через которого передается вся информация, все связи замыкаются на нем. Для иерархической структуры характерны опять же ярко выраженные административно-командные отношения. В реальной жизни имеется еще большее разнообразие коммуникативных сетей и моделей. Оптимизация коммуникативной структуры – важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им. Руководитель – это центр коммуникативного взаимодействия и информационных потоков, который выполняет ведущие информационные роли:
пользователя информации внешней и внутренней, поступающей в организацию;
распространителя информации не только через документооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.);
предоставителя информации внешним организациям, заинтересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы организации и др.).
Выделяют шесть областей коммуникативного взаимодействия руководителя с сотрудниками.
1. Прием на работу. Задача – убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы в данной организации, получить определенное представление о новом сотруднике.
2. Ориентация. Задача – ознакомить с базовыми целями организации, конкретными программами, условиями их выполнения, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллективом задач.
3. Индивидуальная оценка сотрудников. Задача – сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в деятельность организации.
4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача - представить сотрудникам информацию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, принимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.
5. Обеспечение дисциплины. Задача – ознакомить сотрудников с действующими в организации правилами, инструкция ми, традициями, контролировать их выполнение.
6. Функционирование. Задача – обеспечить сотрудников необходимой служебной информацией, оказывать необходимую организационно-методическую поддержку. Выделяют следующие основные причины неэффективной коммуникации:
недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций;
отсутствие у организации обратных связей.
Неблагоприятный психологический климат, недоброжелательные отношения между служащими и обслуживающим персоналом приводят к неверному восприятию информации и ее умышленному искажению.
Информационное обеспечение управления – это практика технологизации управленческого процесса (и учебная дисциплина для госслужащих), которая обусловливает воздействие информации на все элементы управленческой деятельности, предоставление всем звеньям и работникам необходимой профессиональной, экономической, правовой и другой информации. По своему целевому назначению в процессе управления информационно-технические операции разделяются на следующие классы:
1. Документационные. На работу с документацией, как показывает практика, специалисты тратят до 15% рабочего. времени. Большую часть своего рабочего дня на этот класс операций расходуют работники штата технических исполнителей: работники канцелярий, делопроизводители, архивариусы, операторы, машинистки, стенографистки и т.д.
2. Первично-счетные и учетные операции, содержание и объем которых обусловлены номенклатурой и количеством объектов и показателей, подлежащих учету, измерениям, регистрации. Затраты труда на эти операции зависят от применяемых методов и средств их выполнения, а сокращение — от автоматизации процессов получения данных.
3. Коммуникативно-технические операции, обеспечивающие взаимосвязь работников с помощью различного рода технических средств.
4. Вычислительные и формально-логические операции – все операции по переработке информации, выполняемые специалистами или техническими исполнителями (в зависимости от сложности) на ручных счетных инструментах, а также с помощью вычислительной техники.
Управленческие операции с информацией могут быть разделены на следующие виды управленческих операций:
по характеру преобразования информации – на стереотипные, которые выполняются по заранее разработанным инструкциям и методикам, и эвристические, связанные с творческим поиском;
по степени механизации: ручные, машинно-рутинные, автоматизированные и аппаратурные.
Виды информации, используемой в управлении:
по типу отражаемых отношений технико-технологическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая;
масштабам отражаемого объекта – федеральная, региональная, местная;
отраслям (сферам) жизнедеятельности общества – промышленная, сельскохозяйственная, военная, образовательная и т.п.;
структурированности: систематизированная и несистематизированная;
характеру носителя — документированная и вербальная.
структуре делится на распорядительную, координационную, контрольно-оценочную, плановую и т.д.
В государственных организациях и учреждениях информационную структуру обычно подразделяют на научную и управленческую документацию. Научная информация не структурируется по иерархии, формируется не руководителями или специалистами по обеспечению информацией, а пользователями. Информационные потоки здесь децентрализованы и определяются только теми, кто запрашивает ту или иную информацию. По источнику поступления информации она делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация возникает как результат описания состояния и деятельности организации и используется внутри ее для осуществления процессов принятия решений, оперативного управления, формирования учетно-отчетной документации, для выдачи информации во внешние организации. Использование ее характеризуется высокой степенью регламентированности в отношении предоставления и использования. Ряд последовательных процессов, в каждом из которых информация, представленная на начальном этапе в виде фактов, цифр, сведений, данных, т.е. сырого информационного материала, обрабатывается и преобразуется в сообщения, значимые (имевшие смысл) для адресата, заказчика — лица, принимающего решение называется информационным циклом.
Информация как управленческая категория - это сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, воспринятые, понятные и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления. Это сведения, сообщения, данные используемые в процессе формирования решения. Качество управленческой информации как понятие неотделимо от процедур принятия управленческих решений. Наряду с качественным определением информации возникает проблема ее количественного измерения. С информацией работают все специалисты управления, но затраты времени у них структурируются по-разному (табл. 17).
Таблица 17 - Ориентировочное распределение рабочего времени управленческого персонала, %
Категории персонала | Подготовка информации | Выработка и принятие решений | Организация реализации решений |
Руководители, выполняющие организационно-административные операции | 10-20 | 50 | 40-30 |
Специалисты и ответственные исполнители, выполняющие аналитико-конструктивные операции | 50 | 30 | 20 |
Технический персонал, выполняющий информационно-технические операции | 80 |
| 20 |
Недостаток информации приводит к тому, что «центр принятия решения» реализует себя в условиях неопределенности или риска, вынужден вести поиск дополнительной информации. Избыток информации способен привести к потере целостности и заслонить реальную картину. По своему целевому назначению в процессе управления информационно-технические операции разделяются на следующие классы:
1) документационные. На работу с документацией, как показывает практика, специалисты тратят до 15% рабочего времени. Большую часть своего рабочего дня на этот класс операций расходуют работники штата технических исполнителей: работники канцелярий, делопроизводители, архивариусы, операторы, машинистки, стенографистки и т.д.;
2) первично-счетные и учетные операции, содержание и объем которых обусловлены номенклатурой и количеством объектов и показателей, подлежащих учету, измерениям, регистрации. Затраты труда на эти операции зависят от применяемых методов и средств их выполнения, а сокращение – от автоматизации процессов получения данных;
3) коммуникативно-технические операции, обеспечивающие взаимосвязь работников с помощью различного рода технических средств;
4) вычислительные и формально логические операции – все операции по переработке информации, выполняемые специалистами или техническими исполнителями (в зависимости от сложности) на ручных счетных инструментах, а также с помощью вычислительной техники.
Управленческие операции, связанные с работой с информацией могут быть разделены на следующие виды управленческих операций:
по характеру преобразования информации – на стереотипные, которые выполняются по заранее разработанным инструкциям и методикам, и эвристические, связанные с творческим поиском;
по степени механизации: ручные, машинно–рутинные, автоматизированные и аппаратурные.
Виды информации, используемой в государственном (муниципальном) управлении:
по типу отражаемых отношений – технико-технологическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая;
масштабам отражаемого объекта – федеральная (общегосударственная), региональная, местная;
отраслям (сферам) жизнедеятельности общества – промышленная, сельскохозяйственная, военная, образовательная и т.п.;
структурированности – систематизированная и несисистематизированная;
характеру носителя — документированная и вербальная;
структуре – распорядительная, координационная, контрольно-оценочная, плановая и т.д.
В государственных организациях и учреждениях информационную структуру обычно подразделяют на научную и управленческую документацию. Научная информация не структурируется по иерархии, формируется пользователями, а не руководителями или специалистами по обеспечению информацией. Информационные потоки здесь децентрализованы и определяются только теми, кто запрашивает ту или иную информацию.
По источнику поступления информации она делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация возникает как результат описания состояния и деятельности организации и используется внутри ее для осуществления процессов принятия решений, оперативного управления, формирования учетно–отчетной документации, для выдачи информации во внешние организации. Использование ее характеризуется высокой степенью регламентированности в отношении предоставления и использования. Значительный объем внутренней информации занимает исходная информация:
организационно-хозяйственная – сведения о состоянии системы управления, о кадрах, материально–техническом, административно–хозяйственном обеспечении и службах и т.п.;
оперативно-техническая информация о деятельности функциональных и обеспечивающих подсистем организации, т.е. отражающая ход производственно-управленческого процесса.
Еще более регламентированный вид внутренней информации – нисходящая информация, т.е. документы, создаваемые в системе управления:
внутреннего пользования, доступные правкам, изменениям;
для выдачи во внешние системы, форма которых в большинстве случаев определена и не может подвергаться изменениям.
Информация об управляющих воздействиях по содержанию является одним из видов оперативно–технической информации, так как включает сведения о функционировании подразделений, осуществляющих принятие решений для поддержания системы в заданных рамках, режимах. Форма их предоставления – приказы, распоряжения, инструкции, т.е. текстовые документы, язык которых близок к естественному. Регламентированность заключается в том, что набор управляющих воздействий ограничен, задан временными и ситуационными характеристиками, а формы его выражения многообразны. Из нее вытекает возможность стандартизации, унификации, построения стандартных бланков и т.д.
Внешняя информация – сведения из организаций, участвующих или активно влияющих на процесс управления. Содержательно она близка внутренней информации, описывает (отражает) ход управляющего воздействия, выступает в виде показателей, сведений. Она регламентирована в отношении содержания и временных параметров. Этот вид информации не подвержен контролю над источником и формой сообщений. Унификация и стандартизация сообщений внешней среды также невозможны и необходим специальный аппарат для предварительной обработки внешней информации, длительного ее хранения и многообразного использования первичных документов.
Различные виды управленческой деятельности имеют различную информационную потребность. Управленческий контроль, который осуществляют руководители высшего и среднего звена, опирается на иного рода информацию. Это информация, получаемая из внешних и внутренних источников. Она более детальна, точна, более частную, имеет более узкие границы и регламентируется временными параметрами. Оперативный контроль требует информации о повседневной (текущей) деятельности.
Система информационного обеспечения выступает по отношению к организационной структуре как внутренняя основа распределения информационных потоков. Если изменяется организационная структура управления, меняется адресаты (отправители и получатели), направление, структура и распределение информационных потоков. Информация в управлении должна удовлетворять требованиям своевременности, оперативности, быть опережающей (содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии действий в будущем), надежной (достоверность, объективность, полнота), оптимальной (соотношение необходимой и достаточной информации), доступной и проста в восприятии, соответствовать полномочиям (компетенции) субъекта управления, комплексной и системной.
Например, в целях формирования общего информационного пространства в части закупок товаров, работ, услуг с 1 января 2011 года действует единый официальный сайт Российской Федерации в сети интернета «Федеральная контрактная система» для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг как для государственных (муниципальных) нужд, так и в интересах иных заказчиков - бюджетных учреждений (статья 25 Федерального закона № 83-ФЗ).
При изучении вопросов, связанных с информатизаций управления важно учитывать происходящие параллельно процессы глобализации и локализации.
Глобализация открывает доступ к новым технологиям, выход на новые рынки, является фактором роста производительности труда и жизненного уровня. Локализация, с одной стороны, способствует активному участию граждан в процессах управления, что оценивается как положительное явление, но, с другой стороны, может приводить к макроэкономической нестабильности в результате не всегда ответственной политики местных властей, что оценивается как отрицательное явление. Ответом на все эти происходящие процессы является возникновение «электронного правительства».
Под «электронным правительством» понимается такая система государственного управления (включая все региональный уровень управления государством), которая предполагает использование современных информационных технологий. |
Общение правительства с населением, оказание государственных и муниципальных информационных услуг осуществляется посредством размещения в Сети веб-сайтов министерств и ведомств, которые информируют граждан о правовых, политических процессах в стране, экономике, ЖКХ и других возможностях, которые дает Интернет, например, об организации взимания налогов, платежей населения за коммунальные услуги, государственных и муниципальных закупках и т.д. Чтобы ознакомиться с этим вопросом более подробно, достаточно выйти на сайт любого субъекта РФ и любого города или муниципального района, на территории которых Вы проживаете, и ознакомиться с работой «электронного правительства» или «электронного муниципалитета».
Как правило, на уровне регионов создается правительственная информационная инфраструктура (Government Information Infrastructure), которая поддерживает центральный портал информационной системы, и является многоуровневой платформой информационных технологий, связывающей агентов сектора государственного управления (общественного сектора), и облегчающей коммуникации посредством использования электронных инструментов: смарт-карт, электронной почты, правительственной сети. Новые сетевые технологии все в большей степени устраняют границы между правительственными подразделениями и между самими правительствами, упрощают переход от формальной модели демократии к «цифровой», «электронной» или «кибер-демократии» как форме цифрового обмена информацией.
Под цифровой демократией понимают онлайновое голосование (голосование в режиме реального времени). Цифровая демократия предполагает опросы общественного мнения, общение доверенных лиц с избирателями, организацию обратной связи с гражданами для обсуждения законопроектов (региональные форумы, например, по отдельным региональным или местным программам и проектам), проведение избирательных кампаний и сбора средств, проведения голосования во время избирательных кампаний через специальные компьютеры, устанавливаемые в местах голосования, или путем свободного входа в интернет - систему голосования из дома, с работы и т.д. К преимуществам применения современных информационных технологий в региональном государственном и муниципальном управления следует отнести экономию на трансакционных издержках по сбору и обработке поступающей информации, повышают степень эффективности работы государственного аппарата.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Вопросы местного значения
Коммуникация
Онлайновое голосование
Система государственного управления
Система муниципального управления
Цифровая демократия
Электронный муниципалитет
Электронное правительство
- Е. А. Авербух, а. Б. Авербух
- Оглавление предисловие
- Раздел 1. Основы государственного и муниципального управления
- 1.1. Введение в дисциплину «государственное и муниципальное управление»
- 1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления
- 1.3. Методологические основы государственного и муниципального управления
- 1.4. Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в российской федерации
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 1. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация государственного и муниципального управления в российской федерации
- 2.1. Система государственного управления в российской федерации
- 2.2. Функции государственного управления
- 2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
- 2.4. Система региональных органов государственной власти
- 2.5. Система муниципального управления
- 1) Тип муниципального образования, предопределяющий перечень вопро- сов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;
- 2.6. Территориальное общественное
- 2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
- 2.8. Государственная служба российской
- 2.9. Кадровое обеспечение государственного и муниципального управления. Кадровая политика
- 2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 2. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Методы государственного и муниципального управления
- 3.1 Планирование как функция государственного управления
- 3.2. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование государственной стратегии социально-экономического развития
- 3.3. Программирование как функция государственного управления
- 3.4. Прогнозирование развития как функция государственного и муниципального управления
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 3. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Экономические и финансовые основы государственного и муниципального управления
- 4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
- 4.2. Система управления государственной и муниципальной формами собственности
- 4.3. Институциональные изменения в структуре сектора государственного управления
- 4.4. Взаимодействие государства и частного сектора. Регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации
- 4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления
- 4.6. Бюджетное устройство российской федерации. Бюджетный федерализм
- 4.7. Кризисы в развитии социально-экономических систем. Антикризисное управление
- 4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 4. Вопросы для самоконтроля
- Заключение
- Библиографический список основная литература
- Дополнительная литература
- Словарь терминов а
- Государственное и муниципальное управление Учебное пособие
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136