2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Показатели, используемые при оценках эффективности управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы.
1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, могут рассматриваться объем (увеличение объема выпуска продукции), прибыль (увеличение прибыли), себестоимость (снижение себестоимости), объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции, сроки внедрения новой техники и т. п.
2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления, на приобретение вычислительной техники и т.д.
При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер (производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность).
Производительность может пониматься, как количество произведенной конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника.
Под экономичностью понимаются относительные затраты на его функционирование, соизмеренные с объемом или результатами производственной деятельности. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в стоимости реализованной продукции, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.
Адаптивность системы управления – это ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий.
Гибкость – это свойство изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решении и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений. Оперативность - своевременность выявления и решения управленческих проблем.
Надежность - функционирование, безотказное по отношению к соответствующим поставленным целям.
3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т. п. Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей для оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей.
Методика анализа организационно - функциональной структуры государственной и муниципальной систем управления представляет в себя процедуру поэтапного анализа.
1 этап. Декомпозиция структуры по подразделениям (управления, отделы, специалисты и т.д.) в соответствии со структурой объектов;
- выделение функций каждого звена;
- установление подчиненности между звеньями, связей и отношений между подразделениями.
2 этап. Определение соответствия организационной структуры квалификационным характеристикам органов.
3 этап. Определение уровня (степени) централизации и децентрализации функций и уровней управления (вертикальная и горизонтальная структура органа).
4 этап. Определение рабочего времени органа управления – времени движения от принятия решения до его реализации.
Целями анализа являются повышение эффективности социально-психологической атмосферы, влияющей на поведение сотрудников, их производительность, умение работать в «команде», оценка жесткости, мобильности, масштабности и надежности системы управления.
При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей.
Основное требование к их выбору - максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта. Возможны как экспериментальный, так и теоретический анализ, анализ документов, анкетирование с использованием определенного инструментария обработки данных и др.
Система оценки организационно-функциональных структур позволяет диагностировать и оценивать их состояние, выявлять причины их эффективности и/или неэффективности и использовать различные методы коррекции. Так, при неудовлетворительном функционировании, причинами которой являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, привлечении новых финансовых ресурсов, недостатки организационной структуры управления и др., которые устраняются путем изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработки специальных программ по изменению методов и процедур управления.
Инструменты диагностики организационно - функциональной структуры управления приведены в таблице 14.
Таблица 14 – Методика анализа и диагностики организационно –функциональной структуры государственного и муниципального управления
Критерии оценки | Показатель и инструментарий анализа системы управления (СУ) |
Полнота охвата функций всеми подразделениями организационной структуры | 1 Коэффициент охвата функций Kф = Rфак. / R норм., где Kф – коэффициент охвата функций; Rфак. – количество работ по нормативам; Rнорм. - количество работ по факту. 2 этап анализа. Определение отклонения от норматива, %. Выявление причин отклонений и, в случае получения отрицательного результата, разработка мер по коррекции функциональной структуры или квалификационной структуры кадров (курсы повышения квалификации, переаттестация кадров с привлечением независимых экспертов). |
Уровень концентрации работ в подразделениях
| 1. Коэффициент централизации СУ Kк.р. = Тц / Тобщ., где Kц..р. – коэффициент централизации СУ; Тц – трудоемкость централизованно выполняемых управленческих работ; Тобщ., - трудоемкость всех работ, выполняемых в системе управления. 2. Коэффициент централизации управленческих работ по уровням РСУ: Кцур =Тцур.х -1 / Тцур х -1 + Тх, , где Кцур - коэффициент централизации управленческих работ; Тцур.х -1 - трудоемкость управленческих работ, выполняемых централизованно в подразделении данного уровня; Тх - трудоемкость управленческих работ, выполняемых централизованно в РСУ; если Кцур ≥ 5, то централизация считается низкой. 3. Коэффициент централизации выполнения управленческих работ на исследуемом уровне СУ (иерархическое разделение труда): Кij = Tij / Tij , где i – функция, j – подразделение, n – число подразделений, охваченных исследованием. Чем ближе коэффициент к 1 (Кij ≤ 1), тем более централизованно выполняется функция. |
Жесткость организационной структуры, мобильность, масштабность | Жесткость организационной структуры определяется управляемостью сверху (степень свободы принятия решений). Мобильность - темп принятия и реализации решений, определяется затратами времени от принятия решения до его практической реализации. Масштабность определяется общим количеством сотрудников. |
Надежность СУ | Коэффициент надежности системы управления: Kнсу = Rн / Rобщ., где Kнсу – коэффициент надежности СУ; Rн – количество нереализованных решений; Rобщ – общее количество принятых решений. Чем ближе значение коэффициента к 1, тем выше надежность системы управления. |
Для определения дисбаланса и напряженности работы направлений используются показатели, приведенные в таблице 15.
Таблица 15 - Определение дисбаланса и напряженности работы направлений
Критерии оценки | Показатель и инструментарий анализа системы управления (СУ) |
Определение дисбаланса между относительными затратами и относительной важностью функции управления | Критерии анализа и оценки по n – балльной шкале: 1. Наличие цели и стратегического плана системы управления (n1 ). 2. Наличие функциональной (ФМ), структурной (СМ) и совмещенной организационно – функциональной моделей (ОФМ) – (n 2). 3. Построение функционально–стоимостной диаграммы (ФСМ) на основе соотнесения качества выполняемых функций и затратами на их выполнение (например, соотнесение экономического эффекта и затрат на его получение) – (n 3). 4. Выявление зон доходов и убытков, имеется ли анализ факторов роста экономической эффективности управления и причин потерь по каждому из подразделений. 5. Оценка качества выполнения функции (суммирование баллов и выявление отклонения от максимально возможного количества баллов). 6. Выработка конкретных рекомендаций по оптимизации СУ. |
Напряженность работы направлений | 1. Коэффициент напряженности работы направлений: Kнрн = Nп / Т , где Kнрн - коэффициент напряженности работы направлений; Nп – количество обрабатываемой корреспонденции, документации; Т – количество рабочих дней в исследуемом периоде. 2. Определение полного резерва работы: Rij = Тij - Трi - tij , где Rij - показатель напряженности работы; Тij - поздний срок наступления события; Трij – ранний срок наступления события; tij – продолжительность работы. Чем больше резерв времени, тем менее напряженной является работа. |
Важную роль в системе управления играет организационная культура управления, которая представляет собой ценности и нормы, разделяемые персоналом. К элементам организационной культуры относят:
1) поведенческие стереотипы (язык, обычаи и традиции);
2) групповые нормы;
3) провозглашаемые и реализуемые ценности;
4) философия - общие принципы, которыми определяются мотивация служащих, их поведение, поступки и взаимодействия;
5) организационный климат: манеры взаимодействия членов организации друг с другом и клиентами;
6) методы, используемые служащими для достижения служебных целей.
- Е. А. Авербух, а. Б. Авербух
- Оглавление предисловие
- Раздел 1. Основы государственного и муниципального управления
- 1.1. Введение в дисциплину «государственное и муниципальное управление»
- 1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления
- 1.3. Методологические основы государственного и муниципального управления
- 1.4. Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в российской федерации
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 1. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация государственного и муниципального управления в российской федерации
- 2.1. Система государственного управления в российской федерации
- 2.2. Функции государственного управления
- 2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
- 2.4. Система региональных органов государственной власти
- 2.5. Система муниципального управления
- 1) Тип муниципального образования, предопределяющий перечень вопро- сов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;
- 2.6. Территориальное общественное
- 2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
- 2.8. Государственная служба российской
- 2.9. Кадровое обеспечение государственного и муниципального управления. Кадровая политика
- 2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 2. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Методы государственного и муниципального управления
- 3.1 Планирование как функция государственного управления
- 3.2. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование государственной стратегии социально-экономического развития
- 3.3. Программирование как функция государственного управления
- 3.4. Прогнозирование развития как функция государственного и муниципального управления
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 3. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Экономические и финансовые основы государственного и муниципального управления
- 4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
- 4.2. Система управления государственной и муниципальной формами собственности
- 4.3. Институциональные изменения в структуре сектора государственного управления
- 4.4. Взаимодействие государства и частного сектора. Регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации
- 4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления
- 4.6. Бюджетное устройство российской федерации. Бюджетный федерализм
- 4.7. Кризисы в развитии социально-экономических систем. Антикризисное управление
- 4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 4. Вопросы для самоконтроля
- Заключение
- Библиографический список основная литература
- Дополнительная литература
- Словарь терминов а
- Государственное и муниципальное управление Учебное пособие
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136