logo
Учебное пособие ГМУ

2.2. Функции государственного управления

Функции государственного управления – это конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов, это основные виды управленческой деятельности и его содержание. В зависимости от правовой основы образования органа государственного управления можно различать государственные органы, создаваемые на базе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законодательных актов самих субъектов РФ. Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, представительный орган субъекта РФ, правительство или администрация субъекта РФ, министерства, краевой, областной суд – это коллегиальные (коллективные) органы.

В отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице. Например, Президент РФ - лицо, занимающее высшую государственную должность в Российской Федерации, глава администрации, «губернатор», президент республики в составе РФ - субъекте РФ, глава администрации муниципального образования и др.

Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года N 314 (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649) включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Под функциями федеральных органов государственной власти понимаются следующие функции:

а) функции по принятию нормативных правовых актов: издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

б) функции по контролю и надзору: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

в) функции по управлению государственным имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

г) функции по оказанию государственных услуг: предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 в пункте 3 конкретизирует правовой статус и функции федеральных органов государственного управления.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр, который самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Он издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) и может иметь статус коллегиального органа. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Таким образом, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. В систему высших федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ (осуществляет власть главы государства), Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума – законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (судебная власть).

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства, таких как финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов. К ним относятся обучение законности, подготовка и повышение квалификации и др. Особенность организации государственной федеральной и региональной властей состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Содержание государственного управления заключается в анализе конкретных ситуаций (анализе комплекса сложившихся условий на данный момент времени и диагностики состояния объекта управления), выборе целей (цель – идеальный образ будущего), прогнозировании (греч. предвидение, предсказание), разработке стратегии государственного управления, планировании на основе конкретизации поставленных целей и задач, реализуемых в конкретных мероприятиях), информировании объекта управления, инструментами которого являются идеи, лозунги, призывы, традиции, символы, флаги, гербы, эмблемы и т.д., организации и налаживании связей взаимодействия между людьми, координации (согласование действий) деятельности людей, активизации деятельности с использованием методов и приемов мотивации и стимулирования, регулировании посредством воздействия на интересы людей и стимулирование их деятельности, контроле, обобщении и оценке регулирующего воздействия по результатам государственного управления и, в случае необходимости, коррекции методов государственного управления.

Характер и содержание государственного управления организациями зависит от формы собственности организаций. По критерию формы собственности различают частные организации, которые являются формой закрепления отношений частной собственности (частный сектор, сектор государственного регулирования), организации с федеральной государственной собственностью и государственной собственностью субъектов Российской Федерации (сектор прямого государственного управления), совместные организации, которые создаются при наличии коммерческого или предпринимательского риска, который частный сектор не готов целиком взять на себя.

В отношении к организациям общественного сектора государство осуществляет управление и регулирование. Деятельность организаций частного сектора экономики и некоммерческих организаций и учреждений регулируется российским законодательством.

Рассмотрим структуру высших органов власти в России. Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В качестве главы государства он наделен следующими полномочиями:

В системе и структуре исполнительной власти он наделен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями. В соответствии с гл. 4 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и принимает решение о его отставке. По предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, а также федеральных министров. Структура федеральных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, представлена на рисунке 2.

Министерства

Федеральные службы и агентства, подведомственные

министерствам

Министерство внутренних дел

Федеральная миграционная служба

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство

иностранных дел

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная регистрационная служба

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба)

Служба внешней разведки (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности (федеральная служба)

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная служба охраны (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство)

Управление делами Президента РФ (федеральное агентство)

Рисунок 2 - Структура и статусы федеральных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.

Он утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При определенных обстоятельствах и в установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом порядке Президент РФ может вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение.

В рамках правового статуса главы государства и гаранта Конституции РФ он является также высшим носителем, организатором и руководителем исполнительной власти в стране, которую он разделяет как непосредственно и персонально, так и через Государственный совет Российской Федерации, Администрацию Президента РФ и государственные органы федеральной исполнительной власти. Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, то есть на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. Прерогатива (от лат. praerogativus – первым подающий голос) – это преимущество и исключительное право, принадлежащее каким-либо государственным органам или должностному лицу.

Он наделен следующими полномочиями: распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей федеральных судов.

Полномочия Президента во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации раскрываются в ст. 85 Конституции РФ. Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда РФ. Так, в 2005 году были отменены выборы глав администраций субъектов РФ, а введена процедура назначений Президентом РФ.

Администрация Президента РФ формируется Президентом РФ для создания всех необходимых условий реализации президентской власти и всестороннего информационно-аналитического, материально-технического и организационного обеспечения его деятельности. Он осуществляет общее руководство, которому непосредственно подчиняются руководитель Администрации, заместители руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ, секретарь Совета безопасности РФ.

1 сентября 2000 года Указом Президента РФ № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»был образован Государственный совет (далее - Госсовет). Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Его решения носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

2 сентября 2000 года Президент РФ учредил президиум Госсовета. Он формируется в составе председателя и его членов, участвующих в работе на общественных началах. Председателем Госсовета является Президент РФ. В президиум вошли семь глав субъектов федерации, представляющие все федеральные округа. По указу президента «О президиуме Государственного совета Российской Федерации» и в соответствии с Положением о Госсовете, периодически, один раз в три месяца, осуществляется ротация состава президиума.

В соответствии с Указом Президента от 11 июля 2012 года членами Госсовета наряду с главами всех 83 субъектов являются председатели Совета Федерации и Государственной Думы, а также руководители партийных фракций в Госдуме. Как и ранее, в состав Госсовета будут входить руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов страны. Члены Госсовета при этом будут проводить заседания не реже трех раз в год. До этого они проходили один раз в три месяца.

Полномочные представители Президента РФ в Федеральных округах представляют интересы Президента РФ в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ.

Они обладает правом привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся на территории федерального округа.

Должность Президента определяется рядом прерогатив и полномочиями как главы государства и гаранта Конституции. Он призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти. Именно поэтому эта должность не может быть отнесена полностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти. Она возвышается над всеми ветвями власти и имеет непосредственное касательство к тем или иным вопросам и аспектам организации и функционирования каждой из них.

Основные задачи полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе следующие:

1) организация реализации органами государственной власти субъектов РФ основных направлений внутренней и внешней политики государства;

2) контроль за исполнением актов федеральных органов государственной власти на подведомственной территории;

3) обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ и представление ему регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном положении с соответствующими предложениями.

Парламент РФ -––– это высший постоянно действующий орган – представительной и законодательной власти РФ. Им является Федеральное Собрание (глава 5, статья 94 Конституции РФ). Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума избирается на 5 лет и состоит из 450 депутатов (ст. 95, 96 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Полномочия палат представлены на рисунке 5.

Вопросы, относящиеся к ведению

Совета Федерации

Вопросы, относящиеся к ведению

Государственной Думы

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ о от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Рисунок 5 - Вопросы, относящиеся к ведению палат Федерального собрания Российской Федерации

Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (ст. 102 Конституции РФ). Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (ст.103 Конституции РФ).

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции РФ). Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. К законопроектам, которые вносятся в Государственную Думу относятся законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Они считаются принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение пяти дней они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Он в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Роспуск Государственной Думы - досрочное прекращение полномочий Государственной Думы по решению Президента РФ и по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ. В российской Конституции этот широко известный на Западе институт появился впервые. При этом, в отличие от западных конституций, не устанавливающих конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска парламента, Конституция РФ определенно указывает на две такие ситуации:

1) конфликт между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства (ст. 111 Конституции РФ), а именно после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, предложенной Президентом РФ;

2) конфликт между Государственной Думой и Правительством, когда Президенту необходимо решать: либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу (ст. 117 Конституции РФ).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Она не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Конституцией РФ (ч. 2 ст. 109 Конституции РФ) предусмотрена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы назначить дату выборов нового ее состава. При этом проведение выборов должно пройти в такие сроки, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска.

"Государственное и муниципальное управление: конспект лекций"

"Государственное и муниципальное управление: конспект лекций"

Государственное и муниципальное управление: конспект лекций

"Государственное и муниципальное управление: конспект лекций"

Государственное и муниципальное управление: конспект лекций

Государственное и муниципальное управление: конспект лекций

Исполнительная власть представляет собой ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ. Это коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319. Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя – Министра обороны РФ. Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые называют административными органами (рис. 6).

Министерства

Федеральные службы и агентства, подведомственные министерствам

Экономического развития

и торговли

Таможенная служба

Агентство по государственным резервам

Агентство кадастра объектов недвижимости

Агентство по управлению федеральным имуществом

Финансов

Налоговая служба

Служба страхового надзора

Служба финансово-бюджетного надзора

Служба по финансовому мониторингу

Казначейство (федеральная служба)

Образования и науки

Служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Служба по надзору в сфере образования и науки

Агентство по науке и инновациям

Агентство по образованию

Природных ресурсов

Служба по надзору в сфере природопользования

Агентство водных ресурсов

Агентство лесного хозяйства

Агентство по недропользованию

Промышленности и энергетики

Агентство по промышленности

Агентство по техническому регулированию и метрологии

Агентство по энергетике

Регионального развития

Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Сельского

хозяйства

Служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Агентство по рыболовству

Агентство по сельскому хозяйству

Транспорта

Служба по надзору в сфере транспорта

Агентство воздушного транспорта

Дорожное агентство

Агентство железнодорожного транспорта

Агентство морского и речного транспорта

Агентство геодезии и картографии

Информационных технологий и связи

Служба по надзору в сфере связи

Агентство по информационным технологиям

Агентство связи

Культуры и массовых коммуникаций

Служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

Архивное агентство

Агентство по культуре и кинематографии

Агентство по печати и массовым коммуникациям

Здравоохранения и социального развития

Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Служба по труду и занятости

Агентство по здравоохранению и социальному развитию

Медико-биологическое агентство

Рисунок 6 - Федеральные органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ, национальных проектов и т. д. Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству. Формой деятельности Правительства РФ являются заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний."Государственное и муниципальное управление: конспект лекций" По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству РФ.

К ведению федеральной службы отнесено осуществление функций контроля и надзора в установленной сфере деятельности. Кроме того, федеральные службы осуществляют также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа и быть подведомственна Президенту РФ (рис. 7).

Федеральные службы и агентства

Руководство осуществляет Правительство РФ

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по атомной энергии

Федеральное космическое агентство

Федеральное агентство по туризму

Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Рисунок 7 - Федеральные службы и агентства, руководство осуществляет Правительство РФ

Федеральные службы и агентства могут находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору - также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Например, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях:

1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ;

2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется);

3) освобождения от должности Председателя Правительства РФ – по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей;

4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям:

а) по инициативе Президента РФ;

б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ;

в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей, присяжных, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, народных и арбитражных заседателей, посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система России есть совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Она включает в себя: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. Субъекты РФ имеют право формировать конституционный (уставный) и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции, деятельность которых регламентируется региональным законодательством. Судьи Высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.