3.3. Программирование как функция государственного управления
Программирование – это система государственного воздействия на экономику соединяющую прогнозирование с длительным числовым регулированием. По субъектам и масштабам разработки программы делятся на межгосударственные, государственные (освоения космоса, экономические, программы освоения природных ресурсов в районах Сибири, Дальнего Востока и др.) и региональные (программы развития отдельных регионов и территорий, они разрабатываются как центральными, так и местными органами).
Инструменты государственного программирования – это совокупность средств, с помощью которых государство стремится направлять социально-экономическое развитие в желаемом направлении.
Стимулами могут выступать налоговые льготы, субсидии, страховые, инвестиционные и резервные фонды. Антистимулом является запрет на строительство новых предприятий, повышение налогов, фиксирование цен, ужесточение условий кредитования, ограничение внешнеэкономической деятельности.
Функции государственного программирования:
анализ текущего состояния национальной экономики;
разработка прогноза на будущее;
определение рационального, с точки зрения государства, варианта развития национальной экономики;
разработка и реализация мер по достижению намеченных целей.
Разработка программ включает следующие этапы:
предпрограммное прогнозирование;
формирование целевой функции, здесь в действие вступают механизмы принятия политических решений, с их помощью определяется очередность целей и желательный уровень развития;
формирование пакетов вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели программы;
балансирование ресурсов по всем направлениям программы, составление бюджетов, определение системы управления и контроля за реализацией программы;
формирование пакетов вариантов с целью определения критерия и выбора одного из самых оптимальных вариантов;
включение в программу резервных вариантов, позволяющих своевременно скорректировать экономическую политику с учетом возможных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики, которые препятствовали бы достижению намеченной цели (в случаях смещения высших должностных лиц, военных конфликтов, экологических катастрофах, распада и возникновения государств, конъюнктурные повороты в мировой экономике, прорыв в НТП и т.д.).
По временному диапазону программы делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы.
Краткосрочные программы, разрабатываемые на срок до 2-х лет. Краткосрочные программы выполняют посредническую роль между текущим и перспективным регулированием, являясь связующим звеном между конъюнктурным и структурным вмешательством. Во многих странах в качестве основы для краткосрочного регулирования используются бюджетные программы.
Для реализации программ по структурному преобразованию в экономике, необходимо использование средних, а иногда и долгосрочных режимов, поскольку большинство инвестиционных программ осуществляются в этом временном диапазоне. Среднесрочные программы разрабатываются на срок от 2-х до 5 лет. Они опережают краткосрочные и служат для них ориентировочной базой. В ходе своей реализации программы, как правило, корректируются, а для сохранения 5-летней перспективы осуществляется непрерывность программирования с использованием скользящего метода.
Долгосрочные программы, данные программы разрабатываются на срок свыше 5 лет. Они используются для глубоких преобразований производства, социально-экономической сферы, реализации интеграционных процессов и решения различных проблем на всех уровнях управления, вплоть до мирового.
В этих программах прогнозируется общий уровень государственных расходов и по направлениям устанавливаются приоритеты финансирования, определяются сметы затрат на выполнение отдельных программ.
В соответствии с решаемыми задачами программы делятся на целевые программы и многоцелевые программы. Целевые программы представляют собой систему различных мероприятий органов государственного (муниципального) управления по следующим направлениям:
выбирается оптимальное решение программы;
определяются все затраты по реализации программы;
определяются участники (субъекты и объекты) реализации программы;
согласуются направления и показатели программы с исполнителями;
определяются доли затрат между участниками исполнения программы.
Все это дает возможность увязывать выполнение программы с государственным бюджетом.
Многоцелевые программы представляют собой систему мер, разработанных для достижения ряда крупных целей. Они содержат качественные характеристики, как правило, это характеристики интервального порядка, при минимуме количественных показателей.
Типовая структура программы социально-экономического развития (далее – СЭР) включает в себя следующие элементы:
I. Титульный лист.
II. Паспорт Программы – наименование, сроки реализации программы, заказчик, исполнители, основные этапы и мероприятий, целевые индикаторы, объем и источники финансирования, ожидаемый эффект.
III. Основное содержание Программы.
1. Социально-экономическое положение муниципального образования (района, городского округа, поселения) – результаты анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие территории, SWOT-анализ.
2. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования.
3. Цели и задачи Программы.
4. Основные направления социально-экономического развития муниципального образования, сценарии развития муниципального образования
эволюционный (инерционный) - прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития территории, имевших место в ретроспективе;
инфраструктурный - преимущественное развитие инфраструктурной базы муниципального образования;
партнерский – развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в программе в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений;
комплексный - который включает элементы всех трех сформулированных выше базовых вариантов.
5. Программа мероприятий по решению выявленных проблем с указанием сроков реализации и ответственных.
6. Ресурсное обеспечение Программы – объем и источники финансирования, план мероприятий по привлечению инвестиций.
7. Перечень целевых индикаторов.
8. Перечень приоритетных инвестиционных проектов.
9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы.
10. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы.
IV. Приложения к Программе.
При разработке документов социально-экономического планирования анализируются внешние и внутренние факторы, влияющие на перспективы развития территории, в частности:
внешние факторы: экономико-географическое положение страны, субъекта РФ (муниципального образования), социально-экономическая ситуация в стране, регионе, муниципальном образовании, основные направления развития федерального и регионального законодательства, приоритетные направления деятельности органов государственной власти на уровне Федерации и региона.
внутренние факторы: текущая демографическая ситуация, темпы миграции, человеческий потенциал, природно-ресурсный потенциал развития территорий, уровень развития промышленности, перспективы жилищного и промышленного строительства, условия жизни в стране, субъектах РФ, муниципальных образованиях, темпы развития экономики, ситуация на рынках труда, конкуренция, приоритетные направления развития территорий, системы местных норм, инвестиционный климат и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.1995 N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» «программа социально-экономического развития Российской Федерации – это комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров».
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации определяется как система представлений:
о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства;
важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
- Е. А. Авербух, а. Б. Авербух
- Оглавление предисловие
- Раздел 1. Основы государственного и муниципального управления
- 1.1. Введение в дисциплину «государственное и муниципальное управление»
- 1.2. Организационная и территориальная система государственного и муниципального управления в российской федерации. Принципы и методы регионального и муниципального управления
- 1.3. Методологические основы государственного и муниципального управления
- 1.4. Конституционно-правовые основы государственного и муниципального управления в российской федерации
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 1. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 2. Организация государственного и муниципального управления в российской федерации
- 2.1. Система государственного управления в российской федерации
- 2.2. Функции государственного управления
- 2.3. Государственное управление в административно-политической сфере
- 2.4. Система региональных органов государственной власти
- 2.5. Система муниципального управления
- 1) Тип муниципального образования, предопределяющий перечень вопро- сов местного значения, из которого складываются полномочия администрации;
- 2.6. Территориальное общественное
- 2.7. Оценка эффективности организационных структур государственного (муниципального) управления
- 2.8. Государственная служба российской
- 2.9. Кадровое обеспечение государственного и муниципального управления. Кадровая политика
- 2.10. Социальная информация и коммуникация в государственном и муниципальном управлении
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 2. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 3. Методы государственного и муниципального управления
- 3.1 Планирование как функция государственного управления
- 3.2. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование государственной стратегии социально-экономического развития
- 3.3. Программирование как функция государственного управления
- 3.4. Прогнозирование развития как функция государственного и муниципального управления
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 3. Вопросы для самоконтроля
- Раздел 4. Экономические и финансовые основы государственного и муниципального управления
- 4.1. Экономические основы государственного и муниципального управления
- 4.2. Система управления государственной и муниципальной формами собственности
- 4.3. Институциональные изменения в структуре сектора государственного управления
- 4.4. Взаимодействие государства и частного сектора. Регулирование государственно-частного партнерства в российской федерации
- 4.5. Государственное регулирование экономики как функция государственного управления
- 4.6. Бюджетное устройство российской федерации. Бюджетный федерализм
- 4.7. Кризисы в развитии социально-экономических систем. Антикризисное управление
- 4.8 Административная реформа в российской федерации и ее результаты
- Вопросы и тестовые задания для самоконтроля по разделу 4. Вопросы для самоконтроля
- Заключение
- Библиографический список основная литература
- Дополнительная литература
- Словарь терминов а
- Государственное и муниципальное управление Учебное пособие
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136
- 680035. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136